ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 37 (95) - 8 ноября 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковМинувшие дни, насыщенные событиями, не оставляли особенно много времени на отвлеченные размышления. Тем временем в Штатах, кажется, победил Буш, отчего все знакомые американцы начали кровожадно кусать себя за локти и восклицать невнятно в том смысле, что горе им. То-то, ребята, Буш-младший покажет вам, почем фунт настоящего ррр-республиканского либерализьма. Но дело вовсе не в этом: музыканты ведь как ехали в Америку, так и продолжают ехать. И не только в Америку. Понятно, что, уезжая, музыканты (тем более известные) не очень любят широковещательно заявлять об отъезде: а вдруг придется скоро и бесславно возвращаться? Но ведь не возвращаются же, невзирая на неизбежные трудности, ломку всех жизненных установок, смену ориентиров и биоритмов. За последний год российский джаз стал беднее на много имен. Кто-то уехал работать, кто-то просто переселился, но, во всяком случае, на рынке более не присутствует, а это не слишком здорово для рынка (где всего-то полтысячи конкурентоспособных музыкантов на всю страну, и это еще самая оптимистическая оценка). Не думаю, что мы откроем какие-то суперсекреты, если скажем, что ветеран советского колтрейнизма, один из лучших тенор-саксофонистов Александр Пищиков перебрался в Германию; его коллега, москвич Алексей Николаев - кажется, тоже в Германию (если мои сведения точны); и буквально только что уехал в Нью-Йорк и уже пытается там работать отличный московский альт-саксофонист Борис Курганов, один из лучших по своему инструменту в столице (послушайте его на только что вышедшем на Jazzland'е "бразильском" альбоме пианиста Андрея Кондакова!). И это только Москва. Едут же и из других городов. Молодые, ветераны - первые учиться, вторые - искать лучшей доли... С одной стороны, с абсолютной точки зрения это хорошо, потому что неизбежно повышает их класс и, следовательно, если они вернутся на отечественный рынок - рынок выиграет. Только вот примеров таких возвращений мало (хоть они и положительны в высшей степени - Бутман, Герасимов...). Например, надежды на возвращение лучшего трубача молодого поколения - Александра Сипягина - больше нет: Саша женился. Женился, кстати, на дочери Тосико Акийоси! Да дело даже не в этом - он, как и его коллега по Mingus Big Band басист Борис Козлов, так загружен в Нью-Йорке работой, что часто отказывается даже от очень интересных и выгодных предложений...
Так что непонятно. С одной стороны - хорошо, что они туда едут. С другой - лучше бы они рано или поздно возвращались. Но есть ли у нас на это надежда?
Как это было
в Москве
Начнем с концертов Рэя Чарлза, которые мы с таким трепетом анонсировали, помня, насколько грандиозными были концерты великого смешивателя всех традиций в Москве шесть лет назад. Дедушка Рэй, хотя и заметно постарел, все еще молодцом, но у наших читателей возникли очень серьезные вопросы к организаторам этого концерта по поводу именно что организационной стороны. О том и пойдет речь в письме, полученном нами от президента московского "Джаз-арт клуба" Александра Эйдельмана...>>>>

Джо Локк6 ноября в "Ле Клубе" неофициально открылись уже анонсированные нами российские гастроли нью-йоркского вибрафониста Джо Локка. Джо играл с биг-бэндом саксофониста Игоря Бутмана, с квартетом которого он отправился в тур на следующий же день (официально его гастроли открылись концертом в Петербурге 7 ноября).
Маленькая сцена "Ле Клуба" с трудом вместила восемнадцать участников биг-бэнда плюс Джо с громоздким вибрафоном. Кстати, в оркестре были замечены новые лица - в частности, место за фортепиано в бэнде занял хорошо известный в московской клубной среде молодой пианист Антон Баронин (Джо Локк пристраивался у него за плечом в начале незнакомых ему композиций, чтобы ознакомиться с гармонией перед тем, как играть соло). Локк, расставшийся с длинными волосами и отрастивший подлинно нью-йоркскую козлобородку, солировал почти в каждой пьесе, неизменно срывая настоящие овации - что и не удивительно, так как и техника его игры (четырьмя маллетами сразу, а не двумя, как у большинства его коллег!), и гармоническое мышление, и драматургическое построение импровизации - выше всяких похвал. Казалось, весь оркестр в этот вечер был в особенном ударе: отличные соло играли все, на кого требовательно указывал палец бэндлидера - и 17-летний тенорист-вундеркинд Дима Мосьпан, и ветеран-тромбонист Вадим Ахметгареев, и два лучших молодых трубача Москвы - Виталий Головнев и Владимир Галактионов. Даже невозмутимый обычно контрабасист Виталий Соломонов сыграл жаркое и виртуозное блюзовое соло. В голосе был и новый постоянный вокалист оркестра Сергей Манукян, порадовавший публику своими вокальными имитациями соло на тромбоне и трубе. Естественно, что и сам руководитель оркестра, Игорь Бутман, играл много соло, причем в основном не на своем профильном теноре, а на сопрано-саксофоне.
Во втором отделении в первой линии оркестра выстроились, видимо, все находившиеся на тот момент в Москве американские джазмены - Джо Локк за вибрафоном и три саксофониста: авангардист Майк Эллис и два темнокожих члена биг-бэнда Рэя Чарлза, Ал Джексон и Крэйг Бэйли. Конечно, соло Локка были несравненны, но и скоростные импровизации Эллиса на сопрано-саксофоне удачно влились в звучание оркестра (и вызвали бурные аплодисменты), да и скромные и несколько старомодные эпизоды двух афроамериканцев были благосклонно приняты публикой.
Концерт продолжался до половины первого ночи, после чего под восторженный рев битком набитого клуба был сыгран финальный блюз, и Игорь Бутман, участники его квартета и Джо Локк пулей унеслись на вокзал, чтобы поспеть к петербургскому поезду. В следующий раз Джо и Игорь выступят в Москве 19 ноября, завершая свой "Хеннесси-тур".

