ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #34
Праздник джаза в хмуром Тбилиси
Солнечный Тбилиси встретил хмуро. За три фестивальных дня солнышко показалось лишь однажды на часок-полтора. Но, как принято писать, "хозяева постарались сделать все, чтобы праздник состоялся". И поверьте, что это не журналистский штамп. Сотрудники фирмы Eastern Promotion - организаторы фестиваля Geocell Jazz Festival-2000 - буквально из кожи вон лезли, чтобы гости не чувствовали каких-либо неудобств (особенно было совестно поднимать ребят из-за столов шикарного ресторана отеля "Шератон Метехи", где проживали звезды и организовывались джем-сейшны).

Технические данные фестиваля:
Место проведения - город Тбилиси, Республика Грузия;
Время проведения - 28-30 сентября 2000;
Официальное название - Geocell Jazz Festival-2000;
Генеральный спонсор - компания Geocell, Грузия;
Фирма-организатор - "Eastern Promotion", президент - Михаил Гиоргадзе;
Участники: многочисленные грузинские составы, трио Якова Окуня (Россия), Time Report (Армения), Билли Кобэм, Деррек Джеймс, Жан-Люк Понти, Майкл Урбаняк, Урсула Дудзяк. К огромному сожалению, не приехала группа "Раст" из Азербайджана, а то можно было бы говорить о "закавказском отделении" фестиваля.

