ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #35
Денардо Коулмэн: "Любой творческий метод требует сознательного подхода"
Денардо Коулмэн (вверху) и Орнетт Коулмэн (внизу)Денардо Коулмэн не очень похож на своего отца. Из-за усиков и иронической улыбки его проще всего было бы сравнить с Эдди Мерфи. Сыну создателя фри-джаза Орнетта Коулмэна - 44 года. В десятилетнем возрасте он дебютировал в трио своего отца. И все с понятным интересом ждали, что будет, когда закончится возраст вундеркинда. 
По Денардо Коулмэну (как, кстати, и по басисту Чарнетту Моффетту - сыну барабанщика Колумэна Чарльза Моффетта) не скажешь, что природа на детях отдыхает. Возможно, он не гений, как отец, но талант - бесспорно. Десятки альбомов и турне вместе с отцом и собственные проекты - как продюсера и барабанщика - тому доказательство.
Хотя я не без приключений добирался до студии на 125-й улице в Гарлеме (и самого маэстро Орнетта Коулмэна практически не застал), с Денардо мы говорили легко и непринужденно, как будто были давно знакомы.

- Я рад, что Вы здесь, у нас в Гарлеме в студии Harmolodic. Ей уже лет семь-восемь, но Вы здесь - первый из России. Наверное, поэтому стоит начать с того, что практически все последние альбомы Орнетта Коулмэна записывались здесь. И "Sound Museum", и "Tone Dialing"...
Для меня "Tone Dialing" - не только произведение искусства. Но и еще и эмбиент, пожалуй - даже единственный альбом Орнетта Коулмэна, который годится для этой цели.
- Согласен. Так вот, сейчас мы заканчиваем работу над новым альбомом "Prime Time" - он должен увидеть свет еще в этом году. Орнетт сейчас вообще как никогда много работает- все больше заказов даже из области, что у нас называется, классической музыки. А в ноябре мы едем в Белфаст на фестиваль. 70-летие отца будет отмечено двумя концертами. С ирландскими народными музыкантами будет исполнена Белфастская сюита. Во второй части концерта - трио с Чарли Хейденом и Билли Хиггинсом - разве что без Дона Черри. 
А потом вместе с Ольстерским симфоническим оркестром вместе со мной и Чарнеттом Моффетом будет исполнен саундтрек к "Голому завтраку".
Здесь надо добавить - по мотивам одноименного романа писателя Уильяма Берроуза. У нас его до последнего времени не знали, но примерно год стали выходить переводы его прозы. А в конце сентября, когда я уезжал в Штаты, на всю страну ТВ демонстрировало фильм Дэйвида Кроненберга по Берроузу.
- Ну, вот есть и повод приехать в Россию. Только пригласите - мы обязательно приедем!
(Здесь следует скучное и не нужное нашим читателям разъяснение основ нашей культурной и финансовой политики).
- Что сейчас делается в студии Harmolodic? Несколько направлений. Летом на одном фестивале выступали индийские музыканты (Устад Султан Хан на саранги и вокалист Прабхакар Карекар - ДУ). Произвели отличное впечатление, и мы их теперь тут записываем. Потом вполне академический (вместо английского определения "классический" употребляю слово из нашего лексикона, имейте в виду, что в английском оно приобрело слегка иронический оттенок - ДУ) камерный ансамбль будет записывать музыку Коулмэна без его непосредственного участия. А потом мы продолжим реставрировать старые записи - знаменитого квартета с Доном Черри и Билли Хиггинсом.
Кстати, как у него дела - мне тут говорили (корреспондент "Полного джаза" в Нью-Йорке Иван Шокин - ДУ), что последний раз он выглядел довольно усталым. У него все в порядке?
- Да вроде - да! Я его в этот раз не видел, но по телефону я ничего не заметил. Да и от гастролей он не отказывается. А у вас, кстати, наши записи доступны?