В московском культурном центре "Дом" продолжается фестиваль вокального авангарда, начавшийся 1 ноября. На одном из концертов побывал наш внештатный корреспондент...>>>>

Следующий материал рассказывает сразу о двух событиях, которые наш обозреватель Дмитрий Ухов объединил по формальному признаку: оба прошли в дипломатических представительствах в Москве и, следовательно, широкой публике доступны не были. Тем интереснее: в обоих случаях мероприятия были прелюбопытнейшие...>>>>

Как это было
в Нью-Йорке
Наш собственный корреспондент в Нью-Йорке Иван Шокин временами в своих поисках будущего джаза набредает на такие интересные вещи, что так и подмывает воскликнуть - вот оно, вот оно! И сегодня опять набрел, посетив удивительное мероприятие с участием кларнетиста Дона Байрона...>>>>
Москва - это вам
еще не все
22-й сезон джаз-клуба в Обнинске Московской области откроется 9 ноября вечером, посвященным 75-летию Оскара Питерсона - на сцене выступит трио пианиста из Самары Григория Файна при участии московского гитариста Алексея Кузнецова.
Что намечается:
московские анонсы
Альбом "From Moscow To Paris"21 ноября в "Ле Клубе" и 22 ноября в "Шато" (а также 19-20 ноября в Петербурге) будет играть международный европейский проект InterJazz Band, в последний раз выступавший в столице в 1996 г. В составе проекта - два россиянина, петербуржцы Андрей Кондаков (фортепиано) и контрабасист Владимир Волков (раньше в коллективе участвовал и саксофонист Игорь Бутман). Кроме того, в "Интерджазе" представлена Германия (тенор-саксофонист Райнер Витцель и барабанщик Кристиан Шойбер) и Франция (исполнитель на губной гармонике Оливье Кер-Урио).
Оливье Кер-Урио Проект был создан в 1995 г. по инициативе санкт-петербургского джазового критика и историка Владимира Фейертага, после чего многократно выступал в России и различных странах Европы. В 1998 г. был записан альбом "From Moscow To Paris", выпущенный в Австрии только в 2000 г. (когда один из участников записи, саксофонист Игорь Бутман, уже перестал участвовать в "Интерджазе").
На настоящий момент одна из главных фигур "Интерджаза" - стремительно набирающий известность во Франции Оливье Кер-Урио (иногда в России его фамилию пишут как "Кер-Орио"). Интересно, что Оливье во Франции живет не так уж давно: он родился на Реюньоне, маленьком острове в Индийском океане, куда его предки переехали аж в XVII в.
Санитар леса
Напомним: это - нерегулярная рубрика, которую в "Полном джазе" ведет председатель Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов. Дмитрий Петрович некоторое время назад взял на себя нелегкую миссию - восстанавливать справедливость, благолепие и статус-кво после того, как кто-то из коллег - джазовых журналистов где-то в печати или эфире допустит какую-нибудь досадную лажу. Конечно, всем хотелось бы, чтобы выходила эта рубрика пореже (не потому, что коллег жалко - хотя и это тоже, а потому, что хочется, чтобы и так все было хорошо), но вот не получается как-то...>>>>
А в это время за бугром...
Днем 5 ноября в нью-йоркском клубе Knitting Factory прошел концерт в память авангардной вокалистки Джин Ли, скончавшейся 24 октября. В концерте участвовали столь разные ипо стилистике и устремлениям музыканты, как Дьюи Редмэн (отец модного саксофониста Джошуа Редмэна), Джозеф Джарман, Рашид Али (в прошлом - последний барабанщик Джона Колтрейна, а теперь - лидер собственного ансамбля Prima Materia), Рой Кэмпбелл, Купер Мур и множество других. 90% собранной входной платы было направлено в основанный покойной певицей медицинский фонд. 
Карьера Джин Ли (р. 29.01.1939, Нью-Йорк) в последнее десятилетие в основном протекала в Европе, хотя в Штатах она известна с 1961 г. Она участвовала в легендарной первой записи джаз-оперы Карлы Блэй "Escalator Over The Hill", работала с крупнейшими представителями джазового авангарда (Арчи Шепп, Санни Мюррей, Сисил Тейлор, Энтони Брэкстон, Эндрю Сирил, Регги Уоркмэн, Питер Ковальд...). Впрочем, авангардным пением ее интересы вовсе не исчерпывались: так, в 80-90е она была членом вокальной группы Vocal Summit, в которую входили также Бобби Макферрин, Урсула Дудзяк и другие вокалисты. В последние пять лет она также много преподавала в нескольких музыкальных учебных заведениях Нидерландов (ранее она преподавала на отделения "Третьего течения" в бостонской Консерватории Новой Англии).