Тамаз КурашвилиЧто же увидели и услышали зрители (к сожалению, не очень многочисленные, едва ли на треть заполнившие почти двухтысячный зал тбилисской филармонии)?
Как и полагается, фестиваль открыл концертный оркестр тбилисского муниципалитета (дирижер Гиви Гочечиладзе). Бэнд отыграл просто прекрасно! Мощно, сыгранно, с хорошим саундом и прекрасно установленным звуком. Оркестр обладает крепкими солистами в каждой секции. С оркестром выступал и не нуждающийся в рекомендациях нестареющий басист Тамаз Курашвили. Очень хочется упомянуть и трех очаровательных солисток бэнда - Ирму Сохадзе, Гулико Чантурия и Майю Бараташвили, которые пели трио, дуэтом, соло. Пели только стандарты - Duke's Place, Mr.Paganini, Lush Life и т.д. У бэндов свои законы.
Затем на сцену вышел московский пианист Яков Окунь со своими партнерами - басистом Антоном Ревнюком и барабанщиком из Петербурга Александром Машиным. Несмотря на то, что многоуважаемая газета "Известия" назвала их чуть ли не лучшим (из СНГ-шных) составом фестиваля, я позволю себе не согласится с автором заметки господином Ивановым. Очевидно, корреспондент "Известий" попросту не был на фестивале, так как в числе участников он назвал Джеймса Брауна, которого там "вообще не стояло". Скорее всего, заметка писалась со слов другого человека. Так вот, конечно, российские музыканты обладают незаурядной техникой, следует сделать скидку и на то, что им слегка подпортили выступление неполадки со звуком, но называть их лучшими - нет, уж, увольте! Стиль, предложенный трио, рассчитан на чересчур продвинутых любителей хард-бопа, нео-бопа, авангарда. Этакий российский вариант Кита Джаррета. Очень технично, очень сложно, но бездушно. Как выразился один из участников фестиваля - "по мозгам и по нервам!" Кстати, на следующий день после выступления лидер трио подарил автору этих строк кассету с записью выступления трио на фестивале в саду "Эрмитаж" этим летом. Там звучит все то же самое и в том же духе. Тем не менее, как и было обещано Якову, кассета прозвучит в ближайшее время на волнах ереванского "Радио Ардзаганк FM103,5" и будет обязательно представлена на рассмотрение оргкомитета Ереванского джаз-фестиваля. 
Жан-Люк Понти Первый день закрывал маэстро Жан-Люк Понти. Я думаю, что распространяться тут не стоит. О его концерте в Москве было много написано в российской прессе. За пару дней, разделивших московский концерт и тбилисский фестиваль, ничего нового не произошло. И вот именно это и расстроило немного. На сцене было все - супер-техника и у маэстро, и у его партнеров (особенно выделялся басист, камерунец Ги Нсанге), прекрасная сыгранность, отшлифованность всех номеров в целом и каждого "трюка" в частности. Идеальный звук и свет. Было прекрасно отрепетированное и срежиссированное шоу. Не хватало лишь самой малости - спонтанной, живой джазовой импровизации. 
Жан-Люк Понти В тот же день Жан-Люк Понти отмечал свой очередной день рождения. Поздравления от всех участников фестиваля он принимал в ресторане "Шератона", где организаторы преподнесли маэстро традиционный подарок в виде кинжала (как мне показалось - серебряного).
Следующий день отмечен выступлением фантастического барабанщика Билли Кобэма. В квартете с ним играл и набирающий сейчас популярность саксофонист и певец Деррек Джеймс. Вот это был класс! Программа была в основном составлена из новых, не очень-то раскрученных композиций в стиле фанк, плюс парочка суперпопулярных пьес времен Spectrum'a.
Билли КобэмПоражало, удивляло, восторгало буквально все. Это был мощный фанк-проект джазовых супермузыкантов. Саксофонист без устали двигался, играл и сам себе подпевал, а Билли Кобэм играл на своей фантастической установке чуть ли не всеми своими конечностями. Два других музыканта, играющие с Кобэмом уже девять лет - басист Штефен Радемахер и клавишник Жан-Ив Юнг - прекрасно дополняли общую картину. 
Деррек Джеймс А в начале этого фестивального дня выступали два грузинских коллектива. Из первого - квартета Отара Маградзе - запомнился флейтист Дато Одзелашвили. А вот квинтет Дато Евгенидзе выыделился своей слаженной ансамблевой игрой и красивым звучанием. Великолепные пьесы лидера квинтета, их композиционность и модный латинский стиль доставили большое удовольствие зрителям.
И, наконец, третий день фестиваля ознаменовался двумя яркими выступлениями. Правда, начался он с довольно-таки бледного выступления местной группы Night City. Они пытались играть фьюжн в стилистике Хэрби Хэнкока периода "Headhunters". Напыщенная, претенциозная, но абсолютно неинтересная музыка. Потом на сцену вышли ребята из армянской группы Time Report. Их 45-минутная программа, сыгранная на одном дыхании, состоящая из очень бережных и аккуратных обработок армянских мелодий и собственных оригинальных композиций (основанных на армянском мелосе и восточных ритмах), было восторженно принято благодарной грузинской публикой. Особенно понравился слушателям высокотехничный саксофонист квинтета Армен Уснунц. 
Не менее яркое впечатление произвел и JazzChoral Лали Берадзе. Народные грузинские песни в джазовой обработке, спетые а-capella, и парочка стандартов, исполненных в традиционном грузинском многоголосии, высокая культура пения, так свойственная грузинам (это демонстрирует даже их команда КВН) - все это, конечно, позволяет назвать их если не лучшим коллективом хозяев "поля", то, по крайней мере, наиболее самобытным и интересным. К сожалению, в звучании и манере всех остальных грузинских коллективов легко угадывались западные оригиналы. 
Майкл Урбаняк И, наконец, закрывал фестиваль коллектив Майкла Урбаняка. Выступление квинтета было очень спорным и воспринято слушателями с прямо диаметральных позиций. От "дешевки" до "великолепного". Чтобы стало понятно, скажу, что это выглядело так: квинтет работал в манере джаз-рока (очень удобоваримой), слабенький аккомпанемент, великолепная Урсула Дудзяк со своим необыкновенным голосом, на сей раз сконцентрировавшая все свое и зрительское внимание на многочисленных электронных "примочках" на своем микрофоне, и обалденный Майкл (Михал) Урбаняк со своей скрипочкой. Программа была четко ориентированна на польский фольклор, очень яркая, но какая-то ненастоящая (мишура, блестки, розовый туман). Спешу сообщить, что это не только мое личное мнение.
Армен Уснунц - "Time Report" В дни фестиваля Билли Кобэм провел официальный мастер-класс в тбилисской консерватории. Это было что-то, доложу я вам! Он играл, рассказывал, отвечал на многочисленные вопросы. Все бы хорошо, да публика подкачала. Звонили сотовые телефоны, плакали грудные дети (?), задавались вопросы, которые демонстрировали, что публика, собравшаяся в очень красивом зале консерватории, имела минимум отношения к ударному искусству в частности и к джазу вообще. Народ, очевидно, пришел "на звезду". Ну, ничего, ведь Билли Кобэм приезжает в Тбилиси нечасто, и посмотреть на него хочется всем. 
Одним словом, фестиваль удался. По всем параметрам. И за это хочется еще выразить огромную благодарность компании "Eastern Promotion". Прощаясь, организаторы благодарили всех и приглашали приехать на фестиваль-2001. Приглашали настолько искренне, что ребята из армянского Time Report дали обещание найти время и приехать в Тбилиси. Причем поедут они с удовольствием.

Армен Манукян

Пользуясь случаем, хочу еще раз сказать спасибо лично Мише, Кахе, Кети, Георгию, Сандро и всем остальным, кто сделал наше пребывание в Тбилиси таким приятным.

На первую страницу номера