ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #37
Рэй Чарлз в Москве: публика недовольна организацией концерта
Рэй Чарлз Хотелось бы, чтобы это письмо было опубликовано в журнале, потому как в нем содержатся некоторые принципиально важные вещи, связанные не столько с этим концертом, сколько вообще с проблемами организации и проведения подобных крупномасштабных акций.
Итак, Манежная площадь, 2 ноября 2000 г., 18 час. 55 мин., т.е. до официального начала концерта - пять минут. У Кутафьей башни, как у незамужней барышни, две косы очереди длиной метров по сто, может быть - и больше, из чего ясно, что концерт вовремя не начнется. Но, кроме этого, более ясна и прозрачна старая совковая истина: человек в нашей стране - ничто. С ним можно делать что угодно, не утруждая себя решением задач, которые могли бы избавить этого самого человека от дискомфорта. Ничего с ним не случится, постоит в очереди, мы ведь боремся с терроризмом. Не барин он, этот наш российский человек. И стоят покорно в очереди униженные русские, и новые и старые, и поругиваются, и клянут, но так, потихоньку, и проходят через игольное ушко четырех узких проходов под пристальными взглядами пофигирующих милиционеров.
Кстати, кроме своих, в очереди полно и недоумевающих иностранцев; уж эти-то точно не привыкли к такому обращению. Кстати, а если хороший дождь, а если крепкий мороз?.. не в Африке, чай, живем.
Поехали дальше. Зал КДС, 19.30 - 19.40. Публика в очередной раз взрывается аплодисментами, скандируя "Рэй Чарлз, Рэй Чарлз". Наконец, голос из динамиков, кстати - очень плохо выставленный и по уровню, и по частотам, сообщает о том, что концерт начинается. На сцене два оркестра - Российский Национальный и бэнд Рэя Чарлза. Все красиво, если не считать того, что зазвучало и как зазвучало. Ведущий объявил, что в честь 70-летия легенды мирового джаза российские поп-гении исполнят по одной песне. Мне даже не хочется обсуждать сейчас исполнителей, скажу только, что мне было стыдно за организаторов по двум причинам. 
Причина первая: с первых же звуков стало ясно, что звукорежиссер - без ушей, а может быть - даже и без головы. Если это американец, то это большая беда и проблема американской стороны; если он наш, родной, то это - большая беда "Росинтерфеста", как организатора концерта. К сожалению, проблема со звуком сохранилась на весь вечер.
Причина вторая - подбор исполнителей. Все очень слабо и похоже на самодеятельность или номера для домашней, приватной тасовки. Но здесь не дом, а огромный зал КДС с публикой, которая заплатила деньги и хотела бы за них получить удовольствие. Но нет, устроители решили, пригласив "Живую легенду XX века", российских джазовых музыкантов и вокалистов не приглашать. Зачем? В общем, поздравили. Не спасла и Лариса Долина, завершившая поздравления перемодулированной "Georgia On My Mind".
Поехали еще дальше. Отпели наши "гении", и тот же плохо выставленный голос из ниоткуда сообщил, что господин Рэй Чарлз через одну-две минуты появится на сцене. Зал загудел в ожидании "юбиляра", но не прошло обещанного времени, как голос сообщил буквально следующее: "Леди и джентльмены! Господин Рэй Чарлз находится в артистической и появится на сцене через десять минут". Тут зал сначала заржал по поводу обращения "леди и джентльмены", в котором "джентльмены" прозвучали с таким решительным "е" в конце, что удержаться от смеха было просто нельзя. 
При всем этом на сцене продолжают сидеть два оркестра, но в полном бездействии. Устроители - в большой растерянности. В мире шоу-бизнеса подобные заминки и задержки - не редкость, это форс-мажор, к которому всегда должны быть готовы. Обычно такие паузы элементарно устраняются ведущим. Но ведущего на этом концерте не было. Думаю, что, например, Алексей Баташев смог бы эту долгую паузу превратить в маленькое шоу, рассказав много интересного о Рэе Чарлзе, похохмив, поиграв с публикой. Но не было ведущего, была только беспомощность устроителей да этот смешной голос с провинциальным произношением.
Наконец, появился Рэй Чарлз. К этому времени зал был на треть пуст, так как народ не захотел оставаться в положении полных идиотов и потащился наверх, в буфет, чего-нибудь испить. Но появился мэтр, и постепенно, где-то к третьей вещи, зал заполнился. 
