ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #39
"Лучшее джазовое шоу всех времен"??!
Часть первая. "До". Открытое письмо Алексея Баташева редакциям СМИ

Афиша Московского КонцертаПосле трагической гибели Гленна Миллера над Ла-Маншем число его поклонников не уменьшалось, и осиротевший оркестр продолжал жить, сохраняя название Glenn Miller Orchestra. Ряд знаменитых музыкантов руководил коллективом - барабанщик Рэй МакКинли, кларнетисты Бадди де Франко и Пинатс Хако, трубач Дик Ловенталь и другие. В Соединенных Штатах, слава Богу, оркестры продолжают творческую жизнь после смерти своих лидеров, сохраняя репертуар, манеру, порой умеренно добавляя в исполнение (или его запись) элементы современной техники. До сих пор существуют такие оркестры-призраки (ghost bands) - Томми Дорси, Гарри Джеймса, Дюка Эллингтона и даже Гая Ломбардо, а призрак оркестра Каунта Бэйси лет пять назад даже дал концерт в Москве. 
И вот Москва обклеена призывными плакатами - на фоне американского флага написано "Оркестр Гленна Миллера в Кремле - лучшее джазовое шоу всех времен". Конечно, после того, как Росинтерфест угостил нас по 600 баксов за билет "Концертами Рэя Чарлза" (в одном отделении с регулярной задержкой на час), станешь осторожнее, поневоле будешь все проверять. Тем более, что афиша закрытая - ни дирижера, ни солистов, ни программы. Организатор концерта - компания "Миллениум". 
Насчет неуказанной страны газета "Культура", согласно предоставленному пресс-релизу, сомнения развеяла: "В Америке воссоздан уникальный оркестр во всем своем неповторимом саунде", "джазмены в элегантных формах ВВС, некогда поднимавшие боевой дух американской армии, сегодня устраивают джазовые ретро-шоу по всему миру". Потом МК от представителя компании-промоутера JSA разузнал, что этот оркестр - вообще "единственный оркестр, имеющий лицензию носить имя Гленна Миллера", подтвердил, что он играет в форме ВВС США, и что предвкушаемым удовольствием мы обязаны той же компании "Миллениум". Она это удовольствие, согласно weekend.ru, продает по ценам от 300 до 6000 рублей за билет.
МК назвал имя дирижера оркестра - Рэй Маквэй. Слыхали о таком? Вот и мы тоже. Запахло надувательством.
Российская гильдия джазовых критиков связалась с Американской ассоциацией джазовых журналистов, и вот что выяснилось.
1. Выступающий в Кремле 20 и 21 ноября оркестр - не американский, который и хранит традиции, а вовсе английский. От американского он получил временное (только на Москву и Петербург!) разрешение называться Glenn Miller Orchestra UK. Вот этих-то двух последних литерок - UK - "Миллениум" с JSA и не поставили в афише. 
А теперь попытаемся познакомиться с оркестром. 
2. Откроем его сайт. За десять лет существования у оркестра аж целых 2 (!) рецензии. Натурально, положительные. Первая статья без ссылки на источник, источник второй указан, но там пусто. 
Неизвестно также, кто в оркестре играет, где он выступал. График гастролей девственно чист. Дирижер Ray McVay (вот он, нашелся), певица Jan Messeder, певец Colin Anthony.
Может быть, эти британцы и неплохо играют, но надеемся, что их первый перелет через Ла-Манш пройдет удачней, чем у того, чьим именем они пользуются.
К слову, на сайте настоящего американского оркестра даны и полный поименный состав оркестра, и гастрольный график (300 концертов в год) с указанием городов, залов, времени и даже жанра выступления - эстрада или танцы. 20 ноября оркестр переезжает из Иллинойса в Вирджинию, а "11/21 - Southwest Virginia Community College, Richlands VA, 8:30 PM - Concert" 
Итак, подведем итог. Как предупреждает Лев Дуров в популярном рекламном ролике: опасайтесь подделок! Компания "Миллениум" и ее промоутер JSA вместо действительного продукта предлагает вторую копию, но по цене как за эксклюзивный товар. (А потом этот никому не ведомый оркестр будет показывать на Западе афишу концерта в Кремле! с ценой на билеты по $200!). 
Кто кого надул, пусть разбираются между собой. 
К именам уважаемых изданий, отеля и перевозчика грязь не пристанет. Обидно за зрителя, которому лгут в глаза, за Россию, которую кто-то держит за отстойник, за Америку, на имени, на флаге и на солдатах которой спекулируют. 
Горько и противно, что в джаз полезли посторонние, торгаши, наперсточники от культуры. Надеюсь, что наши зрители и слушатели это тоже поняли.

Часть вторая. "После". Отчет Алексея Баташева о состоявшемся 20 ноября концерте.

оркестр в Москве (фото ТАСС)Вчера состоялся концерт британского оркестра. Приличный оркестр, хорошо подготовленные номера, добротный эстрадный продукт, правда, от многократного исполнения заметно заштампованный. Но уж, конечно, не "лучшее джазовое шоу в мире". Даже не лучшее в Англии. ("Дайте нам ваши записи", - попросили их на пресс-конференции. "А у нас нет." - Они, оказывается, в Кремль записываться приехали! - АБ)
По сути, концерт стал невольным продолжением (только в худшем варианте) программы "Гленн Миллер и его время", показанной в Зале Чайковского 3 января этого года. Там играл - и как играл! - старейший на сегодняшний день джаз-оркестр мира - оркестр Олега Лундстрема. Вот и вчера Олег Лундстрем побывал в Большом Кремлевском дворце. Но не на сцене, а в зале. "Неплохой ресторанный оркестр", - сказал он. - "Но Миллера они не чувствуют". И ушел в антракте.
А малоизвестный провинциальный оркестр получил от наших деньголюбивых лопухов прекрасный факт для своей биографии - концерт в Московском Кремле по билетам за 200 долларов.

Алексей БаташевАлексей Баташев,
председатель Российской гильдии джазовых критиков, заслуженный деятель искусств России

На первую страницу номера