ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #32

Нижний: Бразилия, химеры, напасти и замены

Джазовый сезон в Нижнем открыт. И как дань хорошей традиции - масштабный проект. В прошлом году это был Рэнди Бреккер, а ныне сезон открыт российско-бразильским проектом пианиста Андрея Кондакова "Brazilian tales". Организаторы этого концерта - генеральный директор "Европа плюс Нижний Новгород" Вячеслав Уланов и координатор джазовых проектов Александр Емельянычев.
Перед началом концерта организаторы провели пресс-конференцию. В ней приняли участие Андрей Кондаков, Вячеслав Уланов, перкуссионист Эдсон "Кафе" Да Силва и московский саксофонист Станислав Григорьев. В начале Кондаков рассказал о проекте "Brazilian tales" и представил свое новое детище - альбом "Brazil All Stars - Old And New Brazilian Tales". Потом началось бомбометание журналистов. Некоторые вопросы до абсурда мало понятны и по сей день. 
Эдсону долго переводили суть вопроса-загадки "...а как вы относитесь к такому понятию как - сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь?". Бедный Кафе не мог сообразить, как это - жить в Штатах и не играть музыку родной Бразилии? Да такого быть не может... 
Зато наши немного оживились. Григорьев сказал, что это все в прошлом, а джазу, как ни странно, в те смурные времена любви и уважения перепадало больше.
Кондаков припомнил, что в студенческие годы была какая-то напасть по этому поводу. 
Закрыл эту тему Уланов, добавив, что эта химера и поныне жива в стенах Нижегородской консерватории. 
Ну да бог с ней, с этой напастью, все равно играли и будем играть, как и слушать. А то, что бразильской музыкой Нижний практически никто не баловал - это факт, разве лишь кто-то ради разнообразия выступал с какими-нибудь общеизвестными стандартами (дальше "самбы" и "боссы" вариантов не предлагалось). В лучшем случае - личные композиции со слитыми в одно ведро ритмами Карибского бассейна и новоджазовыми течениями. 
Но сегодня ситуация другая. Музыканты - настоящие "бразильянцы", которые "заквашенны" с пеленок на традициях своей этники. Для них наложить 3 на 2, да ко всему еще и спеть под это, проблем особых не составляет. Контекст один - душа Бразилии в каждом.
Можно представить огромный профессиональный интерес у Андрея Кондакова. когда он задумал сие мероприятие. Да и вряд ли кто из отечественных музыкантов отказался бы попрактиковаться с теми, чья родина - Латинская Америка. Имею в виду перкуссиониста Эдсона "Кафе" Да Силва, гитариста Алегре Корриа, басиста Серджиу Брандау и барабанщика Вандерли Перейра.
Только вот одно дело - иметь достаточный опыт работы в таких формах, а другое - когда приходится творить в пожарном порядке, заменяя кого-то. Именно такое мнение сложилось об игре Станислава Григорьева (при всем уважение к его имени). Была вялость, чукотский холод, иногда просто непонимание того, куда пошли и на что опереться. Правда, были моменты, когда из зала были крики "браво" в адрес Григорьева, но, к сожалению - только моменты. Честно говоря, еще не довелось послушать альбом "Brazil All Stars - Old And New Brazilian Tales", и проводить какие-то параллели между Борисом Кургановым и Станиславом Григорьевым нет смысла. Но думается, взяв в Нижний Новгород Станислава Григорьева, Андрей Кондаков опирался на весомые причины. 
Отсутствие ранее заявленного Паулу Брага тоже плюсов не дало. Вандерли Перейра не компенсировал Паулу Брага. Опять же - причины весомые, а лозунг "без бумажки ты букашка" в Штатах живет и процветает. Оказалось, для Браги в США визу не продлили, а без нее, родимой, выехать из США можно, но вот вернуться обратно - проблема. А посему - за медлительность и нерасторопность объявляем на месяц общее презрение Службе иммиграции и натурализации США. Пошибче, господа, надо работать, пошибче. 
Шутки шутками, но когда в проекте что-то лишнее или не так, то даже в неискушенной провинции это заметно, хотя бы по реакции публики. В перерыве между отделениями попытался сосчитать мнения слушателей в кулуарах: картина примерно 50 на 50 (кого тронул и кого не тронул проект Андрея Кондакова).
Если брать каждого отдельно, то наибольший перевес симпатий был на стороне перкуссиониста - Эдсона "Кафе" Да Силва - и гитариста Алегре Корриа. Эти два человека постоянно находились в поле зрительского внимания. Для коллег они были генераторами идей импровизационных линий, а порой даже навязывали свою концепцию во время исполнения, и это было оправданно. В одной вещи Эдсон перешел на Clave, а остальные не подошли к этому, и Кафе пришлось просто крикнуть "Clave!!", чтоб изменить ситуацию.
Алегре Корриа, наверно, больше всех был обласкан публикой, при малейшем импровизационном куске благодарности от слушателя не было границ, а своим вокалом "в сурдинку", полушепотом он приятно дополнял гитарные импровизации.
Два человека как-то постоянно были не то что в тени, но на фоне двух выше упомянутых коллег держались скромнее. Но вклад их в создание четкого фундамента ритм-секции велик. Это басист Серджиу Брандау и барабанщик Вандерли Перейра.
Вандерли Перейра решал фоновые задачи, что, по всей видимости, от него и требовалось, так как номером один был Кафе.
Игра Серджиу Брандау не изобиловала какими-то крутыми "наворотами", но цементировала все композиции четкой ритмикой и эмоциональностью.
Вот такой "Brazilian Tales" состоялся в Нижнем Новгороде. И спасибо всем, кто работал над этим проектом.

Сергей Баженов

На первую страницу номера