ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 34 (92) - 18 октября 2000 г.
Оглавление выпуска:
Как это было
в Москве
Леонид Переверзев18 октября легендарному российскому культурологу, теоретику образования и первому в нашей стране глубокому теоретическому исследователю джазового искусства Леониду Переверзеву исполняется 70 лет. В течение последнего года "Полный джаз" имеет честь время от времени публиковать работы Леонида Борисовича - иногда перепечатки его старых, "классических" для нашего джазоведения публикаций, а в последние месяцы - и новые его теоретические работы по джазу и джазологии, честь публикации которых предоставлена нам этим выдающимся автором. 
Многие работы Леонида Борисовича органично включают некоторые автобиографические элементы, так что лучше всего о жизни Переверзева на этих страницах рассказывает он сам. Вот список его публикаций в "Полном джазе":
Перепечатки: "Джаз идет на север"; "Они открыли миру бибоп".
Оригинальные публикации: "Джазологический джем: ответим на провокацию!"; "Провокативное джазоведение"; "Джаз - это проблема (вызов и нескончаемый диалог)"; "Гряди, Воскресенье: христианские мотивы в джазе Дюка Эллингтона Импровизационная компиляция".
В 29-31 выпусках "Полного джаза" за текущий год мы публиковали продолжение "Гряди, Воскресенье" - работу "What Am I Here For: для чего я здесь? Дюк Эллингтон как экзистенция джаза (К столетию со дня рождения)". С 18 октября ее можно найти также в книжной коллекции нашего сервера, а публикация ее продолжения - третьей части цикла "Приношение Дюку" под названием "Hot & Sweet" - запланирована нами на вторую половину ноября. Вот только одна цитата из этой работы, цитата автобиографическая и столь много говорящая каждому, кто в той или иной степени интересуется джазом (а другие лица сюда, вероятнее всего, и не заглядывают): "В фойе затрапезного кинотеатра руководитель, он же конферансье "джаз-ансамбля" (как тогда говорили), после какого-то фокстрота негромко и обращаясь как бы к самому себе или двум-трем присутствующим, объявил: "А теперь мы сыграем блюз". Они заиграли, и я умер. Вот просто взял и умер".
Трудно переоценить роль нашего сегодняшнего юбиляра в истории джаза в России. Нет, сам он не играл (во всяком случае, нам о таких фактах неизвестно), но без его трудов не было бы целого поколения и музыкантов, и слушателей. То есть поколение-то, может, и было бы, просто восприятие им любимой музыки было бы бедным, утилитарным и пресным.
Было время - давно, строго говоря, было (автора этих строк, например, и на свете-то еще не было), когда именно слово Переверзева было главным и неоспоримо авторитетным (как и теперь) источником знаний и представлений о джазе для большинства интересующихся этой музыкой. В подтверждение - еще одна цитата. Уж если жадные и подозрительные комсомольцы так ненавидели Леонида Борисовича в пору его молодости, значит, заслуга его перед джазом в России и впрямь неоспоримо огромна.
"Год назад меня познакомили с невысоким, гладко причесанным молодым человеком. У него тихий, спокойный голос. Держится он с достоинством. Зовут его совсем просто - Леонид Переверзев. А он, оказывается, идеологический бог. Может, не совсем бог, но уж наверняка "божок" московских джазоманов. Вокруг этого "джазового божка" стали группироваться юноши, многие из которых искренне любят музыку и искренне верят, что с помощью Леонида они, наконец, узнают, в чем джаз хорош, в чем плох. Уже несколько лет Переверзев пересказывает им то, что вычитал в американских журнальчиках и книжонках. Он пересказывает бредни о джазе со слов господина Коновера и ему подобных. Разница только в одном: об идеологии джазовой изнанки здесь говорится не столь откровенно, как в статьях заокеанских музыкальных комментаторов".
Бор. Семенов, "Лицо и изнанка джаза", "Смена", №12, 1961
Вечером 17 октября в ночном эфире Бориса Алексеева на радио "Эхо Москвы" в течение часа был Леонид Борисович Переверзев. Вместе с Борисом Алексевым и присутствовавшим в студии Алексеем Баташевым они ставили любопытнейшие записи и долго и по-доброму говорили о джазе и о людях, которые к нему - джазу - неравнодушны. Упомянут был и наш сервер "Джаз в России", за что огромное спасибо. А когда Алексей Баташев упомянул приведенную выше цитату из "Смены" за 1961 год, Борис Алексеев ехидно заметил: "ну вот журнала "Смена и нет уже... за это".
Правильно. Так им и надо. А вот Леонид Переверзев - с нами, и голос у него по-прежнему спокойный, и держится он по-прежнему просто и с огромным достоинством. Будьте, пожалуйста, здоровы и счастливы, Леонид Борисович.
Как это было
в Нью - Йорке
В Нью-Йорке концертных мероприятий много. То есть это даже не то слово. Поэтому пишущему об этих мероприятиях человеку всегда приходится выбирать. На минувшей неделе нашему собственному корреспонденту в Нью-Йорке Ивану Шокину было чуть полегче - все-таки в Нью-Йорке находился старший коллега, председатель Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов, который сходил на массу мероприятий и обещал нам к следующей неделе о некоторых из них написать. Так что Иван смог спокойно сосредоточиться на одном мероприятии, а именно - на презентации грядущего альбома интереснейшего музыканта, который сам себя обозначает невероятным понятием "Ми Диез"...>>>>
Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем выдающегося барабанщика, одного из крупнейших музыкантов за всю недолгую историю жанра джаз-рока - Билли Кобэма. Наш корреспондент взял у него эксклюзивное интервью на Тбилисском фестивале...>>>>
Москва - это вам
еще не все 
Начнем с репортажа из Тбилиси: как мы уже рассказывали, там после одиннадцатилетнего перерыва (распад Союза, война, разруха...) вновь состоялся джазовый фестиваль! Рассказывает наш специальный корреспондент...>>>>

