ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #37
Нью-Йорк: хоть я и Байрон, но другой
Дон Байрон и его оркестр Похоже, мода играть чужую музыку не только не ослабевает, а лишь набирает обороты в последнее время. Музыканты, традиционно ассоциируемые с даунтаун-джазом, все чаще обращаются даже не к огромному джазовому наследию, а к музыке совершенно другого плана. Далеко не всегда результат их переработки вообще можно отнести к джазу как таковому. Достаточно вспомнить Джона Зорна с его многочисленными работами с не своим материалом (например, "Big Gundown" - переработанная киномузыка Эннио Морриконе, или "Spy Vs. Spy" - хардкор-вариации на темы Орнетта Коулмэна), саксофониста Кена Вандемарка с его аранжировками Funkadelic, квартета Sex Mob во главе со Стивеном Бернстином, играющего стильные горячие обработки поп- и рок-музыки, и, конечно, целую серию интерпретаций пианиста Ури Кейна, приложившего руку ко всему - от Баха, Шумана, Вагнера и Малера до американских песенных композиторов начала века. Иногда, впрочем, композиции выбираются и аранжируются в расчете на то, что никаких жанровых сомнений не возникнет. Именно так и случилось с материалом буквально вчера вышедшего альбома кларнетиста Дона Байрона "Fine Line: Arias & Lieder". Не знаю, насколько верно декларируемое Байроном на аннотации к диску утверждение о том, что нет лучшей арии, чем песня Роя Орбисона " It's Over", но песни (арии, шлягеры или как там еще) подобраны и сыграны именно так, что никакой натяжки при переходе от Орнетта Коулмэна к Стиви Уандеру и от Роберта Шумана - к Леонарду Бернстайну не чувствуется. За несколько дней до официального релиза альбома Дон Байрон представил на суд публики программу, лишь косвенно связанную с записью. В зале Symphony Space, в котором по специальному соглашению музыканта с администрацией проходят все его крупномасштабные представления, выступил биг-бэнд этого кларнетиста с программой, целиком состоящей из произведений Хенри Манчини и Слая Стоуна.
Сложно представить что-то более далекое по стилю, чем творчество этих музыкантов. Единственное, что их объединяет, пожалуй - это относительно далекое родство с джазом и широкая популярность в массах. Популярность, надо сказать, тоже довольно любопытная, так как в мире вряд ли найдется много любителей и Стоуна, и Манчини одновременно. По словам Дона Байрона, именно желание показать и тем, и другим что-то незнакомое побудило его сделать единую программу. Карт-бланш в Symphony Space позволил музыканту не только собрать внушительный состав музыкантов, но и весьма основательно подготовиться к выступлению. За редким исключением, все исполнители были мне знакомы по другим концертам. Вот их имена: Дон Байрон - кларнет, бас-кларнет, баритон-саксофон; Роберт ДеБеллис - тенор-саксофон, альт-саксофон; флейта; Ральф Алесси - труба; Стивен Бернстин - труба и слайд-труба; Джошуа Розман - тромбон; Куртис Фоулкс - тромбон; Ури Кейн - фортепиано и синтезатор; Джеймс Джинус - контрабас и бас-гитара; Родни Холмс - ударные; Дэвид Гилмор - электрогитара; Джонни Альмендра - перкуссия и ДиКей Дайсон - вокал.
Дон Байрон и его оркестр Единственное, чего я боялся - что звездный биг бэнд будет играть однообразную музыку, основанную на аранжировках с бесконечными отличными соло, но с удручающей предсказуемостью. К счастью, этого не случилось. Причина тому - то, что Дон Байрон пригласил музыкантов, многие из которых не уступали лидеру в способности и опыте работы в качестве аранжировщиков. Примерно половина композиций была отдана на растерзание Ури Кейну, Стивену Бернстину, Роберту ДеБеллису и Ральфу Алесси. Конечно, это привнесло в программу некоторую эклектичность, зато избавило слушателей от возможной скуки.
Кроме экстравагантной певицы ДиКей Дайсон, весьма забавно танцующей и в громких пьесах подыгрывающей Ури Кейну на рояле своим внушительным задом, но певшей по большей части (мягко говоря!) посредственно, все было на более чем достойном уровне. Сложно выделить кого-то из музыкантов в этом показательном концерте. Как всегда, безукоризненно гениально играл Ури Кейн, особенно разошедшийся в собственной аранжировке темы из фильма "Розовая пантера" - главного хита Хенри Манчини. Ничем ему не уступал и Стивен Бернстин, сумевший, оставшись с Джошем Розманом, Робертом ДеБеллисом и Джонни Альмендрой, сыграть что-то очень похожее на жаркие композиции Sex Mob. Аккуратный Роберт ДеБеллис и азартный Дэвид Гилмор тоже не остались незамеченными. Несколько композиций, в основном в стиле фанк из репертуара Слая Стоуна, вызвали шквал аплодисментов благодаря неожиданно мощному и энергичному вокалу ДиКей Дайсон. Ну и, безусловно, сидящий с самого края Дон Байрон был, как всегда, неподражаем.
Думаю, что и те, кто пришел слушать Слая Стоуна, и те, кто пришел слушать Хенри Манчини, и даже те, кто никогда о них не слышал, а пришел слушать кларнетиста Дона Байрона, остались довольны. Несмотря на заранее подготовленную небольшую музыкальную провокацию (в паре пьес музыканты вдруг срывались на откровенную собачатину, а через полминуты столь же стремительно возвращались к мягкому оркестровому звучанию), новую программу Дона Байрона вряд ли можно считать авангардом. В какой-то степени это именно то, чего ждут от нового поколения джазовых музыкантов, уже достигшего признания критики, но пока еще не завоевавшего массового слушателя. Небольшой шаг навстречу популярности среди тех, кто не очень внимательно следит за изменениями в джазе и вокруг него. Примечательно, что, как это всегда случается в последнее время, кларнетист Дон Байрон записывает свои альбомы на лейбле Blue Note, старающемся собрать всех оригинальных, но при этом коммерчески успешных музыкантов. Принесет ли фирме такая политика новый прорыв на джазовом рынке - покажет время.

Иван ШокинИван Шокин,собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке
фото автора
Downtown Music

На первую страницу номера