Рэй Чарлз Конечно, Рэй Чарлз есть Рэй Чарлз, и хотя, как мне показалось, он был вял и не совсем в форме, это был живой Рэй Чарлз, относиться к которому нужно только с уважением. Он всей своей жизнью его заслужил.
И последнее. Что меня возмутило, пожалуй, больше всего, и что именно спровоцировало меня на это письмо. С самых первых минут в зал, на партер, обрушился поток белого света, и прожектора горели весь концерт. Телеканал ОРТ вел сквозную съемку всего концерта. Два отделения люди сидели, пытаясь спрятаться от этого кошмара. Деятели из "Росинтерфеста" и ОРТ превратили зал в кабинет следователя, где людей в течение всего концерта испытывали на прочность. Ужасно, конечно, то, что публика робко молчала (она у нас такая). Но молчать об этом нельзя, об этом надо говорить и требовать соблюдения своих прав - прав зрителя, прав покупателя товара под названием удовольствие.
Попробую кратко сформулировать некоторые важные положения.
1. Человек купил за деньги билет на концерт. Он освободил свой карман для того, чтобы получить УДОВОЛЬСТВИЕ. Он имеет полное право на это.
2. Устроители в лице "Росинтерфеста" решили отдать (продать) право съемки концерта каналу ОРТ, но при этом они забыли сказать ОРТ, что главный хозяин этого концерта - ЗРИТЕЛИ, и что свою съемку телевизионщики должны вести, не нарушая их прав на получение удовольствия от концерта. Забыли? Нет, они просто об этом и не думали. Замечу как профессионал в этом деле: я никогда не позволяю телевидению вести съемку в клубе, мешая при этом зрителям. Если они не могут работать незаметно, право на съемку они не получают.
3. Если ОРТ решило снимать концерт подобными методами, оно вместе с "Росинтерфестом" должно было бы раздать бесплатные пригласительные билеты, чтобы создать зрительскую массу. Вот в этом случае, леди и джентльмены, пожалуйста, слепите эту массу светом, пускайте дым, устанавливайте на головах видеокамеры и т.д. В этом случае вы - хозяева вечера, делайте что хотите, но только за свой счет.
Итак, по моему, все ясно. Под конец я хотел бы кратко сформулировать некоторые важные выводы и предложения, вытекающие из концерта 2 ноября с.г.
Вывод №1 - чем ближе к сердцу своей собственной родины оказывается гражданин, тем меньше он должен думать о том, что он Человек, для которого недопустимы унижения любого рода с чьей бы то ни было стороны.
Вывод №2 - в музыке главное не звук, а понт. И чем дешевле, тем лучше.
Вывод №3 - наглость и бесцеремонность телевидения прямо пропорциональна безответности объектов съемки.
Вношу предложение, на мой взгляд, принципиальное и нуждающееся в обсуждении в прессе, юридических кругах и т.д.
Предлагаю: билет, который покупает человек в театр, в концертный зал и пр., в законодательном порядке считать контрактом между покупателем и продавцом. При этом в этом контракте (на билете) должно быть напечатано примерно следующее:
"Устроитель мероприятия гарантирует зрителю создание условий, не нарушающих восприятия спектакля (концерта), оплаченного данным билетом (контрактом). В случае нарушения устроителем своих обязательств, его действия могут быть обжалованы в судебном порядке при предъявлении данного билета с компенсацией материального и морального ущерба, нанесенного зрителю".
Мне хотелось бы, чтобы эта тема послужила основой для какой-нибудь серьезной статьи или ток-шоу на радио или телевидении с привлечением профессионалов со всех сторон.
Ну вот и все. А в целом, конечно же, спасибо "Росинтерфесту", что пригласили Рэя Чарлза, что организовали еще одно свидание с этим замечательным музыкантом. А "Росинтерфест" должен сказать спасибо мне, например - за то, что я, бросив все дела, столько времени посвятил возникшим на концерте проблемам. Я говорю об этом только для того, чтобы дальше у того же "Росинтерфеста", а стало быть - и у нас, все было лучше.

Александр ЭйдельманС уважением ко всем,
президент московского "Джаз-арт клуба" Александр Эйдельман.

На первую страницу номера