ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 33 (91) - 11 октября 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковНет, решительно есть какое-то трудноопределимое противоречие между фактом джазовой жизни и ее отражением в СМИ, в том числе и у нас здесь. В смысле, у нас здесь и географически, и в нашем СМИ. Глянешь в зал - люди сидят! Глаза у них горят, музыку слушают, после соло аплодируют, в конце устраивают овацию...
Читаешь СМИ - либо невнятное пресыщенное музыковедческое блеяние, где явления только называются, но не описываются (как у любителей анекдотов: "анекдот №364!" - и все смеются); либо одни эмоции без создания образа ("так было здорово, ну так здорово, но просто здорово было"), либо события и вообще как бы не было, потому что из журналистов на него никто не пришел.
Мы уже несколько месяцев (если не год) назад говорили об объективной значимости события и о том, каким оно предстает в истории благодаря объективности или необъективности СМИ. Наше СМИ - "Полный джаз" - тут не исключение: мы все - люди и, следовательно, все в той или иной степени субъективны. Тем не менее хочется (буду точнее - очень хочется!), чтобы разных мнений в "Полном джазе" было больше.
Взять направление на сигнал невозможно с одного приемника: для полноценного пеленга нужно два приемника как минимум, а современные спутниковые средства определения местонахождения (типа GPS) вообще имеют дело с сигналом четырех-шести спутников одновременно. Только располагая столь обширным спектром сигналов (мнений, в нашем случае), можно сформировать для себя более или менее объективную картину. 
Поэтому хочется напомнить читателям, что мнения прессы - это, конечно, хорошо, но далеко не достаточно. Ходите на концерты, друзья. Ходите почаще. Музыкантам приятно, вам интересно. А главное, если люди будут побольше ходить на концерты, то и концертов будет становиться больше (так как предложение должно быть в балансе со спросом), а значит - и нам писать будет о чем.
Пока же позвольте приступить к делу.
Как это было
в Москве
Вячеслав ГанелинВ Москве в рамках своего тура по СНГ выступил Вячеслав Ганелин, экс-лидер легендарного вильнюсского трио ГТЧ. Уже больше десяти лет Ганелин живет в Израиле, много работает для кино, театров, очень много преподает (он возглавляет джазовую кафедру Иерусалимской академии музыки), а для души иногда выступает со своим новым трио, в которое входят экс-рижанин контрабасист Виктор Фонарев, барабанщик родом из Вильнюса Мика Маркович и сам Ганелин - на фортепиано и синтезаторе.
Трио Вячеслава Ганелина и Алексей Баташев 9 октября в Концертном зале им. Чайковского этим трио была представлена программа "Simultaneamente", представлявшая собой единое музыкальное целое с одним антрактом. Это была сложная музыка, временами четко структурированная, временами - спонтанная, в большинстве случаев - близкая к фри-джазу. В ней, конечно, очень много от того, прежнего Трио Ганелина - за исключением того, что в ней нет ни Чекасина, ни Тарасова.
Наш молодой корреспондент был настолько впечатлен этим представлением, что написал своего рода поэтический репортаж в форме сценария фильма (именно так он воспринял эту музыку). Описывать музыку, как правило, занятие малоперспективное, но в данном конкретном случае музыка была настолько изобразительной, что и результат ее словесного описания получился по крайней мере небезынтересным...>>>>

Еще одно заметное событие минувших дней - концерт биг-бэнда Игоря Бутмана, открывший очередной сезон абонемента Алексея Баташева "Джаз для всех" в Московской консерватории 8 октября. На дневном (эти воскресные концерты начинаются в 14 часов) представлении зал был заполнен и с интересом выслушал программу, состоявшую из авторской музыки аранжировщика и музыкального руководителя оркестра - Виталия Долгова. Из консерватории - фоторепортаж Павла Корбута...>>>>

Валерий Киселев (слева) и Михаил Митропольский (справа) готовят издание альбома6 октября на лейбле "Landy Star / Jazzland - Русская серия" вышел альбом дуэта Валерий Киселев (кларнет, альт-саксофон) / Евгений Печников (фортепиано) - "Echoes Of Harlem". Записанный год назад, этот альбом был посвящен 100-летию со дня рождения Дюка Эллингтона и состоит из сделанных Валерием Киселевым специально для этой записи аранжировок известных, но не затертых пьес Дюка.
"Echoes Of Harlem" Альбом этот - работа весьма камерная (что в дискографии российского джаза вообще не частое явление) и может быть интересна не только ценителям строгой джазовой классики, но и тем, кого интересует камерный джаз в самом широком смысле.

