ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #29

Either/Orchestra вдруг попал в Ярославль

Either/OrchestraНасчет "вдруг" - это почти правда. Как мы говорим, Бог послал. Другие говорят - стечение обстоятельств. А на самом деле, с 20 по 27 августа в Ярославле проходил IV международный фестиваль "Искусство движения 2000". Его устроители с американской стороны посчитали небезынтересным пригласить на него джазовый коллектив. Имея определенные средства, организаторы получили возможность оплатить все расходы по привозу из Бостона Е/О, состоящего из 10 музыкантов. 
Далее все было значительно проще и понятней: ярославские организаторы, естественно, пришли в Джазовый центр. У нас давно сложились довольно хорошие и теплые отношения с деятелями современного танца. Можно, например, напомнить, что первый опыт начался (и очень удачно) в 1989 году во время фестиваля "Джаз над Волгой", когда всех участников и гостей приветствовала "Великая сеть" (так ранее они называли свое творческое сообщество).
Лично мне не приходилось лично бывать на концертах Е/О, но двойной их альбом я специально и внимательно прослушал несколько раз, ожидая приезда коллектива. Далее меня заинтересовала их творческая биография. Естественно, что поиск пошел в Сети. Там по статистике я нашел общее количество страниц, посвященных Е/О, более 450 (!). И то это по справке только Yahoo. 
Either/Orchestra Поэтому, почти наугад выбрав некоторые из материалов (о записях, концертах), я узнал очень много интересного об ансамбле (оркестре? - как они сами себя величают) и об их руководителе Рассе Гершоне (Russ Gershon). Могу сообщить, что Гершон - сопрано- и тенор-саксофонист, композитор и аранжировщик практически всей музыки, что исполняет Е/О. Этот оркестр он основал в 1985 году, а через два года организовал свою собственную студию записи с лейблом "Accurate Records". В самом названии - Аккуратные записи - Расс уже заложил некие свои принципы работы студии, в частности, активное участие музыкантов в выпуске своих CD's, вплоть до оформления дисков. 
Е/О уже выпустил шесть альбомов на "Accurate Records", в том числе один двойной. Выступил с 1000 концертами по 35 штатам и пяти зарубежным странам (это чистая статистика, почерпнутая из той же Сети).
Итак, прибыв 20 августа (воскресенье) в Ярославль, а следовательно - в Россию, т.е. шестую для себя страну света, ансамбль-оркестр Е/О посетил наш Джазовый центр в полном составе из 10 человек. Прикинули планы на неделю, узнали о становлении в Ярославле джазовых традиций, еще о том, о сем. Естественно, главным был вопрос о предстоявшем назавтра концерте в зале ДЦ.
Either/Orchestra 21 августа понедельник состоялся необходимый саундчек, традиционно показавший недостаточную подготовленность аппаратуры к концерту. А откуда ей взяться, если целый сезон для всех концертов, проходящих еженедельно в ДЦ, мы пользовались аппаратурой своих друзей-музыкантов, и в хорошие периоды нам выдавалась аппаратура из муниципальных источников? Но музыканты были профессионалами, зал достаточно небольшой (на 100 мест), акустика хорошая, и поэтому артисты со спокойной душой пошли ужинать. А в это время к найденным колонкам и микрофонам подбирался усилитель. Нашли Tesla, уж неизвестно, какого года. Как-то все скоммутировали. А народ уже занимал места, которых за полчаса до концерта уже стало катастрофически не хватать. В общем, когда набралось порядка 200 (!) человек, вход был перекрыт. Кому не хватило мест, могли наблюдать концерт, стоя прямо у окон зала на улице.
Either/Orchestra Наконец, на сцену вышло десять джентльменов, и зазвучала музыка. На всякий случай сообщаю имена музыкантов: черный барабанщик Харви Вирт (Harvey Wirth), очень подвижный перкуссионист доминиканец Висенте Леброн (Vicente Lebron), очень интеллигентный во всех смыслах, в соответствии с фамилией, контрабасист Рик Маклафлин (Rick McLaughlin), педагог Беркли-колледжа, пианист Грегори Берк (Gregory Burk), ветеран Е/О (больше флюгельгорнист, чем трубач( Том Халтер (Tom Halter), молодой трубач, он же флюгельгорнист Колин Фишер (Colin Fisher), блестящий тромбонист Джоэл Йенниор (Joel Yennior), самый молодой музыкант, альт-саксофонист Джереми Юдден (Jeremy Udden), ветеран ансамбля, виртуоз баритон-саксофона Чарли Колхэйз (Charlie Kohlhase) и руководитель Е/О, он же композитор и аранжировщик, он же сопрано и альт-саксофонист Расс Гершон (Russ Gershon). Уф!