Два анонса из Ярославского джазового центра. 19 и 20 октября здесь пройдут Дни норвежского джаза. 19-го (внимание - не в семь, как обычно, а в девять вечера!) будет играть квартет басиста Сигурда Ульвесета (Норвегия) при участии барабанщика Адама Нуссбаума (США). На следующий вечер (в семь, как обычно), когда Ульвесет с Нуссбаумом будут уже в Москве (см. ниже), в ЯДЦ играет дуэт Торд Густавсен (фортепиано) - Эйрик Хегдал (саксофон).
23 октября в ЯДЦ - саксофонист Майк Эллис (США) и проект "Второе приближение" пианиста Андрея Разина (Москва). Музыканты собираются исполнить здесь программу своего будущего второго совместного альбома, запись которого намечена на начало ноября. Первый же совместный альбом Эллиса и "Приближения", "Ex Tempore", в ноябре должен выйти в Германии.
24 октября в дневное время Майк Эллис даст в Ярославском джазовом центре мастер-класс для ярославских музыкантов-духовиков.

Кстати, Майк Эллис вместе с саксофонистом Олегом Киреевым и его группой Music Band выступит еще и в Калуге: случится это 20 октября.

Что намечается:
московские анонсы
20 и 21 октября в "Ле Клубе" играет квартет басиста Сигурда Ульвесета (Норвегия) при участии барабанщика Адама Нуссбаума (США). Последний широко известен как постоянный музыкальный партнер гитариста Джона Аберкромби и в составе группы последнего приезжал в Россию с гастролями три года назад.

Майк Эллис21 октября в московском клубе "Алабама" выступит американский саксофонист Майк Эллис. Он будет играть вместе с саксофонистом Олегом Киреевым и его группой Music Band. По словам Майка, для очередной встречи с московской публикой он выбрал много своей новой и старой авторской музыки, которую сам он определяет термином "groovy".
Что до второй его ипостаси - фри-джазовой - то 3 ноября Майк, Олег Киреев и ветеран эллингтоновского биг-бэнда Анатолий Герасимов будут играть фри-джазовое шоу "Три московских саксофона" в клубе Art Garbage ("Запасник").
Майк Эллис родился в Нью-Йорке, по несколько лет жил в Токио и Париже, сотрудничал с самыми разнообразными музыкантами - от саксофониста Стива Лэйси до мастера африканских барабанов Бриса Васси. Начиная с 1998 г. он вновь живет в своем родном Нью-Йорке и при этом регулярно приезжает в Россию, откуда родом его предки (Эллис - фамилия матери Майка, по отцу он Мордвинофф). Нынешний его визит - пятый. В предыдущие приезды он участвовал в фестивалях "Джазовая провинция", "Сине-Фантом" и "Альтернатива" 1999 и 2000 г., играл со множеством российских музыкантов - от джазменов Александра Ростоцкого, Льва Кушнира и Олега Киреева до авангардиста Сергея Летова, от ансамбля Дмитрия Покровского до проекта "Второе приближение" композитора и пианиста Андрея Разина (с которым Майк записал альбом, выходящий в ноябре в Германии).
Майк - чрезвычайно разносторонний музыкант. Он владеет всем спектром саксофонов - басом, баритоном, тенором, альтом, сопрано и сопранино (на концертах он использует в основном сопрано и баритон), а кроме того - барабанами и губной гармоникой, на которой виртуозно импровизирует в блюзовом стиле. Невероятно подвижный и заводной на сцене, он легко увлекает любую аудиторию, переключаясь между любыми джазовыми стилями от авангарда до традиции.
Помимо выступлений в Москве, Калуге (20 октября) и Ярославле (23 октября), он будет репетировать с оркестрантами, которые весной будут исполнять при записи в Москве его симфоническое произведение "Volga Song".
Кстати, в "Алабаме" - бесплатный вход. Начало концерта в 21.00.