(Следует еще одно разъяснение, в том числе я упоминаю и о странном положении дел то ли в система копирайта, то ли дистрибуции Sony Music. По сведениям Sony Music Entertainment (RUS), компакт-диски Орнетта Коулмэна в России не распространяются. Хотя я сам видел новые миксы и "Science Fiction", и "Skies of America" в "Пурпурном легионе").
Но вот вопрос по существу: многие утверждают, что не могут постигнуть самого принципа гармолодии. А вы - усваивали это, так сказать, естественным путем или изучали как систему?
- Для меня это было и то, и то другое: понятно, что я, сколько себя помню, слушаю музыку своего отца. Но, честно признаюсь, понимание целостности и значимости его системы пришло ко мне только с возрастом. Надо сказать, что это происходит со всеми. У отца есть педагогическая способность убеждать. Репетиции так или иначе превращаются в мастер-классы (laboratory). Мы много экспериментируем, пробуем на практике то, что отец объяснял чисто теоретически. Гармолодия - я должен это еще раз повторить - не только стиль, который присущ моему отцу, и тем более не способ имитации этого стиля. Это - способ расширения творческих горизонтов. Гармолодия - в сущности, только средство (tools) для самовыражения в коллективе импровизаторов. Наверное. Любая система, при условии, что ее осваивать последовательно, может вывести на творческий уровень. Любой творческий метод требует сознательного подхода - так что, сколько бы я не постиг всего, так сказать, интуитивно и благодаря семейной традиции, учиться приходится до сих пор.
Я только что был в Бостоне, в Консерватории Новой Англии, спрашивал об Орнетте Коулмэне Джорджа Рассела (запись интервью с Расселом получилась плохого качества, и мне потребуется определенное время на расшифровку - ДУ), и он определенно ответил мне, что музыка Коулмэна очень помогла ему в 50-60-е годы, когда он формулировал принципы своей системы "лидийской ладотональности".
- Я очень рад, что он это сказал, Рассел- человек по-настоящему творческий.
Теперь глупый вопрос: в свое время, кажется, в журнале "Америка" (Госдепартамент США издавал такой пропагандистский орган, но другие источники информации были нам недоступны) писали о том, что Орнетт Коулмэн сначала выучил ноты в перевернутом виде, потому что сидел в противоположном углу за тем столом, за которым занимался музыкой его старший брат (или сестра?) и видел все вверх ногами. Так ли это?
- Вверх ногами? Ничего себе! Да нет, вряд ли. Я уверен, однако, что он усваивал все по-своему, а не по школьным правилам. Да он и сейчас еще не перестает учиться - даже не представляете, сколько он всего слушает, читает и обсуждает с разными людьми. От этого и идут самые разные круги по воде. Я вообще уверен, что он и сейчас, в 70 лет, остается таким же... в сущности, пытливым юношей.
Отлично сказано для того, чтобы закончить. Но это еще не конец нашего интервью. А ваши собственные проекты?
- Что касается меня самого - с Орнеттом или без - то, кроме того, что делаю под маркой нашего с отцом проекта Harmolodic (студия, компания звукозаписи), самое значительное - это программа вместе с выдающимся негритянским поэтом Джейн Кортес, выпущенная фирмой "Verve" пару лет назад. Не знаю, известно ли в России ее имя, но у нас в Америке она считается одной из самых ярких литературных фигур. Как и другие наши поэты, она охотно читает свои стихи под джазовые импровизации. У нее уже несколько таких альбомов. Наш - называется "Taking the Blues Back Home" ("Блюз возвращается домой") - в смысле, в Африку. В записи принимали участие и африканские музыканты из семьи Сусо. И напоследок немного иронии: не знаю, впрочем, можно ли считать этот проект полностью самостоятельным, потому что в нем принимают участие оба гитариста, которые играют в группе моего отца "Prime Time".

Дмитрий УховБеседовал Дмитрий Ухов

На первую страницу номера