ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Обзор джазовой жизни Выпуск #9 - 16 декабря 1998

Евроджаз наносит ответный удар
Первый европейский джаз-фестиваль в Шлосс Эльмау

Ян Гарбарек    В баварском местечке Эльмау (неподалеку от Мюнхена) состоялся "Первый европейский джаз-фестиваль", в рамках которого прошли не только выступления звезд джазовой импровизации из Старого света (таких, как норвежец Ян Гарбарек), но и презентации двух книг - "Джаз под властью нацистов" известного музыканта и публициста Майка Зверина и футурологического исследования "Глобальная угроза - терроризм в ХХ1 веке" Уолтера Лакера, директора Центра стратегических исследований в Вашингтоне.
    Фестиваль проходил под официальным покровительством министра образования и культуры земли Бавария Ханса Цеетмайра. В своем обращении доктор Цеетмайр подчеркнул, что "европейский джаз сегодня -самостоятельное явление, развивающее народные и классические традиции Европы, но до сих пор он не имел возможности самостоятельно заявить о себе". Хотя, возможно, это и чересчур сильно сказано, но полный провал знаменитого американского джаз-фестиваля JVC летом этого года уже заставил переориентироваться в сторону новой музыки из Старого Света в том числе и знаменитый Берлинский джаз-фестиваль.
Ян Гарбарек     Особенность Первого Европейского Джаз-фестиваля еще и в том, что Шлосс Эльмау - это отдельно стоящий в альпийской долине замок (до ближайшего селения - 6 километров), построенный двумя филантропами в разгар Первой мировой войны - в 1916 году - в качестве своего рода дома творчества. В нем 170 жилых помещений, три концертных зала, рестораны и обязательные курортные удобства - от бассейнов до поля для гольфа. Артисты и публика -соответственно - живут вместе.
Томаш Станько     Полупансион в Шлосс Эльмау стоит около 100 долларов в день, что не так уж много, если учесть, что в эту сумму включается цена двух-трех концертов - вопреки ожиданиям, отнюдь не салонного профиля. Диалоги польского трубача Томаша Станько и шведского тромбониста Нильса Ландгрена под фортепианный аккомпанемент Бобо Стенсона - это довольно специфическое блюдо. Тем более - спонтанно возникший дуэт шведа Стенсона и немецкого (начинавшего еще в ГДР) пианиста-виртуоза Иоахима Кюна, который мог бы на ура быть принят в любом альтернативно-авангардном клубе. Если португальская певица Мария Жоан в рекомендациях не нуждается, то выступление местного поп-барда Петера Фесслера в вокально-джазовом амплуа оказалось для знатоков полной неожиданностью. Французский скрипач Доминик Пифарели и пианист Франсуа Кутюрье без своего лидера, саксофониста Луи Склависа (с которым скрипач выступал и у нас), держались гораздо раскованнее и своим постмодернистским шармом произвел впечатление не меньшее, чем веселая международно-цыганская команда во главе с аккордеонистом (вроде бы итальянцем) Антонелло Салисом. Естественно, что в уединенной горной тиши замка (хотя в целом концерты в Шлосс Эльмау посетило, наверное , не меньше публики, чем собирается на аналогичные мероприятия в центре Москвы, человек двести пятьдесят - триста) особенно проникновенно звучала не прикрытая никакими микрофонами и электропримочками акустическая гитара. И составители программы учли это. Испанец Херарадо Нуньес не соблазнился штампами модного нового фламенко, а венгр Ференц Снетбергер - знойного чардаша. Если все это и было, то только у контрабасиста Рено Гарсиа-Фонса, но, согласитесь, гитарный репертуар на неповоротливом контрабасе - это уже что-то особенное. Как и антитоталитарный пафос книги (в оригинале ее название - это по-французски блестящий афоризм - La Tristessе de Saint Louis) русского американца из Парижа Майка Зверина. Ну, а то, что свободная джазовая импровизация будет противостоять "терроризму" и в ХХI веке, ясно и без стратегических исследований.

Дмитрий Ухов

назад к обзору