ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #35
Норвежский джаз в Ярославле и Москве
Вплоть до конца 80-х история норвежско-советских джазовых контактов была скупа событиями, и появление норвежских джазменов в СССР носило эпизодический характер. Однако у нас побывал (в середине 70-х, по линии Общества дружбы) даже Ян Гарбарек, всемирно известный саксофонист и флагман норвежского джаза. А во времена перестройки и в Норвегии стали регулярно выступать "наши" - например, пианист Михаил Альперин (он в конце концов даже переехал в Норвегию и живет там и сейчас). К нам же в тот период приезжали такие звезды, как певица Карин Крог (выступавшая дуэтом с британским саксофонистом Джоном Сермэном), пианист Ларс Шестен и др.
Объективный факт: норвежский джаз - давно состоявшееся направление в джазовом искусстве, охватывающее множество стилей и интересных сплавов. Опираясь на американскую джазовую традицию (боп, ладовый джаз, фри) и на богатство и разнообразие национального фольклора, норвежский джаз являет миру порой совсем непредсказуемые звучания, не укладывающиеся в клишированные представления о джазе. Фолк-джаз обернулся в Норвегии мощным и популярным движением, став одним из наиболее значительных вкладов этой страны в музыкальную культуру XX века.
Автор этих строк, давний поклонник скандинавского джаза и энтузиаст его продвижения на российскую сцену, выступил с инициативой проведения в России Дней норвежского джаза, заручившись поддержкой Йона Шьердала, директора одного из самых представительных североевропейских фестивалей - Nattjazz, проходящего в норвежском Бергене. Идею проведения Дней с энтузиазмом поддержал и творческий руководитель Ярославского джазового центра (и бессменный директор Ярославского джаз-фестиваля) Игорь Гаврилов.
Несмотря на все организационные сложности и помехи, Дни состоялись в Ярославле и Москве 19-21 октября. В столичную программу входило выступление дуэта Эйрик Хегдал - Торд Густавсен на открытии выставки бергенского скульптора Стига Рострупа Кристиансена, а также концерты квартета Сигурда Улвесета в "Ле Клубе".
Ярославские концерты проходили 19-20 октября в 120-местном зале городского Джазового центра. В первый вечер выступил квартет басиста Сигурда Улвесета, играющий в напористой и пластичной пост-боповой манере. Помимо лидера, в квартете играют еще две норвежские звезды. Это Кнут Риснес, знаменитый саксофонист, обладатель многих джазовых наград, и пианист/композитор Даг Арнесен. Четвертый участник коллектива - маститый американский барабанщик Адам Нуссбаум, игра которого, возможно, обогатилась новыми нюансами благодаря вращению в скандинавской джазовой среде (в 90-е он часто гастролировал и записывался с музыкантами из Швеции - трубачом Андерсом Бергкранцем, контрабасистом Ларсом Даниэльссоном и др.).
В Ярославле квартет Улвесета особенно разыгрался ко второму отделению, почувствовав, что аудитория достаточно "завелась". Были сыграны и авторские пьесы Дага Арнесена, и классика (Монк, Дэвис...).
Второй вечер вообще оказался в какой-то мере сюрпризом и для аудитории, и для норвежского камерного (назовем так) дуэта. Первоначально пианиста Торда Густавсена приглашали и ожидали с лиричной вокалисткой Сири Яре. Однако вместо "джазовых объятий" на сцене состоялось "джазовое рукопожатие". Партнер Густавсена - сопрано-саксофонист Эйрик Хегдал - и сам лидер, руководитель очень продвинутой, эксцентричной и харизматичной группы New Dingobats Generation. С Тордом он составил высококлассный дуэт. Примечательно, что музыканты не так уж часто играли вместе (оба заняты в многочисленных проектах). Наверное, оттого их продолжительные импровизации, полные контрастов, нюансов, темповых сдвигов и неповторимого колорита, звучали так свежо. Временами проскальзывали фольклорные попевки, временами - матерый густой блюз, искусно оттененный романтическими интонациями. Одним словом, они открыли аудитории креативность более молодого поколения норвежской джазовой сцены: Торду - тридцать лет, Эйрику - 25 (впрочем, оба они уже зрелые мастера). Оба - академически подготовленные музыканты, окончившие джазовое отделение консерватории в Тронхайме. Знатоки традиции, полные новаторских идей, они играли не просто виртуозно, не просто растворялись в телепатическом взаимодействии, но вызывали восторг у публики именно непредсказуемостью своих построений. Так что "бисов" было еще больше, чем на предыдущем концерте - так покорила ярославскую аудиторию эта светлая, исполненная юмора (особенно при цитировании - иногда атональном - джазовой классики от Армстронга до Жобима) музыка.
Прошедшие Дни норвежского джаза - не старт наших джазовых отношений с этой северной страной, но продолжение их на более высоком уровне. Остается поблагодарить тех, кто оказал поддержку этому мини-фестивалю: ярославского генпартнера, МП "Старый город", Королевское посольство Норвегии в Москве и координатора норвежского джаз-десанта, директора фестиваля Nattjazz Йона Шьердала, также присутствовавшего в Ярославле.

Александр Кассис

На первую страницу номера