Мастер джазового органа Джимми Смит закончил запись нового альбома, первого за пять лет. Запись будет называться "Dot Com Blues" и выйдет 9 января следующего года на лейбле Blue Thumb Records.
Альбом был записан в студии Cello в Лос-Анджелесе под продюсерством Джона Портера. В нем участвовало много музыкантов, приглашенных специально для этой записи. Так, Доктор Джон поет и играет на фортепиано в открывающей альбом пьесе "Only In It For The Money", а также играет на клавишных в двух других треках. Би Би Кинг поет и играет "Three O'Clock Blues"; вокалистка Etta James показывает свою вокальную мощь в блюзовом стандарте "I Just Wanna Make Love To You"; Тадж Махал поет и играет собственную песню "Strut", а новая блюзовая звезда Кеб Мо также поет для Джимми Смита собственную песню "Over & Over". Впрочем, в записи участвуют далеко не только блюзмены: достаточно назвать гитариста Рассела Малоуна, басиста Джона Клэйтона и перкуссиониста Ленни Кастро.

4 ноября в Джексоне, штат Миссисипи, умер на 73-м году жизни знаменитый нью-орлеанский барабанщик Вернел Фурнье. Лучше всего он известен по работе в трио пианиста Ахмада Джамала, хотя записывался также с такими титанами, как Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи.
Фурнье вырос во Французском квартале Нью-Орлеана, где и научился в 10-летнем возрасте игре на барабанах. Музыканты особенно ценили его за изощренную технику игры щетками. С 60-х гг. Фурнье жил в Нью-Йорке, где много преподавал - вплоть до 1994 г., когда инсульт лишил его возможности играть. Тем не менее он, переехав на Юг, в Джексон, продолжал преподавать до самой смерти.

Рецензии
Сегодня мы рецензируем две достаточно свежие зарубежные работы, каждая из которых принадлежит весьма известным, чтобы не сказать - звездным персонажам. Свежий сборник трубача Уинтона Марсалиса и сборник же блюзмена Тадж Махала изучает наш постоянный рецензент...>>>>
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
  • "Вся музыка мира" - Радио России, 104.2 FM, четверг, 22.10-23.00 (поочередно с world music-программой "Хождение за три моря").
    9 ноября: Ануар Брехим; Тони Конрад - с "Фаустом" и без; русская электроника в Америке. Сквозная тема: Эдит Пиаф "Жизнь в розовом свете".
  • "Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, 23.30 24.00):
    Четверг, 9 ноября - биг-бэнд сегодня: Ray Anderson-Geroge Gruntz, Maria Schneider, New York Composers Orchestra
    Вторник, 14 ноября: новые вокалисты - Kurt Elling & Ruth Cameron

В ближайших выпусках программы Михаила Бутова "Джазовый лексикон" ("Христианский церковно-общественный канал", СВ 1116 КНz, понедельник, 19.00):

  • 13 ноября - "Concerto De Aranjuez" Хоакина Родриго в джазовых обработках

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Дмитрий Ухов,
Иван Шокин,
Александр Эйдельман,
Константин Волков,
Анна Левковцева,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
JazzE,
Down Beat

Фото:
Павел Корбут,
Иван Шокин,
Калью Суур,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков