ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 36 (94) - 1 ноября 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковНезаметно подкралась вторая годовщина журнала "Полный джаз". Да-да, вы не ослышались. Сегодня - наша вторая годовщина. Чтобы быть совсем уж откровенными, была эта годовщина даже неделю назад, только мы про нее в текучке дел запамятовали. Однако некоторые не в меру наблюдательные читатели написали нам несколько ехидных писем по этому поводу, так что - хочешь, не хочешь - придется отмечать.
Итак, 21 октября 1998 г. на сервере "Джаз в России" вышел первый номер безымянного еще "Обзора джазовой жизни". Как это выглядело? У нас же Интернет, а не печатное издание, и за первым номером вовсе не надо идти в библиотеку...
Что хотелось бы сказать редактору, заварившему всю эту кашу? Спасибо, во-первых, тем, кто заваривал ее вместе со мной. Спасибо Петру Ганнушкину, основателю нашего сервера. Спасибо учредителям, компании Boheme Music - без них никакого бы журнала и не было. Спасибо программисту Павлу Абраменкову, верстающему журнал каждую среду. И колоссальное спасибо тем, кто все эти два года поддерживает журнал, вдыхает в него жизнь, наполняет его своими материалами и фотографиями - нашим бесценным авторам! Теперь вы можете наконец-то взглянуть всем нам в лицо - всем трем десяткам наших постоянных авторов - в разделе "О сервере", где мы открыли небольшую портретную галерею.
А главное - спасибо вам, что вы читаете "Полный джаз". Статистика показывает, что за месяц материалы "Полного джаза" читают около двух с половиной тысяч человек. Совсем неплохо для такого безнадежно узкоспециального издания, а?
Как это было
в Нью-Йорке
Конечно, у нас есть собственный корреспондент в Нью-Йорке, и все об этом знают, но ведь помимо собственных корреспондентов в природе бывают и корреспонденты специальные. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию репортаж из Нью-Йорка от очень специального корреспондента - петербургского пианиста Андрея Кондакова, который в очередной раз провел неделю в столице мирового джаза и успел за это время многое увидеть и услышать....>>>>
Говорите,
вас слушают
Мы продолжаем публикацию материалов, привезенных из командировки в США председателем Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрием Уховым. Сегодня мы вместе с ним слушаем удивительного композитора и теоретика, чья легендарная "Лидийская хроматическая концепция тональной организации" была и остается важнейшей теоретической работой для нескольких поколений серьезных импровизаторов. Вы, конечно, догадались что это - Джордж Расселл...>>>>
Москва - это вам
еще не все 
"RADO Jazz" 17-19 ноября 2000 года в Минске пройдет большой международный джазовый фестиваль "RADO Jazz", на котором выступят следующие музыканты: Игорь Бутман (Москва), Джо Локк (США), Йоэль Гонзалес (Куба), группы "Камерата" (Минск) и "Второе Приближение" (Москва), Неда Малунавичуте с "Вильнюс Джаз Квартетом" (Вильнюс), Сергей Манукян (Москва) и группа "Greenstream" (Минск). Четыре концерта, два из которых состоятся в воскресенье 19 ноября, принимает у себя Минский Дом офицеров. Тематика фестиваля - преимущественно вокальный джаз. Организатор фестиваля - Малый театр, генеральный спонсор - знаменитая швейцарская часовая фирма RADO в лице ее представителя в Беларуси компании Jana Watch Co. 
Камерата Как видите, фестиваль действительно международный, и... пока еще рано загадывать, но он имеет все шансы стать ежегодным. Естественно, при поддержке джазовой публики, каковая в Минске, без всякого сомнения, имеется. Следите за афишами, приходите на концерты - они все без исключения обещают стать событиями. Многих музыкантов вы уже неплохо знаете, они не первый раз выступают у нас в городе, но есть и новые для минчан имена - Джо Локк, "Второе Приближение", да и лучший саксофонист России Игорь Бутман не очень-то балует нас своими концертами. 

Евгений ДолгихЕвгений Долгих,
главный редактор журнала "Jazz-квадрат

Следующий материал пришел из Ярославля, города, с которым у нас установились наконец прочные и интересные творческие связи, города, известного своими давними и крепкими джазовыми традициями. На прошлой неделе мы уже публиковали один репортаж с прошедших в Москве и Ярославле Дней норвежского джаза; сегодня вторая серия - о том же событии рассказывает художественный руководитель Ярославского джазового центра Игорь Гаврилов...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
Джо ЛоккПервый анонс - собственно, далеко не только московский, он касается восьми российских городов, а также Киева и Минска. 7-19 ноября в странах СНГ вновь пройдут гастроли американского вибрафониста Джо Локка. Часть этих гастролей пройдет под названием "Hennessy - тур" и будет, соответственно, поддержана коньячным домом Hennessy: эта часть включает выступление в Петербурге (в Государственной филармонии джазовой музыки Давида Голощекина) 7 ноября, а затем - выступления в Ижевске, Перми, Екатеринбурге, Челябинске, Киеве, Минске и Москве. Кроме того, вне рамок "Hennessy - тура" Джо Локк и сопровождающий его квартет саксофониста Игоря Бутмана (плюс приглашенный кубинский перкуссионист Йоэль Гонсалес) выступят в Нижнем Новгороде (там состоится два концерта - в Кремлевском концертном зале и вечером на дне рождения нижегородской радиостанции "Престиж") 9 ноября и в джаз-клубе Александра Колигера (Набережные Челны) 10 и 11 ноября. Что же до собственно "Hennessy - тура", то его расписание таково:
  • 07.11 - Санкт-Петербург, Государственная филармония джазовой музыки Давида Голощекина
  • 12.11 - Ижевск, Дворец культуры металлургов
  • 13.11 - Пермь, драматический театр
  • 14.11 - Екатеринбург, Театр эстрады
  • 15.11 - Челябинск, Центр делового сотрудничества
  • 17.11 - Киев, Национальная филармония
  • 18.11 - Минск, фестиваль "RADO jazz" в Центральном Доме офицеров
  • 19.11 - Москва, заключительный концерт тура - Hennessy Party в "Ле Клубе"

Джо Локк и Игорь БутманДжо Локк родился в Сан-Франциско в 1959 г., а вырос в Рочестере, штат Нью-Йорк. В детстве он освоил фортепиано и барабаны, а с 13-летнего возраста стал учиться играть на вибрафоне. Основные влияния - два главных "горячих" джазовых вибрафониста 60-70-х, Милт Джексон и Бобби Хатчерсон (в противоположность "холодному" Гэри Бертону). Когда он переехал в Нью-Йорк в начале 80-х, работы для джазовых музыкантов даже в столице мирового джаза было мало, и Джо буквально голодал; однако с конца десятилетия для него наступили более удачные времена, он стал записываться с такими грандами, как Кенни Баррон, Фредди Коул, Гровер Вашингтон-мл., Дайана Ривз и др. Познакомившись с русским саксофонистом Игорем Бутманом еще в 80-е, когда тот жил в США, Локк начиная с 1992 г. вместе с Игорем пять раз гастролировал по России и странам СНГ.
Сольная дискография Джо Локка включает десять альбомов, большинство из которых выходило на лейблах SteepleChase и Milestone/Fantasy. Последний по времени выхода, "Beauty Burning", вышел летом текущего года на лейбле Sirocco Jazz. Кроме того, широкую известность получило участие Джо в записи альбома рок-группы Beastie Boys "Hello Nasty" (1998) и в записи альбом Чика Кориа 2000 г.

Ну, а теперь - собственно к московским анонсам.

Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен25-27 ноября в московском "Ле Клубе" три вечера подряд будет играть супертрио одного из самых известных в мире датских джазменов - контрабасиста Нильса-Хеннинга Эрстеда Педерсена (или попросту NHOP), известного всему миру участника ансамблей пианиста Оскара Питерсона в 70-80-е гг. В составе трио Педерсена - молодой шведский супергитарист Ульф Вакениус (в активе - постоянная работа с Оскаром Питерсоном, два альбома с трио Рэя Брауна, постоянное участие в сольных проектах NHOP) и один из ведущих джазовых барабанщиков Дании - Йонас Йохансен (девять лет в легендарном Джазовом оркестре датского радио). 
Ульф Вакениус Что до самого Педерсена, то он родился в небольшой деревушке близ Копенгагена в 1946 г.. В джаз он пришел в 60-е годы, еще совсем мальчишкой работая с приезжими (гавным образом американскими) звездами в копенгагенском клубе Jazzhouse Montmartre. За почти сорок лет его карьеры в его послужном списке - работа с такими мастерами, как Декстер Гордон, Кенни Дрю, Бен Уэбстер, Сонни Роллинз, Билл Эванс, и, разумеется, канадский пианист Оскар Питерсон, с которым Педерсен работал с 1971 года (с 1973 - как постоянный член его трио) по 1986-й и затем - во второй половине 90-х (они сотрудничают и в настоящее время). С 1975 года он выпускает и альбомы под собственным именем. Хотя он работал с гигантами традиционного джаза и в их ансамблях звучал (и звучит) как филигранный традиционалист с совершенным звуком именно традиционного контрабаса (он записал с различными музыкантами почти 200 альбомов!), в сольном творчестве Нильс-Хеннинг не лишен тяги к эксперименту. На почти двух десятках своих сольных работ он много и успешно разрабатывал различные "нордические" (то есть скандинавские) фольклорные мотивы, а также идеи слияния джаза и академической классики. Так, среди его альбомов есть записи джазовых обработок Белы Бартока и Иоганна Себастьяна Баха.

7 ноября в рамках абонемента "Джаз для всех" в Большом зале консерватории пройдет концерт "Джаз в XXI веке". Профессор Российской академии музыки, народный артист России пианист Игорь Бриль представит своих выпускников и студентов - саксофонистов Александра Бриля (тенор), Дмитрия Бриля (сопрано), Алексея Круглова (альт), Сергея Хутаса (контрабас), Дмитрия Севастьянова и Петра Талалая (ударные), Алексея Беккера (фортепиано) и др. Ведущий концерта - естественно, хозяин абонемента Алексей Баташев.

Сегодня, 1 ноября, открывается второй фестиваль авангардного вокала, проходящий в культурном центре "Дом". Как и в прошлом сезоне, фестиваль носит игривое название "Глубокая глотка, или Опасные связки". Он продлится до 12 ноября, и, как и в прошлом сезоне, в нем примет участие множество артистов самых разных направлений - и этнических, и из области академического авангарда, и из области шумовой музыки; для нас же важно, что, как и в прошлый раз, в фестивале примет участие некоторое количество и новоджазовых артистов.
Вячеслав Гайворонский 1 ноября в рамках "Опасных связок" в "Доме" играют японцы Коити Макигами (вокал) и Риодзи Ходзито (фортепиано, звучащие объекты). 5 ноября там же - великолепный петербургский дуэт трубача Вячеслава Гайворонского и аккордеонистки-вокалистки Лины Петровой. Вот что говорит о них фестивальный пресс-релиз: "Вячеслав Гайворонский - композитор, бэндлидер и трубач, занимающий в элите нашего нового джаза особое место. Парадоксальный лидер, хорошо известный лишь узкому кругу знатоков и музыкантов и ценимый только ими, Гайворонский, находясь, казалось бы, в тени более шумных Чекасина или Альперина, тем не менее пользуется непререкаемым авторитетом в новоджазовой среде. У него нет регулярных гастрольных туров на Западе, только отдельные концерты и фестивальные выступления, да и на родине работы не в избытке. Но все, что он делает, а делает он немало - это десятки концертных программ (лишь малая толика которых документирована), театральная и киномузыка, работы для разных составов, научение молодых музыкантов - всегда находит пусть немногочисленного, но заинтересованного и благодарного слушателя. Пусть это "музыка для музыкантов", но это та музыка, которая не только существует в сегодняшнем сиюминутном пространстве культуры, но и творит завтрашнюю музыку и завтрашнюю аудиторию.
Лина Петрова В последние годы основное творческое образование Гайворонского - это его дуэт с молодой аккордеонисткой и по совместительству певицей Линой Петровой. Выжимая все возможное из нового для себя тембрального сочетания трубы, аккордеона и голоса, Гайворонский порой даже выглядит в этом дуэте сайдменом, выставляя на первую линию эффектную и виртуозную молодую исполнительницу".
Кроме того, из любопытных для нас явлений на фестивале в "Доме" - львовский саксофонист Юрий Яремчук, один из наиболее интересных украинских джазменов (9 ноября), на следующий вечер - дуэт сенегальца Мола Силла и петербургского контрабасиста Владимира Волкова (то есть ровно половина международной группы "Ведаки", они же - "Вершки-да-Корешки"), а также новый проект выдающегося новоджазового артиста из Архангельска - саксофониста Владимира Резицкого (12 ноября).

Концерт проекта "Второе приближение" (пианист Андрей Разин, вокалистка Татьяна Комова, контрабасист Игорь Иванушкин) с участием американского саксофониста Майка Эллиса состоится 8 ноября в Словацком культурном центре. Начало в 19.00, адрес: 2-я Брестская ул., д.27 (ст. м. "Маяковская", Белорусская"), рядом с Центральным Домом кинематографистов.

Чтение
Сегодня мы читаем материал профессора Нижегородской консерватории Валерия Сырова под названием "Джаз на рубежах столетий". Эта работа основана на докладе, который автор делал на международной теоретической конференции в Ростове-на-Дону в 1998 году. Статья опубликована в книге "Искусство на рубежах веков", Ростов-на-Дону, 1999 и прислана нам автором...>>>>
А в это время за бугром...
Александр ФишерВ Австрии вышел новый CD живущего в Вене российского трубача Александра Фишера. Альбом называется "Sentimental Story", и его презентация состоялась в ночь с 28 на 29 октября на первом канале австрийского радио. В записи участвовали видные авсрийские джазмены - саксофонист Хервиг Градишниг, клавишник Райнхард Микко, басист Александр Лакнер и барабанщик Вернер Мраз.
Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 14 ноября)
  • "A Fine Line: Arias and Lieder" - Don Byron, Blue Note
  • "Written in the Stars" - Bill Charlap Trio, Blue Note
  • "Eyes of the Elders" - T.K. Blue, Arkadia Jazz
  • "Live at the Jazz Standard" - Joanne Brackeen Quartet with Ravi Coltrane, Arkadia Jazz
  • "Speak Like a Child" - Billy Childs Trio, 32 Jazz
Россия
(октябрь-ноябрь)
  • Николай Капустин - 24 прелюда в джазовом стиле, Boheme Music
  • Николай Капустин - Джазовые пьесы для фортепиано, Boheme Music
  • Олег Киреев - Song For Sonny, Jazzland-Русская Серия
  • Борис Прусаков (при участии Анатолия Герасимова) - Meditation Dance, Jazzland-Русская Серия
  • Андрей Соловьев, Питер Ковальд - GERU, Jazzland-Русская Серия
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
  • "Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, 23.30 24.00):
    Цикл "Американские дневники"
    Четверг, 2 ноября - звуковые примеры к книге Ховарда Мэндела "Future Jazz"
    Вторник, 7 ноября - наши в Америке: Николай Левиновский, Ugetsu, Moksha
    Четверг, 9 ноября - биг-бэнд сегодня: Ray Anderson-Geroge Gruntz, Maria Schneider, New York Composers Orchestra
    Вторник, 14 ноября: новые вокалисты - Kurt Elling & Ruth Cameron

В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:

  • "Джаз и не только", телеканал "АСТ-Прометей", пятница, 21.45 (повторы: пятница/суббота, 03.00; воскресенье, 23.45; понедельник, 05.30):
    3 ноября - американский скрипач Скип Паренте и российский саксофонист Олег Киреев в московском клубе "Алабама"
  • "Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10: 
    И.-С. Бах в традиции Swingle Singers

В ближайших выпусках программы Михаила Бутова "Джазовый лексикон" ("Христианский церковно-общественный канал", СВ 1116 КНz, понедельник, 19.00):

  • 6 ноября - Япония (джазовые темы с японскими аллюзиями, а также некоторые модерновые японские исполнители)
  • 13 ноября - "Concerto De Aranjuez" Хоакина Родриго в джазовых обработках 

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Дмитрий Ухов,
Игорь Гаврилов,
Андрей Кондаков,
Валерий Сыров,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
Billboard Online,
Down Beat

Фото:
Павел Корбут,
Кирилл Мошков, Виталий Анохин,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков