ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #30
Нью-Йорк: заграница нам поможет
Сиро Баптиста Создавая новый ансамбль и заботясь о максимально насыщенном разнообразном звучании, можно пойти двумя путями: либо взять числом и собрать целый оркестр, либо пригласить немногих, но зато именно тех, кто в состоянии играть не на одном, а на нескольких инструментах. Собирая даже самый маленький состав, можно остановиться на одном из двух: или все играть живьем с минимальной ритм-секцией и солистами, или пользоваться семплерами и все дополнительные ритмические партии записывать по ходу концерта. Выбирая, какие инструменты использовать, музыкант видит два выхода: использовать то, что есть, а в случае необходимости - приобретать недостающее, или, напротив, играть на том, что попадет под руку, превращая любую вещь в музыкальный инструмент. Отбирая исполняемый репертуар, ансамбль может руководствоваться одним из двух правил: первое - стараться играть произведения, выдержанные в одном жанре, второе - наплевать на классификации и стили и играть все подряд. Каких результатов можно ожидать от тех, кто решил: а) ограничиться минимальным составом, б) то, что невозможно сыграть самим - записать на семплер, в) использовать в своем арсенале всевозможные предметы и г) играть все, что в голову взбредет? Оказывается, самых что ни на есть обильных результатов, даже очень обильных. Главное, чтобы музыканты подобрались крепкие. Итак, разрешите представить вниманию публики дуэт Supergenerous: Сиро Баптиста - многочисленные перкуссионные инструменты и Кевин Брайт - различные гитарообразные приспособления и им сопутствующие эффекты и причиндалы.
Кевин БрайтУ Кевина и Сиро есть много общего. Во-первых, оба они музыканты заграничные. Впрочем, Баптиста хотя и бразильянец, давным-давно живет в Нью-Йорке, а Брайт - так и вовсе канадец. Известная американская поговорка, как известно, гласит: "индюк не птица - Канада не заграница". Кроме того, оба музыканта больше известны по чужим проектам, нежели по своим собственным. Кстати, именно во время работы аккомпанирующими музыкантами в ансамбле Кассандры Уилсон они и познакомились. Еще оба любят играть на максимально возможном числе инструментов; правда, Сиро Баптиста это зачастую делает одновременно, а Кевин Брайт все-таки по очереди. Ну и, конечно, оба обладают прекрасным чувством юмора и тягой к экспериментам, благодаря которым и родился столь странный и веселый проект. Не знаю уж, каким образом господа иностранцы умудрились заморочить голову менеджерам фирмы Blue Note, но именно на этом лейбле буквально несколько дней назад вышел единственный на сегодняшний день компакт-диск Supergenerous.
Выход альбома, на котором в качестве гостя (гостьи?) в одной (с позволения сказать) композиции присутствует упоминаемая ранее главная черная джаз-певица Кассандра Уилсон, нужно как-то отметить. Презентацию было решено провести в клубе Knitting Factory, предварить концерт интервью с музыкантами и сделать телеверсию выступления. Так как дуэт этот явно недостаточно популярен, устроители мероприятия решили ограничиться всего одним сетом, справедливо рассудив, что публики в зале при этом будет больше. Догадываясь о том, что другого шанса у меня не будет, я был просто вынужден пойти на этот концерт.
Сиро БаптистаНаверное, самым интересным было даже не слушать Supergenerous, а смотреть, что выделывают музыканты. Что Сиро играет на ящиках, пластмассовых ведрах, самодельных бонгах, пластиковых трубах и прочих ужасных предметах - я знал и до этого шоу, а вот Кевина я видел впервые. И, если я еще мог предположить, что кроме нескольких нормальных гитар он будет играть и на стальном варианте оной, то даже в горячечном бреду не мог представить себе его с двумя видами электромандолин и каким-то то ли сазом, то ли еще чем-то акустическим в этом роде, с приделанным, а точнее - с инсталированным внутрь звукоснимателем. 
Кевин Брайт Все эти навороты, как это ни странно, были, что называется, в тему. Каждая вещь была тщательным образом отрепетирована и грамотно скомпонована. Основа большинства пьес - смесь, на первый взгляд, несовместных компонент. Латиноамериканские ритмы и кантри; джазовая основа (или даже стандарт) и попсовая песенка; барабанный бой, засемплированные перестуки бубна, гитарные запилы и тихие флажолеты с узнаваемым саундом музыки new age. Названия композиций с альбома говорят сами за себя: "The Legend Of Johnny Cactus", "Dreaming Of A Train/Take The A Train", "God's Parking Lot", "Caravan/Camel, Sand & Caravan", и все в таком духе. Естественно, что такую программу нельзя сыграть на одной гитаре с одним барабаном. Да и играй музыканты все это серьезно, ни о каком удовольствии и речи бы быть не могло.
На десерт, то есть на бис, Supergenerous взялись сыграть слегка однообразную мелодию из некогда популярного телесериала, исполнение которой Сиро Баптиста предварил трогательной историей о том времени, когда он только приехал в Америку и регулярно смотрел этот сериал по единственному работающему каналу подобранного где-то на свалке телевизора. Как же я могу не любить эту мелодию, сказал он, с трудом подбирая английские слова, ведь именно с помощью этого телесериала я учил этот язык.

Ох уж эти иностранцы! Нет у них ничего святого. Издеваются над традиционными культурными ценностями. Нет бы заняться чем-нибудь общественно полезным, что-нибудь созидать, а не разрушать... Особенно эти латиносы: работать не умеют, всюду лезут, даже в музыке от них спасу нет... Что? Как вы сказали? Принимал участие в записи альбома Херби Хенкока "Gershwin's World", который получил Грэмми? Играет вместе с пианистом Даниэлем Боренбоймом с программой "Бразильская рапсодия"? Выпускает альбом с собственным ансамблем из десяти перкуссионистов "Beat the Donkey"? Ну, не знаю, не знаю, может быть - вы и правы. Хотя я думаю, что вы его с кем-то путаете, ну не умеют они работать. Уж мне-то поверьте.

Иван ШокинИван Шокин,собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке
фото автора
Downtown Music

На первую страницу номера