Either/Orchestra Теперь о концерте. Мне слушать его было достаточно несложно, так как до того я был уже немного знаком с их музыкой по имевшемуся в библиотеке ДЦ двойному альбому. Действительно, все так и произошло, как я предполагал: то звучал биг-бэнд, то - комбо. Музыка чаще всего авторская, Расса Гершона. Запомнилось то, что часто не хватает нашим отечественным музыкантам: американцы ИГРАЛИ, - а не РАБОТАЛИ в страхе что-то пропустить или не так сделать. Долгие по времени и незаметные для слушателей сольные импровизации отдельных музыкантов сменялись (опять же неожиданно и как-то вдруг) туттийными частями. Надо отдать должное и зрителям, которые очень тепло поддерживали музыкантов. 
Трудно было сразу выделить кого-либо из выступавших. Особо можно было бы отметить контрабасиста Рика Маклафлина, тромбониста Джоэла Йенниора, и, конечно, аранжировщика и руководителя Расса Гершона. Хотя этот список можно было бы пополнить и оставшимися семью музыкантами.
Either/Orchestra Во вторник у музыкантов был день отдыха, посвященный знакомству с достопримечательностями древнего русского города.
На среду договорились вечером провести в Джазовом центре jam-session с ярославскими музыкантами. Сначала, по традиции, выступили два молодых ярославских ансамбля - "для разогрева воздуха". И джем как-то сам по себе поехал. Причем я готовился к тому, чтобы в случае вполне естественного умирания музыки подыскать "комплект" музыкантов, способных восстановить течение джема. Так вот в течение четырех часов пауз в "совместном музицировании" не возникало! И все части его были на очень неплохом уровне. Даже случались моменты, когда на малой сцене нашего ДЦ собиралось до 15 музыкантов. Причем были постоянные ротации. Музыка шла в развитии, поэтому и ярославские музыканты, которых пришло несколько десятков, и гости из Бостона стояли в некую очередь, чтобы получить возможность "высказаться". Я тогда подумал, что нечто похожее по накалу я видел и слышал последний раз в 1975 году во время трех джемов с музыкантами NYRJCo, но тогда было 20 музыкантов биг-бэнда с американской стороны, а с нашей, советской - музыканты из 17 городов страны. 
Когда время стало приближаться к 23 часам, ко мне подошел Расс Гершон и сделал очень приятное и разумное предложение: завершить вечер выступлением Е/О. Вы же знаете трагедию наших (да и не только) джемов: они чаще всего не заканчиваются, а умирают. Здесь же проявился профессионализм Расса, и мы имели возможность прослушать одну из его собственных композиций. Естественно, что после ни у кого не было желания что-либо играть.
Была еще пара концертов: в четверг - в ночном клубе "Авангард", где программа носила характер, доступный для танцующих, и в субботу в ДК моторостроителей (там мы всегда проводили концерты наших фестивалей "Джаз над Волгой") был часовой концерт, напоминавший филармонический во всех своих аспектах.
Кроме "глобальных" мероприятий в Джазовом центре, музыканты Е/О провели целую серию мастер-классов. Причем, некоторые из музыкантов делали их не единожды. Таким образом, в эту неделю августа Джазовый центр напоминал улей музыкантов, о чем-то говорящих, показывающих, играющих, просто сидящих за чашечкой чая или кофе. 
Прощание было, как говорят, "со слезами на глазах". Обещали не терять связи и в дальнейшем. Уже получили несколько коротких писем-благодарностей по электронной почте. А сегодня нам прислали их маршрут по родным штатам на сентябрь. И я надеюсь, что я смогу встретиться с ними не только в Бостоне, но и у нас в Ярославле.

Игорь ГавриловИгорь Гаврилов,
руководитель Ярославского джазового центра
фото Виталия Анохина

На первую страницу номера