ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #34

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.

B.B.King, Eric Clapton - "Riding With The King"
B.B.King, Eric Clapton
-
"Riding With The King"

Reprise Records / Warner Brothers, 2000

61:21
12 tracks

* * * *

С тех пор, как Эрик Клэптон выступил с Би Би Кингом в 1968 г. и тем открыл его белой аудитории (тогда как черная аудитория на американском Юге знала Кинга уже двадцать лет), Слоухэнд мечтал записать с Кингом совместный альбом. Так он, во всяком случае, утверждает. И вот не прошло и тридцати двух лет, а мечта эта уже осуществилась.
Превосходная группа из джаз-роковых виртуозов (упомяну лишь двоих: на барабанах Стив Гэдд, на фортепиано и вурлицер-пиано - Джо Сэмпл). Со вкусом подобранный репертуар из песен самого Кинга ("Three O'clock Blues", "Ten Long Years"...) и блюзовых стандартов ("Hold On I'm Coming" Айзека Хэйза, "Key To The Highway" Биг Билла Брунзи...). Единственное, к чему можно предъявить некоторые претензии - аранжировки (местами в них слишком много от диско и поп-соул), но такова уж тенденция: Би Би никогда особенно не брезговал попсовыми оркестровками, может - поэтому так и популярен. Впрочем, альбом все-таки идет по ведомству Клэптона, а не Кинга: Кинг выпускается на MCA.
Установить из буклета, где делалась запись, невозможно; впрочем, можно выяснить, что запись полностью цифровая - продюсер Саймон Клайми и инженер Алан Дуглас писали музыкантов напрямую в ProTools, минуя рекордеры. Результат - яркая, острая звуковая картина с ностальгически-старомодным панорамированием: "вурлицер" справа - "хаммонд" слева, Кинг справа - Клэптон слева, и т.п. Особенно трогательны в этом отношении вещи, где Кинг и Слоухэнд поют через куплет (например, "Key To The Highway", где они оба еще и играют на акустических инструментах: здесь, в отсутствие фирменного звука своей "Люсиль", Кинг неожиданно оказывается куда ближе к блюзовым корням, чем обычно). Интересна и концепция реверберации: так, в большинстве вещей вокал, а вторым планом - и гитары, и вся панорама в целом, обработаны настолько реалистичным эффектом small room, что временами почти веришь, что это и есть естественная акустика студии. И как-то уж и неприлично говорить о превосходных индивидуальных характеристиках звука гитар двух главных персонажей: "плывущий", плавящийся звук Клэптона и толстый, смачный звук Кинга едва ли не более узнаваемы, чем их голоса.

Various Artisits - "No Static At All: An Instrumental Tribute To Steely Dan"
Various Artisits
-
"No Static At All: An Instrumental Tribute To Steely Dan"

Samson Music, 2000

49:18
11 tracks

* * *

Величие задачи, поставленной перед собой продюсерами этой работы, не может не впечатлять: сыграть темы песен легендарной группы Steely Dan в виде contemporary jazz, то есть современной инструментальной поп-музыки, основанной на джазовой лексике и фразировке. Тем более что и музыка Уолтера Беккера и Доналда Фейгена "как бы" напоминает джаз-рок. Но - именно что только напоминает. Количество элементов, которые Беккер и Фейген сплавляли в своих лучших песнях 70-х, куда больше, чем могут представить адепты коммерческого фьюжн. Эти песни позволяют играть их как темы - хотя их тексты добавляли им новых измерений; но ярчайшая авторская индивидуальность Steely Dan с трудом (если вообще) позволяет обработки и копирование. Возможно, с такой задачей могли бы справиться музыканты, сопоставимые по масштабу с самими Steely Dan. Но сборная команда крепких, профессиональных, однако безнадежно второплановых музыкантов smooth-жанра (самые яркие имена - приглашенные солисты: Дэйв Коз, Уоррен Хилл...) справиться могла только чудом. Чуда не случилось.
К сожалению, господствующие в коммерческом фьюжн последних лет исполнительские и аранжировочные шаблоны сопровождаются и очень узнаваемыми шаблонами записи. Это так называемый "калифорнийский звук": обилие цифровой реверберации (особенно - характерной реверберации на мяукающих голосах саксофонов), огромный перекос в сторону как искусственно раздутого инфраниза, так и шипящей и звенящей высокочастотной составляющей и тотальное господство синтезированного звука. Синтетики так много, что, кажется, звуки саксофонов и труб специально заобрабатываются до неузнаваемости, чтобы соответствовать окружению.

Константин ВолковКонстантин Волков

На первую страницу номера