Как это было
в Нью - Йорке
Как мы все уже выучили наизусть, наш собственный корреспондент в Нью-Йорке Иван Шокин благосклонно относится к новой музыке и более прохладно - к старой (правда, не ко всей). Во всяком случае, ходит он в основном на концерты новой импровизационной музыки и т.п. Сегодня - редкий случай, когда в поле зрения Ивана попали музыканты другого направления...>>>>
Москва - это вам
еще не все 
Неделю назад мы уже сообщили о том, что в Риге 27 сентября прямо на сцене умер один из лучших джазменов Латвии - саксофонист Раймонд Раубишко. Сегодня мы публикуем некролог, написанный Алексеем Баташевым.

Раймонд РаубишкоСегодня (6 октября - ред.) звонил Виталию Долгову в Ригу, говорил ему о премьере его музыки в Большом зале консерватории на моем абонементе в воскресенье, а он сообщил мне печальную весть. Умер Раймонд Раубишко, латышский тенорист, один из лучших джазовых тенористов Европы. Во всяком случае, именно в таком качестве он однажды в 1968 году сыграл в международном биг-бэнде Вацлава Заградника - он был один из тогдашнего СССР. Раймис был посланцем Риги еще на первых Таллинских джаз-фестивалях начала 60-х годов, там мы и подружились. Сначала я принял его за баскетболиста - а скоро выяснилось, что он самый высокий джазмен Советского союза. Тогда он играл в Рижском Эстрадном оркестре и был самым активным рижским джазменом. Потом не раз встречались - то в его родной Риге, то в Бирштонасе, то в Архангельске, то где-нибудь в Сибири, куда его заносили фестивальные ветры. Трудился он в Эстрадном оркестре Латвийского радио, а джаз заполнял все его свободное время. В единственном тогда рижском джаз-клубе "Аллегро" зал часто наполнялся звуком его мощного тенора. Он был одним из немногих последователей Сонни Роллинса в годы повального увлечения не менее великим Колтрейном.
Местные джазовые бояре не больно мирволили его "джазовой самодеятельности". Такого, как в Латвии, тогда не было во всей империи зла. Его тезка Паулс был особенно строг. Ансамбль Раубишко мог выступать за пределами республики только по разрешению главного музыкального редактора Латвийского радио и телевидения. Тем не менее творческая музыкальная молодежь оказала сильное противодействие композиторско-партийной верхушке, и от него отвязались. Его персональная и единственная (среди немногих в то время) джазовая пластинка носила почему-то древнеегипетскую тематику, по каковому поводу делалось немало смелых музыковедческих спекуляций. Потом оказалось, что это была его шутка, или, как бы мы теперь сказали, прикол: его композиции не имели названий, надо было что-то указывать в документации, а под рукой были фотографии пирамид, подписи к которым и стали названиями пьес. 
В 1990 он попал в американскую Москву на фестиваль Лайонела Хэмптона, в тот год я впервые не посетил этот фестиваль, ставший при моем участии международным. Я слышал о его успехе и искренне радовался за него. Потом мы оказались вместе в Новосибирске на очередном джазовом симпозиуме и обнялись как старые друзья. Мы уже были иностранцами друг для друга. Но музыка границ не знает, и Раймис хорошо это знал, отдавая в последние годы много внимания молодежи, работая в жюри джазовых конкурсов. Он принадлежал к поколению джазовых бойцов первого послесталинского призыва. И это объединяло их сильнее, чем гражданство по паспорту. Прости, Раймис.

Алексей БаташевАлексей Баташев

24 октября в 18.00 в Ростовском государственном музыкальном театре состоится джазовый концерт "Джаз на рубеже веков", в котором примут участие Давид Голощекин (скрипка, вибрафон), Игорь Бутман (саксофон), Виктория Пьер Мари (вокал), Михаил Иванов (фортепиано), Андрей Иванов (контрабас), Эдуард Зизак (ударные), Николай Гончаров (перкуссия).

Ольга Коржова

Что намечается:
московские анонсы
Борис ПрусаковНа лейбле "Landy Star / Jazzland - Русская серия" готовится издание альбома "Танец медитации", записанного в 1999 г. пианистом Борисом Прусаковым в дуэте с саксофонистом и флейтистом Анатолием Герасимовым. Исполнительный продюсер "Русской серии" Михаил Митропольский пишет в предисловии к альбому: "Здесь, пожалуй, впервые у пианиста происходит действительно органичное перевоплощение самых разных музыкальных источников в единую ткань. Диапазон этих истоков - от музыки эпохи Возрождения до "Наимы" Колтрейна, от мексиканского соуса соответствующей баллады - до музыкального приношения МакКою Тайнеру, странному пианисту, совершившему "обратную эволюцию" от Колтрейна до "сладковатых" пассажей в духе Арта Тейтума. В этом проекте нет прямых цитат и ссылок - все замешано на композиторском мышлении, которое Борис не боится смело использовать в импровизационной музыке. Его смелость распространяется и на свободный, не зажатый джазовый ритм - представления о свинге в джазе все-таки меняются. Одним словом, музыкант не побоялся показать себя таким, какой он есть".

На том же лейбле готовится переиздание альбома саксофониста Олега Киреева "Song For Sonny", записанного им в Польше в марте 1995 г. В записи участвовали два ведущих польских джазовых музыканта - пианист Йоахим Менцель и барабанщик Казимеж Йонкиш, а также московский басист Аркадий Овруцкий. Альбом уже издавался небольшими тиражами в Польше и в России (в Уфе, где раньше жил Олег), однако до широкого российского слушателя так и не дошел.

Судьба
Сегодня мы продолжаем говорить о ведущих джазменах столицы российского Юга - Ростова-на-Дону. Наш корреспондент в крупнейшем городе юга Федерации Ольга Коржова, неделю назад начавшая с биографии Кима Назаретова, сегодня продолжает рассказ творческим портретом еще одного ростовского бэндлидера - Михаила Радинского...>>>>
А в это время
за бугром...
4 октября, на следующий день после своего 87-го дня рождения, в своем доме в пригороде Филадельфии скончался джазовый гитарист и преподаватель Деннис Сандоли. В начале 40-х он жил в Калифорнии и играл с ведущими белыми оркестрами той эпохи - биг-бэндами Чарли Барнета, Бойда Рэберна, Томми Дорси и Рэя Маккинли. Он также записывал киномузыку и аккомпанировал Фрэнку Синатре и Билли Холидей.
В середине 40-х он вернулся в родную Филадельфию, где занялся преподаванием и сочинением музыки. Среди его учеников на протяжении пяти лет, начиная с 1946 года, был юный саксофонист Джон Колтрейн, которому Сандоли преподавал теорию музыки. Именно Деннис первым познакомил Колтрейна с записями образцов неевропейских музыкальных культур, впоследствии сильно повлиявших на музыку великого саксофониста. Говорят, впервые услышав запись пьесы Колтрейна "Giant Steps", кто-то из бывших учеников Сандоли воскликнул: "Ну точно как в сборнике упражнений Денниса!".
Сандоли преподавал до конца жизни и имел очень высокую репутацию как педагог. Среди его учеников - не только Колтрейн, но и Бенни Голсон, Пат Мартино, Джеймс Муди, Стэнли Кларк, Мэттью Шипп - то есть музыканты, играющие в самых разных стилях и на разных инструментах. Дело в том, что Кандоли не учил технике игры - он помогал музыкантам найти свою индивидуальную концепцию импровизации. Его методика расходилась очень широко: так, именно он был учителем Джо Диорио, который не был известен лично, зато воспитал такого ученика, как Пат Мэтини. А ученик Сандоли Дейл Бранинг преподавал гитарную игру Биллу Фризеллу.
В 1981 г. Сандоли выпустил учебник под названием "Гитарные познания". Однако он никогда не оставлял надолго свою музыкальную карьеру. Последняя его сольная пластинка вышла в 1999 г. на лейбле Cadence Jazz: этот альбом, под названием "The Dennis Sandole Project", содержал части из написанного Сандоли в 60-70-е гг. джазового оперно-балетного проекта "Evenin' Is Cryin". Большая семья, пережившая Сандоли, включает сына, двух дочерей, трех сестер, внуков и правнуков.

