ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #28

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.

Jean-Luc Ponty - The Very Best Of Jean-Luc Ponty

Jean-Luc Ponty
-
The Very Best Of Jean-Luc Ponty

Rhino/Atlantic Jazz, 2000

* * * * *

Шестнадцать треков из классического звукового наследия выдающегося мастера европейского джаз-рока, французского скрипача Жан-Люка Понти. Расположенные в хронологическом порядке, пьесы охватывают общепризнанно наиболее продуктивный и яркий период в творчестве Понти - с 1975 по 1985 годы. Это не значит, что он не выпускал значимых записей до или после: его карьера продолжается и сейчас. Просто более поздние записи представляют Понти в совершенно других амплуа, а на более ранних он еще не играл на виолектре - своей знаменитой пятиструнной электроскрипке.
Творчество Понти дало образцы весьма высококачественного и творчески интересного джаз-рока, что в этом жанре - в массе своем вторичном - редкость. Собственно, главное, что можно сказать о сборнике - это что на нем собрано несколько таких образцов и что они дают превосходное представление о пиках творчества Понти.
Мощное, по-американски массивное звучание большинства треков - продукт деятельности нескольких известных калифорнийских студий (Paramount, Cherokee, The Village Recorders и др.), персонал, акустика и оборудование которых ответственны за понятие "калифорнийского звучания" в джаз-роке (понятие достаточно виртуальное, но понятное большинству знатоков жанра). Насыщенное звучание ритм-секции с интенсивными барабанами и могучим басом, тембрально яркие и богатые аналоговые звуки электроинструментов (в первую очередь гитар и электроскрипки), "горячая" тембровая окраска звуковой картины - все в целом, несмотря на изысканно импровизационный музыкальный язык, говорит больше за вторую, чем за первую составляющую стилистического определения "джаз-рок". И неудивительно: помимо сольных фьюжн-записей и игры в "Оркестре Махавишну", за плечами Понти есть и участие в группе Фрэнка Заппы.
Snowboy and The Latin Selection - Afro Cuban Jazz

Snowboy and The Latin Selection
-
Afro Cuban Jazz

Cubop/Ubiquity, 2000

* * * *

Латино в Европе - это совсем не то, что латино в США. За океаном латино играют, как правило, латинос, для которых это - родная музыка. В Европе все не так. Перкуссионист Сноубой рожден был в Англии под именем Марк Котгроув, с лица он белый, но страсть к афро-кубинским ритмам у него столь велика, что вынесенный в заглавие его очередного альбома афро-кубинский джаз он играет с невероятной для человека его расы и происхождения степенью аутентичности. Поскольку практически все участники записи - жители Британских островов, то кубинский боп получается у них чуть слишком утонченным, чуть слишком рафинированным - натуральные кубанос играют эту музыку куда небрежнее; за счет этого "Afro Cuban Jazz" можно рекомендовать тем, кто хочет познакомиться с афро-кубинской джазовой стилистикой. Дело в том, что британский альбом получился очень архетипичным, очень образцовым - куда более образцовым, чем дворово-хулиганское музицирование настоящих кубинцев (которое после знакомства с альбомом Сноубоя должно стать следующей ступенью знакомства с жанром).
Сам Сноубой пишет в буклете: "Мне просто всегда очень нравились Пуэнте, Рэй Барретто и братья Палмиери. Ничего не могу с этим поделать". И не надо!
Запись была сделана Ником Хэнненом в студии Blah Street в пригороде Лондона. Яркое, насыщенное звучание перкуссии (Сноубой, Давид Джованнини и Дейв Паттман) доминирует в звуковой картине, хотя в ансамбле есть полноценная духовая секция. Просто духовые здесь не главные, главное - сложные, увлекательные ритмы. И в их сплетении настоящий бриллиант - звучание старых добрых "Хаммонда" и "фендер-пиано" (Нил Энджилли), записанных с редкостной любовью к звучанию этих классических инструментов и редкостным, практически образцовым умением.

Константин Волков

На первую страницу номера