ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #37

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.

Wynton Marsalis Septet - Selections from the Village Vanguard Box
Wynton Marsalis Septet
-
Selections from the Village Vanguard Box

Columbia, 2000

12 tks
74:24

* * * *

Облегченный вариант семидискового бокс-сета, выпущенного главным консерватором нынешнего джаза Уинтоном Марсалисом по результатам концертов его септета в легендарном нью-йоркском клубе Village Vanguard с 1990 по 1994 гг. (оригинальные записи делались в рамках серии концертов Уинтона, передававшихся Национальным общественным радио США). Трудно судить по этой подборке обо всей коллекции в целом; главное впечатление - что продюсер Стив Эпстин представляет Марсалиса даже большим консерватором, чем тот есть на самом деле. По прослушивании остается впечатление, что после 1945 года в джазе не произошло ничего и что Чарли Паркер и Майлс Дэвис, не говоря уж о Колтрейне или тем более об Орнетте Коулмэне, всем нам просто померещились. Впрочем, Марсалис, главный начальник самой большой синекуры в американском джазе - джазовой программы Линкольн-Центра, и не скрывает, что его главная задача - охранительно-консервационная. Но это - за пределами настоящей рецензии.
Конечно, его музыканты умеют играть. И еще как! И сам Уинтон - безусловно великий трубач, с роскошным блюзовым чувством и фантастическим свингом а-ля его духовный отец Луи Армстронг (правда, сам звук трубы не столь могуч). Вопрос только в том, имеет ли смысл столь скрупулезно воспроизводить традицию минимум шестидесятилетней давности, не привнося в нее вообще ничего извне - с одной стороны; игнорируя уже свершившийся исторический факт развития этой традиции - с другой стороны; и относясь к ней без тени юмора или иронии - с третьей? Ответа нет: Марсалис очень популярен и имеет массу сторонников, а значит, какая-то часть правды - и на его стороне тоже.
Над звуком этой работы трудилось полтора десятка человек - от инженеров передвижных студий в дни концертов до Тодда Уайтлока, который все эти пленки сводил в студиях Sony в Нью-Йорке. В результате получилось добротное, очень плотное концертное звучание (впрочем, в Vanguard обычно так и получается - очень способствует уникальная акустика этого подвальчика), с массивным, четким басом, чуть слишком звонкими тарелками, хорошо проработанной духовой секцией и мягкой, слегка замутненной ведущей трубой. Временами (да что там - часто!) между по-современному реалистичным звуком и нарочито старомодной игрой даже возникают некоторые противоречия.

Taj Mahal - The Best Of Taj Mahal
Taj Mahal
-
The Best Of Taj Mahal

Columbia/Legacy, 2000

16 tks
69:20

* * * *

Внушительная компиляция ранних (1967-74) и, вероятно, действительно лучших записей одного из самых парадоксальных блюзовых музыкантов. Ныне 60-летний, Генри Сент-Клер Фредерикс родился в Нью-Йорке в семье джазового аранжировщика и изучал музыкальную культуру своих афроамериканских предков в университете, потом переехал на Западное побережье (а в 60-е там делалось много хорошей музыки!) и стал играть в Лос-Анджелесе электрифицированный кантри-блюз: полная противоположность обычным блюзменам, родом с Юга и добившимся успеха в Чикаго! Дело в том, что Тадж Махал с самого начала обращался к молодежной аудитории, в массе своей - белой или смешанной. Потому и вовлечен он был в рок-движение куда сильнее, чем в блюзовое сообщество, и в его альбомах было столько же рок-музыки, сколько и акустического блюза (а впоследствии появилась еще и масса этнических влияний - от африканских до вест-индских).
Коллекция составлена из фрагментов восьми первых альбомов Таджа и демонстрирует внушительное разнообразие аранжировочных и тембровых решений (свойственное, безусловно, скорее рок-музыке тех времен). Кроме двух треков с самого первого альбома с их дурно прописанными (хотя и очень органичными в общей картине) барабанами, альбом в основном представляет характерное электрифицированное звучание Западного побережья на рубеже 60-70-х, энергичное и очень плотное как в динамическом, так и в тембральном смысле. Впрочем, нельзя не отметить, что самые интересные фрагменты - это когда Тадж со всей изощренностью "продвинутого" музыковеда - специалиста по блюзу обращается к слушателю соло, аккомпанируя себе (при помощи наивных наложений тех лет) на банджо, стил-гитаре и губной гармонике.

Константин ВолковКонстантин Волков

На первую страницу номера