ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #32
Нью-Йорк: о молодых и самобытных
Дэйв Тронзо Гитарное трио с бас-гитаристом и барабанщиком не может существовать само по себе. Сразу начинаешь подыскивать похожие группы, стараться определить причинно-следственные связи и выяснять, что музыканты слушали в детстве. Третье, впрочем также как и второе, в данном случае очевидно. Слушал слайд-гитарист Дэйв Тронзо Джими Хендрикса, а связи прослеживаются с современными так называемыми джем-группами, среди которых ближе всего, наверное, трио Medeski Martin & Wood. А вот с первым начинаются сложности. Во-первых, слайдом играют по большей части блюз, а вовсе не джаз и тем более - не новую, только набирающую популярность музыку даунтауна. Во-вторых, импровизационное, во многом спонтанное музицирование не очень-то жалует засемплированные инструменты (в трио Дэйва Тронзо это бас-гитара японца Стому Такэйши), игрушечные мегафоны, детские пищалки и трубочки (побочные инструменты барабанщика Джона Холленбека) и все тот же слайд (основное устройство игры самого Тронзо). Однако в этом трио все на своем месте, и музыка воспринимается вполне органично, балансируя на грани между совершенно не запоминающимися (точнее, не воспроизводимыми) случайными звуками и четкой рок-н-рольно-блюзовой основой, которая иногда уступает место фанку и фри-джазу.
Дэйв Тронзо Дэйва Тронзо до этого, в каком-то смысле для меня - случайного, концерта в "Тонике" я слышал только на записи, прежде всего на единственной композиции с его участием в сборнике "In His Own Sweet Way: a tribute to Dave Brubeck" (см. "Полный Джаз" # 31). Там он играл в составе квартета Slow Poke, в котором из его собственного трио никто больше не работает. (Кстати, как это часто бывает, Slow Poke с другой ритм-секцией - Беном Эллисоном на басу вместо Тони Шерра и Майклом Сэрином на барабанах вместо Кенни Уоллесона - но с тем же тенор-саксофонистом Майклом Блэйком называется уже Michael Blake's Free Association. Этот квартет играл на следующий день, или, если быть совсем точным, на следующую ночь, но я на их концерт не попал.) Так вот, вещь "Sixth Sense" с брубековского альбома была настолько хороша, что я решил непременно послушать и трио, в котором, кстати, на барабанах должен был играть именно Кенни Уоллесон. Но, как мне казалось перед концертом - к сожалению, а как оказалось - совсем даже наоборот, он не играл. Каково же было мое удивление, когда вместо томной сладкой и тягучей музыки трио заиграло совершенно отвязно, громко, сочно и чрезвычайно мощно.
Дэйв Тронзо Как выяснилось позже, барабанщика Джона Холленбека нашли чуть ли не в последний момент. Как я понимаю, его пригласил Стому Такэйши, с которым они вместе работали в нескольких проектах. Честно говоря, такого удачного дебюта в ансамбле не ожидали не только слушатели, но даже и лидер трио - Дэйв Тронзо. А для меня его игра стала открытием, возможно, даже большим, чем все трио целиком.
Стоя и сидя, пластиковыми стаканами, пузырьками из-под лекарств, слайдом и сломанной резалкой для сыра, перекрещенными руками и типично хендриксовским эффектом вау-вау, флэнджером и, конечно, гитарой Дэйв Тронзо вместе с не менее примечательной ритм-секцией развлекал публику битком набитого клуба почти два часа. Особенно переполненные эмоциями и тетрогидроканабиолом граждане, совершенно обессилев, с выражением восторга на лице покидали зал. Но самых стойких меломанов ничто не могло сломить. Тронзо, месяц просидевший дома из-за недавней глазной операции, наслаждался концертом не меньше, чем слушатели. Его все нарастающие по мере приближения к концу гитарные соло завораживали и не отпускали, и даже спокойный и методичный самурайского вида Стому Такэйши в своей игре перешел под конец на отчаянный слэп, а останавливался лишь в те моменты, когда надо было подкрутить ногой зашкаливающий секвенсер. Про Джона Холленбека и говорить нечего - его изобретательная игра была превосходна с самого начала до последнего взмаха руки с барабанной палочкой. Завершился концерт полным изнеможением по обе стороны сцены и, разумеется, ни на какие бисы ни у кого уже не было сил.
Стому Такэйши У трио Дэйва Тронзо вышел пока всего один альбом. Это было давно, в 1994 году, Стому Такэйши там играл, а барабанщик был опять какой-то малоизвестный. Зато недавно вышли сразу несколько альбомов с участием Тронзо. Это и Slow Poke, композиция с которого вошла в упомянутый мной сборник, и трио с бас-гитаристом Джей Эй Гранелли и саксофонистом Питером Эпстином, не говоря уже о еще одной старой записи в составе трио Spanish Fly с трубачом Стивеном Бернстином и тубистом Маркусом Рохасом. Да и про участие в Lounge Lizards и других побочных проектах Джона Лури забывать не стоит. Короче говоря, есть что послушать и чему порадоваться. Не знаю, насколько убедительно прозвучала это короткая и несколько пафосная заметка, но я уже начал поиски записей этого, как любили писать советские газеты, самобытного гитариста без определенного музыкального стиля.

Иван ШокинИван Шокин,собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке
фото автора
Downtown Music

На первую страницу номера