А в это время
за бугром...
Бритт Вудман13 октября в Лос-Анджелесе умер 80-летний тромбонист Бритт Вудман. Этот музыкант, практически не имевший значительных сольных записей, тем не менее был хорошо известен - в первую очередь как первый тромбон оркестра Дюка Эллингтона, где он сменил на этом посту Лоренса Брауна в 1951 г. и оставался в составе оркестра до 1960 г. Именно Вудману, например, принадлежит тромбоновое соло в пьесе "Sonnet To Hank V" из Шекспировской сюиты ("Such Sweet Thunder").
Еще работая у Эллингтона (в 1955 г.), Вудман записался с трубачом Майлсом Дэвисом на лейбле Debut, принадлежавшем контрабасисту и композитору Чарлзу Мингусу. Впоследствии, покинув Дюка, Вудман вновь работал с Мингусом и записался на одном из самых его значительных альбомов начала 60-х - "Mingus, Mingus, Mingus, Mingus, Mingus". После 1961 г. он работал исключительно как приглашенный солист - "вольный стрелок" - в Нью-Йорке и Лос-Анджелосе. Его тромбон звучит на записях десятков мюзиклов, на пластинках Эллы Фицджералд, Сары Воун, Бенни Гудмена, Квинси Джонса... Впрочем, репутация Бритта Вудмана была столь высока, что его приглашали для записи и куда более радикальные джазмены - Джон Колтрейн, Диззи Гиллеспи и даже Эрик Долфи.
Вудман непрерывно работал до 1997 г., когда болезнь легких заставила его уйти на покой. Продлившаяся почти шесть десятилетий карьера этого замечательного тромбониста может служить образцовой историей скромного, но высоко одаренного сайдмена.
Рецензии
Сегодня мы рецензируем две пластинки так называемых "пограничных жанров", но не "левых", или радикальных, а, напротив, "правых" и консервативных. Блюз и джаз-рок - вот сегодняшний выбор нашего рецензента...>>>>
Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 23 октября)
  • "Summer Days" - Eddie Allen, Enja
  • "The Satchmo Legacy" - Benny Bailey, Enja
  • "The Grande Passion" - Al Di Meola, Telarc Jazz
  • "Who's on First" - Bob Dorough and David Frishberg, Blue Note
  • "For the Love" - Everette Harp, Blue Note
  • "The Dropper" - Medeski, Martin and Wood, Blue Note
  • "The Art of: The Final Recordings" - Gerry Mulligan, Telarc Jazz
  • "Trail of Dreams: A Canadian Suite" - Oscar Peterson and Michel Legrand, Telarc Jazz
  • "Jazz Roots: Honors 20th Century Piano Players" - McCoy Tyner, Telarc Jazz
  • "Three Sundays in the Seventies: Live at the Left Bank" - Cedar Walton, Label M
Радио
В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:
  • "Джаз и не только", телеканал "АСТ-Прометей", пятница, 21.45 (повторы: пятница/суббота, 03.00; воскресенье, 23.45; понедельник, 05.30):
    20 октября - "Круглый бэнд" Алексея Круглова с программой "Альтиссимо"
  • "Бесконечное приближение", "Радио России" суббота, 23.10:
    21 октября - Трансформации темы: "Павана" Габриеля Форе в жестких руках джазменов

В ближайших выпусках программы Михаила Бутова "Джазовый лексикон" ("Христианский церковно-общественный канал", СВ 1116 КНz, понедельник, 19.00):

  • 30 октября - живописный разнобой на букву "ю" ( Дюк Эллингтон, Джон Колтрейн, Бенни Гудмен, Луис Армстронг и др.);
  • 6 ноября - Япония (джазовые темы с японскими аллюзиями, а также некоторые модерновые японские исполнители)

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Иван Шокин,
Армен Манукян,
Константин Волков,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
JazzE.Com,
Billboard Online

Фото:
Павел Корбут,
Алексей Баташев,
Иван Шокин, архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков