ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #31
Кен Вандемарк и The Vandermark 5 в "Тонике",
или История о том, как чикагская банда наделала шухеру на Ист-сайде
Кен Вандемарк и The Vandermark 5 В Чикаго их знает каждая собака. Спросите любого прохожего на улице, где найти Кена Вандемарка и его ребят, и он вам ответит, что искать их по городу - гиблое дело, но если вам очень нужно, то приходите во вторник в "Пустую бутылку" - там и встретите всю банду. Иногда артистам приходится нарушать заведенную традицию и на некоторое время убираться из города. Впрочем, времени "The Vandermark 5" даром не теряют и отправляются в этом случае гастролировать в другие города, случается - даже в Европу. Теперь вот они решили навестить Восточное побережье и даже пощипать завсегдатаев музыкальных клубов нью-йоркского Ист-сайда. Клуб выбрали не самый крутой - "Тоник", в нем публика разношерстная, хотя и взыскательная, но ее-то как раз развести проще всего. И ведь развели, еще как развели...

Кен ВандемаркСаксофонист и кларнетист Кен Вандемарк - личность в некотором роде уникальная. Количество околомузыкальной информации о нем огромно. В поисках оной в сети я на первой же странице с результатами обнаружил более десятка ссылок на интервью с ним, хотя линк с биографией был всего один. Это говорит прежде всего о том, что публику, а значит - и прессу, интересует не только сам музыкант и его музыка, но, в первую очередь, его взгляд на жизнь и культуру, прогнозы будущего музыки и прочая, по большому счету - не очень существенная информация вокруг него самого и его нескольких проектов. Отчасти это объясняется тем, что далеко не всякому относительно молодому музыканту, играющему фри-джаз, удается получить шестизначный грант, попасть в список сорока пяти музыкантов из Чикаго, внесших наибольший вклад в музыкальную индустрию Соединенных Штатов Америки, и быть названным журналом Down Beat одним из двадцати пяти музыкантов будущего. Кроме перечисленного, были и другие (официальные и не очень) признания заслуг музыканта перед страной и миром. Насколько я понял, Кен Вандемарк относится ко всему этому довольно спокойно, продолжая интенсивно работать и ведя весьма активную концертную и студийную жизнь. Кроме работы с собственными постоянными и временными ансамблями, он участвует во многих проектах других музыкантов, из каковых стоит отметить, на мой взгляд, Питера Бротцманна и Мишу Менгельберга. И все же в настоящее время главное занятие Кена Вандемарка - работа с квинтетом "The Vandermark 5".
Дэйв Ремпис В первоначальном составе "пятерки Вандемарка" играли: Кен Вандемарк - тенор-саксофон, кларнет и бас-кларнет, Марс Уиллиамс - саксофоны, Джеб Бишоп - тромбон и гитара, Кент Кесслер - контрабас и Тим Мульвенна - барабаны. Два года назад Уиллиамса сменил Дэйв Ремпис - альт- и тенор-саксофоны. 
Именно в таком составе квинтет отыграл один концерт в клубе "Тоник" в рамках своего гастрольного турне по восточному побережью Америки.
Небольшой зал клуба был полон, хотя характерного для некоторых других концертов ажиотажа не было. Неясно, можно ли это отнести к достоинствам или недостаткам концерта. Скорее всего, это лишь отражение того факта, что Кен Вандемарк - человек из другой тусовки, а потому на концерт пришли те, кто узнает об этой музыке не только по концертам в клубах, но и по записям. В случае с Вандемарком последние представляются не менее интересными и в каком-то смысле близкими к выступлениям, так как в основном записываться музыкант предпочитает живьем, а количество концертов позволяет ему отобрать лучшие варианты композиций для альбомов.
Программа сета включала в себя в основном вещи с последнего альбома "The Vandermark 5" - "Burn The Incline", пары совсем новых работ, а также одной композиции Сан Ра с вышедшего недавно альбома Кена Вандемарка, Нэйта МакБрайда и Хамида Дрейка "Sun Ra & Funkadelic". 
Кен Вандемарк и The Vandermark 5 Несмотря на слегка романтическую внешность некоторых музыкантов, Вандемарк сотоварищи играли совершенно отвязный фри-джаз, не скатываясь тем не менее на откровенную собачатину. Современные авангардисты вовсе не всегда играют джэмы. В этом смысле "The Vandermark 5" - не исключение, хотя это в большей степени роднит их с европейскими, а не с американскими музыкантами. Перед концертом все пятеро тщательно штудировали ноты, а во время выступления хотя и уходили от темы, но все время возвращались в русло выстроенной заранее аранжировки.
Вот из чего складывается звук в ансамбле. Роль барабанщика Тима Мульвенны ограничивается в основном поддержанием ритма. С этой задачей он справляется безукоризненно, но никаких особенных технических приемов или модного сегодня совмещения традиционных барабанов с перкуссией в его игре нет. Вторая часть ритм-секции - контрабасист Кент Кесслер - в противовес барабанам весьма насыщена сольными включениями, сложно сочетает игру пальцами и смычком и во многом, на мой взгляд, придает музыке квинтета неповторимый колорит. Джеб Бишоп, игравший на концерте только на тромбоне - самый фри-джазовый музыкант ансамбля. Именно его соло заставляли вспомнить, что мы имеем дело не с чем-нибудь, а со свободной импровизацией, которая в последнее время почему-то утратила индивидуальность и стала более предсказуемой, чем иные, куда менее свободные музыкальные жанры. Дэйв Ремпис не столь прямолинеен, и в его игре было достаточно интересных моментов, хотя во время некоторых далеких от темы соло он забывался и начинал демонстрировать то, что так любят делать многие саксофонисты - показывать, сколько нот он сможет сыграть, не переводя дыхание и не останавливаясь. Но в остальном, и особенно в дуэте с Кеном Вандемарком, он был очень неплох.
Кен Вандемарк Все же без лидера группы "The Vandermark 5" остались бы на уровне неплохого импровизационного ансамбля с некоторыми интересными идеями. Причина этому - не только в том, что Кен Вандемарк пишет практически всю музыку и аранжировки для квинтета, но и в его своеобразном владении инструментами. Я бы не рискнул назвать его выдающимся исполнителем, но определенные уникальные черты у него есть. Первое, что сразу можно отметить, Вандемарк сочетает импровизационный напористый фри-джаз с лирическим, даже в чем-то романтическим настроением и саундом. В самом деле, много ли найдется музыкантов, играющих эту музыку на кларнете, а тем более на бас-кларнете? Но даже его игра на тенор-саксофоне при всей агрессивности жанра не звучит разрушительно. Особенно хорошо это можно услышать не во время соло музыканта, а во время совместной игры с Дэйвом Ремписом или Джебом Бишопом. Вторая заметная черта Кена Вандемарка заключается в том, что даже во время импровизации слышно, что именно играет музыкант. До простого обыгрывания гармонии он не доходит никогда. Слушая музыку, мне было интересней всего следить, как меняется тембр и стиль игры Вандемарка от композиции к композиции. Громогласные импровизации сменялись романтическими соло, сложные гармонии превращались в простые мелодии, а резкие звуки тромбона и альт-саксофона спорили с лирическими партиями кларнета и контрабаса. При этом ни разу музыкантам не изменил вкус - всего было именно столько, сколько нужно.
За час "The Vandermark 5" удалось прилично расшевелить нью-йоркскую публику. В перерыве между сетами прямо на сцене Кен открыл небольшой магазин компакт-дисков, и, надо сказать, покупателей не пришлось приглашать в него дважды. Не устоял и я. Моя коллекция пополнилась последним альбомом квинтета и пластинкой "Sun Ra & Funkadelic". Именно ее я бы посоветовал всем, кто хочет познакомиться поближе с Кеном Вандемарком. Ну, очень душевная работа.

  • Ken Vandermark (единственная найденная биография Кена Вандемарка)

Многочисленные интервью:

Иван ШокинИван Шокин,собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке
фото автора
Downtown Music

На первую страницу номера