ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Обзор джазовой жизни Выпуск #9 - 16 декабря 1998

Специальные и очень специальные гости "Волковтрио"

Аркадий Шиклопер и Владимир Волков    Аркадий Шиклопер (валторна, альпийский рог, флюгельгорн) значился на афише как "специальный гость", участвовавший в записи презентуемого альбома (альбом вышел в начале декабря на московском лейбле SoLyd Records). Выступал также "очень специальный гость" - энтузиаст русского фольклора Сергей Старостин (вокал, фольклорные духовые, кларнет). Он в записи "Фрагмента" участия не принимал, но, во-первых, появится в записи следующего альбома того же состава (запись пока еще только планируется, но для нее уже отрепетирована масса материала), а во-вторых, участвует в трио с Аркадием Шилклопером и лидером "Волковтрио", санкт-петербургским контрабасистом Владимиром Волковым (кстати, альбом этого трио вот-вот выйдет на Boheme Music).
    В основном музыканты играли впятером, но было несколько фрагментов, исполненных только "Волковтрио" (Владимир Волков - контрабас, Святослав Курашов - гитара, Денис Сладкевич - ударные), а также одна ("очень жесткая") народная баллада, записанная Сергеем Старостиным в фольклорной экспедиции в Тверскую область пятнадцать лет назад - ее Старостин исполнил соло. Баллада повествовала о мужском непостоянстве: женка, мол, помирает, вот, мол, помрет - похороню чин-чинарем, да и по девкам в загул... Что же до "Волковтрио", то мы рискнули бы назвать эту группу одной из сильнейших в российской новой импровизационной музыке. Чрезвычайно интенсивная по игре, музыка коллектива балансирует на грани "нового джаза", некоторых форм современной камерной музыки (особенно в нескольких композициях, написанных Шилклопером) и авангардного гитарного рока (в произведениях Святослава Курашова). Музыка основана в основном не на мелодических, а на ритмо-гармонических структурах, каждая композиция состоит из двух-трех разнотемповых, разномастных блоков, из которых трио выжимает все возможные нюансы и тонкости. Мелодия возникает тогда, когда к трио присоединяется Шилклопер. То есть, конечно, он тоже вносит свою лепту в выстраивание ритмических паттернов, издавая на своем инструменте (все равно, на каком из трех) некие пошлепывания, повизгивания и пощелкивания, но потом играет, как правило, очень красивую тему и вполне джазовое соло. Гармоническая подушка при это в равной степени лежит на фантастически свободном по гармоническому движению контрабасе Волкова и на звенящей акустической (лишь слегка "примоченной") гитаре Курашова. Что же до барабанщика Сладкевича (широкой публике он известен как музыкальный руководитель... поп-группы Pep-See), то, не будучи особенным виртуозом, он обеспечивает весьма надежную ритмическую базу (Шилклопер как-то обмолвился, что вообще не любит играть с барабанщиками, но именно этот впервые в жизни устроил его на все 100%).
    Короче, это был очень хороший концерт, зал был полон, реагировал адекватно, ну а устроенный в конце конкурс на лучшее название новой композиции был просто великолепен. В течение нескольких минут на сцену потоком несли десятки бумажек с вариантами, а Шилклопер со Старостиным затем все это уморительно зачитывали, в то время как Волков сзади, прислонясь к контрабасу, тихо угорал над особенно смешными вариантами. Победила версия "Брачные игры слонов на альпийских лугах". Волков, как автор музыки, выговорил себе право изменить одну букву - "Мрачные игры...". Автор названия, барышня в длинном свитере, был премирован новым компактом.

назад к обзору