ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #30
Омск: ничто в Доме актера не происходит случайно!..
Умные философы однажды сформулировали такую мысль: "Всякая случайность есть только выражение закономерности". То есть если вы к чему-то очень стремитесь, в конце концов это приходит к вам не только по плану, но и как бы случайно. Вот так три года назад на одном из театральных вечеров в омском Доме актера встретились народный артист России, председатель правления омского отделения СТД милейший Юрий Леонидович Ицков - и тоже артист, но уже своего дела, Кирилл Львович Дружинин. Они обменялись впечатлениями о вечере, о том о сем - и затем перешли на разговор "за жизнь". И вот Кирилл Львович и сказал Юрию Леонидовичу нечто вроде: "А не открыть ли нам в Доме актера ресторан немножко другого типа, чем те, которые существовали у нас в городе до сих пор? И даже не ресторан, а клуб? И чтобы там обязательно звучал живой джаз?" "Открыть!" - согласился Юрий Леонидович. Что вскоре и было сделано.

Творения рук, как средство достижения общей гармонии

Что прежде всего бросается в глаза в этом клубе? Точнее, оно не бросается. Оно просто есть. "Оно" - это ощущение тепла, уюта, гармонии. Деревянные панели по всему небольшому залу на пару десятков столиков. Клетчатые скатерти спокойных цветов. Камин - настоящий, а не поддельный! - у дальней стены. Керамика - лепнина "под кирпич", настенные панно, бутылки причудливой формы на полочках. Это, между прочим, работы омского мастера Натальи Чепкасовой. А еще - театральные "юпитеры" на двух закрепленных под потолком фермах, почти как на сцене. И фото "Золотой маски"...
Прохаживаться по этому залу ничуть не менее приятно, чем сидеть за одним из его столиков. Но идти к дверям и выходить из них, и уходить домой - почему-то не хочется вообще. Хотя тут дело не только в оформлении. Дело тут в работе всей команды клуба - кухни, экспедиторов, техперсонала. Но виднее всего - в работе администратора и девушек-официанток в хорошо продуманных и со вкусом сделанных костюмах. Юношей в официанты сюда не берут. Конечно, администратор клуба - это такая работа, которая заставляет быть очень внимательным к всевозможным мелочам. Какие-то вещи он, по его словам, готов повторять (и повторяет) девушкам по двадцать раз за один вечер. И не потому, что они так уж забывчивы. Нет, это повторение, есть, собственно, своего рода молитва, заклинание, аутотренинг, что угодно еще. И делается это все не занудно, не навязчиво, а тактично, спокойно, и доказательно. Но на лицах девушек-официанток нет вышколенных, дежурных улыбок! Они улыбаются вам, как хозяйка дома улыбается давно ожиданному гостю, как друг улыбается своему лучшему другу.

Самым важнейшим искусством для нас является джаз

"Ну почему именно джаз?" - все допытывался я у Кирилла Дружинина. - "Почему не попса? Не шансон? Не Миша Ш. с Мишей К.? Не классика, в конце концов?". А Кирилл все отделывался загадочными улыбками и односложными ответами. И вот, посидев немного за столиком, послушав исполняемую небольшой "джаз-бандой" музыку, я понял - в этом клубе не может быть другой музыки. Потому что никакая другая музыка в этот стиль не вписалась бы абсолютно. Точнее, здесь сплав стилей. Если есть в Омске какое-то наиболее подходящее для исполнения джаза место - это именно джаз-клуб в Доме актера. И пусть не обижаются на это заявление Концертный зал, Музыкальный театр и другие, не менее замечательные концертные площадки нашего города.

Джаз - это класс!

В клубе Дома актера джаз исполняют очень талантливые и очень профессиональные люди. Клавиши - Юрий Поляков, скрипка - Геннадий Хабенский, бас-гитара - Владимир Богданчиков, ударные - Игорь Левашов, вокал - Лариса Орлова. Половина мужчин имеет консерваторское образование. Какая именно половина - в данном случае совсем не важно. В джазе есть свои "боги", но нет командиров. Что касается прекрасной половины, то она - актриса ТЮЗа, и поет так, что... Нет, это надо слышать собственными ушами, а не воспринимать с чужих слов. Репертуар музыканты подбирают сами. Здесь им предоставлена полная свобода. Но они пользуются ею весьма разумно. Скажем, наряду с исполнением джазовых "стандартов" в собственных обработках, в течение вечера может прозвучать, например, попурри из песен Джо Дассена. В джазовой обработке, естественно. Красиво выстроенное, легкое, яркое. И очень милое. Не то именно, что пел певец, но то, что ничуть не расходится с тем образом, который он создавал на сцене. 
Семьдесят процентов посетителей клуба в Доме Актера - это завсегдатаи. И у них есть свои любимые мелодии, которые они просят исполнить музыкантов еще и еще раз. Бывает и так, что сюда совершенно случайно приходят те люди, которые, в принципе, джаз никогда раньше не слушали. Им, допустим, очень может понравиться вся атмосфера клуба, его кухня, сформировавшееся в нем отношение к посетителям. Но джаз поначалу может их как-то насторожить, как все новое и еще непонятное. И кто-то уходит. Но кто-то начинает вслушиваться в непривычную раньше музыку и вдруг осознает, что она ему нравится! И остается. И приходит сюда опять.

Имена и лица

В клубе в Доме актера выступали практически все известные в России джазовые музыканты, из тех, кто за последние три года приезжал в Омск с концертами. Гитарист Александр Виницкий, лауреаты джазовых фестивалей Сергей Манукян и Григорий Файн, заслуженный артист России Даниил Крамер, народный артист России Георгий Гаранян. Мало? Будут еще! И они не только выступали здесь - они оставили на стенах свои автографы. Вообще, стены клуба исписаны довольно плотно. И не только музыкантами, но и побывавшими здесь - имеется в виду и сам город, и клуб - известными российскими актерами. И, естественно, актерами местных театров, среди которых тоже есть и народные, и заслуженные.

Место, где согреваются сердца

Так уж устроена эта жизнь, что все хорошее в ней, все, что нам очень нравится, имеет свою цену. И цены в клубе в Доме Актеров - не из самых маленьких в нашем городе. Но каждый из нас ведь тоже представляет собой большую ценность! И в клубе в Доме Актера это понимают. Здесь рады в первую очередь именно вам, а не вашим деньгам. Есть у вас свободная тысяча - вы можете посидеть на тысячу. Есть у вас сто рублей - вы можете посидеть на сто рублей. Нет у вас вообще ничего - вы все равно можете здесь побыть, послушать замечательную музыку, пообщаться с людьми, просто вдохнуть эту теплую атмосферу. И вообще - вот мы очень ценим разные вещи, стремимся запастись какими-то материальными благами, вещами, чем-то таким, предметным. А как насчет чувств? Как насчет удовольствий и воспоминаний о них? Тех самых, которые согревают нас долго-долго, которые помогают нам жить, и которые манят нас приходить в понравившееся нам место вновь и вновь...

Владимир Буряк

На первую страницу номера