ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #33

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.

Quadro Nuevo - "Buongiorno Tristezza"
Quadro Nuevo
-
"Buongiorno Tristezza"

Minor Music, 1999

61:10
16 tracks

* * * *

Германский коллектив Quadro Nuevo, возглавляемый саксофонистом Муло Францелем, работает в крайне интересном направлении - причислить бы его к этно-джазу, если б было здесь чуть больше импровизационного элемента! Впрочем, джазовая фразировка, джазовая, так сказать, лексика все равно прочитывается... В основе этой музыки - традиционная эстрада первой половины XX века, еще не утратившая национальной принадлежности, еще легко определяемая: вот итальянская ballada, вот парижский valse musette, вот tango (да не аргентинское, а европейское - в конце концов, "Брызги шампанского" играли тоже никакие не аргентинцы, а чехи!), вот и вовсе beguine napoletana - оказывается, был такой жанр сугубо неаполитанского бегина... Причем половина этой музыки - даже не оригиналы, а авторские работы Францеля и гитариста Роберта Вольфа. Стиль, настроение (название альбома переводится с итальянского как "Здравствуй, грусть") соблюдены абсолютно точно, до концептуальности. Впрочем, постмодернистская эта концептуальность запрятана довольно глубоко: эту музыку можно и нужно воспринимать и впрямую, как вот такие грустные европейские эстрадные инструментальные пьески а-ля "новое ретро".
Запись делалась в Гамбурге (Tonstudio Schlag, звукорежиссер Вольфганг Ломайер). Все инструменты - сплошь акустические - звучат весьма добротно и достоверно, хотя некоторые решения в балансе представляются спорными (гитара и саксофон в 1-м треке, например). Единственный действительно сомнительный момент - обильное использование "обволакивающих" эффектов искусственной реверберации. Аромат аутентичности, возникающий в ансамблевых эпизодах, на соло заметно теряется именно из-за этого явно цифрового эхо.

Dave Brubeck - "One Alone"
Dave Brubeck
  -
  "One Alone"

Telarc Jazz, 2000

62:59
13 tracks

* * * *

Дейв Брубек в чистом виде - час с лишним сольного фортепиано 79-летнего мастера! И это, заметим, всего пятый его сольный альбом за полвека, все остальное записано с ансамблями. Дело в том, что Брубек играть один не то чтобы не любит, но слишком ответственно к этому делу относится. Вот и этому альбому предшествовали не дни - недели пробных записей и репетиций! Дейв играет здесь всего два своих сочинения, "Summer Song" и "Weep No More", остальное - добротные стандарты, от Эллингтона и Гершвина до песенки Хэралда Арлена из "Волшебника страны Оз". Ни исполнительской пиротехники, ни мощного драйва, ни слишком уж сложных гармонических построений... впрочем, от Брубека-то всего этого можно (тем более в таком возрасте) ожидать в последнюю очередь. Просто Очень Хорошее Джазовое Фортепиано, не больше, но и не меньше. Даже когда он не свингует (а свингует он редко).
Запись была сделана в три приема: две сессии - в 1997 и 2000 г. - в студии Ambient Recording (Стэмфорд, близ Нью-Йорка), одна (всего два трека) - осенью 1998 в зале св. Давида в Кардиффе (Великобритания). Как обычно у Telarc, буклет содержит подробнейшую спецификацию микрофонов, мониторов и кабелей, цитировать которую здесь представляется излишним. Главное, что треки с шестого и до конца записаны с применением новейшего метода аналого-цифрового преобразования - Direct Stream Digital, разработанного Sony. Суть - семплирование однобитных слов на частоте 2,8224 МГц, что позволяет записывать звуковые колебания от 0 Гц до более чем 100 кГц в динамическом диапазоне выше 120 dB. Утверждается, что при производстве CD (которые 16-битны) сохраняется большая часть записанного при столь высоком разрешении, потому что для конвертации в 16-битный формат используется еще один специальный продукт Sony - процессор Super Bit Mapping Direct.
На слух, надо сказать, действительно ощущается некоторая разница между 20-битными первыми пятью треками и DSD. Последние ощущаются как менее острые, менее рельефные и, в конечном счете, неожиданно близкие по звучанию к аналоговым мастер-лентам (временами возникало ощущение, что звучит несведенная запись с ленты аналогового мультитрекера, тем более что динамическая обработка и тем более искусственная реверберация отсутствуют).

Константин ВолковКонстантин Волков

На первую страницу номера