Карла Блэй11 и 12 октября в нью-йоркском клубе Knitting Factory композитор и пианистка Карла Блэй играет материал своего нового альбома "4X4", который вышел на ее собственном лейбле Watt Works. В группе Блэй - такие звезды, как Лу Солофф, Стив Суоллоу, Билли Драммонд, Винсент Херринг, Гэри Валенте и Уилл Булвэр. Лейбл Watt Works был создан в 1973 г. - Карла Блэй оказалась в числе первых музыкантов, которые, не находя понимания у доминировавших тогда на рынке лейблов, открывали собственные фирмы грамзаписи. В последние же годы именно независимые компании, в том числе и управляемые самими музыкантами, выпускают основную массу творчески интересной музыки.

Рецензии
Сегодня мы рецензируем два новых альбома - один европейский, другой американский; один - из "пограничных" жанров, другой - из области джазовой классики; один - записанный не очень известным коллективом, другой - признанным титаном джаза...>>>>
Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 17 октября)
  • "Rare Beauty: Ellington Ballads" - Duke Ellington, Koch Jazz
  • "Coast to Coast" - Art Blakey, Concord Jazz
  • "Silver in the Bronx" - The Bronx Horns, 32 Jazz
  • "West of Westchester" - Dotsero, Peak
  • "A Thousand Evenings" - Dave Douglas, RCA Victor
  • "Romance on Film, Romance on Broadway" - Michael Feinstein, Concord Jazz
  • "Closer" - Mark Isaacs, Naxos Jazz
  • "Whisper Not" - Keith Jarrett with Gary Peacock and Jack DeJohnette, ECM
  • "The Dreams of Johnny Mercer" - Monica Mancini, Concord Jazz
  • "However Humble" - Rob Reddy, Koch Jazz
  • "Life in the Tropics" - Rippingtons, Peak
  • "Writes of Passage" - Sheila E. and E Train, Concord Jazz
  • "Tourist" - St. Germain, Blue Note
  • "Without a Doubt" - Frank Vignola and Frank Wess, Koch Jazz
  • "Transitions" - Dave Weckl Band, Stretch
  • "Raw" - Mark Whitfield, Transparent
  • "Impure Thoughts" - Michael Wolff, Indianola
  • "The Last Waltz: The Final Recordings Live at the Keystone Korner, September " - Bill Evans Trio, Milestone (eight CDs)
  • "The Catbird Sings" - John Lindberg Ensemble, Black Saint
  • "New York Nights" - Hendrik Meurkens, Challenge
  • "Heavens of a Hundred Days" - John Stetch, Justin Time
  • "Unconditional" - Kirk Whalum, Warner Bros.
  • "Tale of the Fingers" - Dave Young, Justin Time
Радио
В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:
  • "Джаз и не только", телеканал "АСТ-Прометей", пятница, 21.45 (повторы: пятница/суббота, 03.00; воскресенье, 23.45; понедельник, 05.30):
    13 октября - последний выпуск из цикла "Фестиваль Богема-Джазз'2000".
  • Внимание! Михаил Митропольский открыл новую программу на "Радио России". Она называется "Бесконечное приближение" и будет выходить по субботам в 22:15 (продолжительность 45 мин.).
    14 октября - джазмены играют обработки И.-С.Баха (к 250-летию со дня смерти композитора).

В ближайших выпусках программы Михаила Бутова "Джазовый лексикон" ("Христианский церковно-общественный канал", СВ 1116 КНz, понедельник, 19.00):

  • 23 октября - Дюк Эллингтон - композитор: эллингтоновские темы в исполнении иных джазменов.

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Иван Шокин,
Алексей Баташев,
Ольга Коржова,
Константин Волков, Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
JazzE.Com,
Billboard Online

Фото:
Павел Корбут,
Иван Шокин,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков