ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #37
Два джазово-дипломатических вечера

Вечер первый: меняем автомобиль на пианиста (Тыну Найссоо в посольстве Эстонии)

Тыну Найссоо Приглашение на сольное выступление известного эстонского джазового пианиста Тыну Найссоо гласило: "По случаю отъезда посла Финляндии в России г-на Маркуса Люра с супругой". После концерта Чрезвычайный и полномочный посол г-н Люра то ли в шутку, то ли всерьез разъяснил: "В начале 20-х годов у нового посольства Финляндии в Советской России не было своего автомобиля, и мы одалживали "Роллс-Ройс" у эстонского посольства, и вот теперь мы возвращаем долг - устраиваем в эстонском посольстве этот вечер". Похоже, впрочем, что и посол Эстонии г-н Мацулевич тоже неравнодушен к джазу.
Так или иначе, финско-эстонский культурный обмен на московской земле приобретает регулярный характер. Прошлый сезон в эстонском посольстве (по соседству с Театром им. Маяковского) завершал живущий в Хельсинки пианист из Новосибирска Евгений Гимер, нынешний сезон открывал долго работавший в Финляндии певец Тынис Мяги. Тыну Найссоо, сын главного эстонского джазмена Уно Найссоо, в советские годы принадлежал к нашей джазовой элите. Шестнадцатилетним юношей он дебютировал на легендарном фестивале джаза в Таллинне в 1967 году, и через год уже выпустил сольный альбом (25-сантиметровый, насколько помнится), который распространялся, впрочем, только в Эстонии. А остальная часть нашего джаза продолжала считать Тыну авангардистом - автором композиции "Супер До", вошедшей в один из двух дисков на таллиннском фестивале. Пока в 1981году не вышел сольный альбом "Поворотный пункт", на котором даже "Lonely Woman" Орнетта Коулмэна (на фендер-пиано) звучала, как еще одна композиция Чика Кориа периода раннего Return to Forever. 
Объездив весь СССР, а потом еще полмира, в 1989 Тыну получил грант для занятий в джазовом Беркли-колледже (США). Сейчас Найссоо практически каждый день играет в фортепьянном салоне таллиннской гостинцы "Виру" (на втором этаже).
В Москву Тыну Найссоо привез программу "С импровизацией через Европу" - джазовые интерпретации народных песен (с упором, понятное дело, на финские) и популярной классики. Найссоо-Jr объединил их в блоки - по-моему, по тональностям и темпам - как всегда у него, сделанные и сыгранные все в той же легкой манере а-ля Чик Кориа. Даже "Очи черные" и какой-то чешский танец вроде польки. Что ж, пусть два независимых финно-угорских государства дружат - глядишь, и москвичам от этой дружбы кое-что перепадет.

Вечер второй. Рэй Чарлз - практически без Рэя Чарлза

Рэй Чарлз Формально это был прием в Посольстве по случаю и в связи. Светский раут в "Спасо-хаузе", на который к 9 вечера позвали в основном дипкорпус и российских деятелей культуры (из джазменов были, кажется, только рекордсмен (по Гиннесу) Олег Лундстрем, профессор И.М. Бриль (с супругой) и аккордеонист Владимир Данилин - тоже с супругой, но, увы, без аккордеона). А также Московского Джаз-ангажемента - в лице (не помню звания) Владимира Каушанского и композитора (здесь - помню) Юрия Саульского. Не считая, разумеется, Алексея Козлова и его "Арсенала", призванных обеспечивать jam-session. Ближе к десяти вечера, когда прием был в полном разгаре и все, казалось, уже забыли, по какому поводу собрались, вдруг выяснилось, что Рэй Чарлз уже минут как десять сидит в углу, вовсю улыбается и фотографируется со всеми желающими. После не по-нашему краткой речи Чрезвычайного и полномочного посла г-на Коллинза в соседнем зале поставили один стул для маэстро Чарлза, а все остальные вежливо сгруппировались вокруг него. Было похоже на старосветский худсовет в МОМА, когда начальству сдают программу. "Арсенал" сыграл свой "Blue-Eyed Blues", маэстро Чарльз, все так же широко улыбаясь, где-то на втором соло начал притоптывать ногой (правой). Что было воспринято как желание присоединиться к музыкантам. Поиграл еще Игорь Бриль, и на другом - даже более известном - "Silver Blues" Козлова за клавиши Дмитрия Илугдина посадили виновника торжества. Он сыграл то, что играет уже лет сорок (кажется, даже процитировав собственное соло в "This Here" образца 1980 - примерно - года).
На этом музыкальная часть вечера закончилась, а г-н Козлов в кулуарах поделился своими впечатлениями о встрече с Рэем Чарлзом. По словам нашего ветерана, услышав его шутку о том, что у нас фанк - тоже музыка протеста, Рэй Чарлз рассмеялся. Что уже хорошо.

P.S.Те, кто не пошел на концерты Рэя Чарлза, но мог (позволить себе) пойти, пропустили отличный джаз - поскольку сам маэстро был не в форме, публику чуть ли не полконцерта разогревал оркестр. Играл бэнд гораздо более содержательно, чем в прошлый раз, и не поп-музыку, а настоящий джаз в отличных аранжировках в стиле Квинси Джоунса с соло всех трубачей по очереди - а ля Майлз Дэвис. Так хорошо и при этом негромко (озвучивали впрочем, слишком слабо, что плохо!) у нас никто не играл со времен Тэда Джоунса - Мела Луиса в 1972 году. Зато, как всегда, разочаровали подпевки "Рэйлетс" - ни Ареты Франклин, или, на худой конец, Уитни Хьюстон среди них нет. И, наверное, никогда и не было. Но разве в этом дело? Главное, что Рэй Чарлз - есть.

Дмитрий УховДмитрий Ухов

На первую страницу номера