ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 40 (98) - 29 ноября 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковСобственно, все, что редактор "Полного джаза" хотел бы сказать сегодня читателям, будет сказано в репортаже с концертов Нильса-Хеннинга Эрстеда Педерсена, которые, безусловно, были главным событием минувших семи дней. Поэтому предлагается сразу перейти к делу, отметив только - в качестве эха предыдущего номера - что на этот раз мы имеем дело в основном с реальными музыкантами!
Как это было
в Москве
Нильс Педерсен27-29 ноября в "Ле Клубе" играл три концерта великий датский контрабасист Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен. Кстати, для всех, кто задавал нам вопросы по поводу его действительно непростого имени, мы специально задали ему соответствующий вопрос. Зовут его Нильс, фамилия его Педерсен. Энциклопедии, которые ставят его на букву O, глубоко неправы, потому что Orsted - это не фамилия, это его родовое имя. И первая буква в нем не O, а "О перечеркнутое", которое в датском алфавите идет в самом конце, после Z, и означает нечто среднее между Ё и Э. Что же до Хеннинга, то это вторая часть его полного имени, по которой обращаться в Дании не принято (так, сказочника Андерсена можно было назвать Ханс, но нельзя - Кристиан). Зато, если говорить о человеке с таким двойным именем в третьем лице, то в знак уважения можно назвать его (не в лицо!) Нильс-Хеннинг. Непростой они народ, датчане.
Нильс ПедерсенТак или иначе, а концерты были просто замечательные. Знаем, что сказать так - значит показать непрофессионализм, но не сказать этого не можем. Тут ведь вот какое дело. Трио Педерсена (его молодой соотечественник Йонас Йохансен на барабанах и шведский суперстар Ульф Вакениус на гитаре) представило программу, строго говоря, клубную. То есть специально приспособленную к исполнению в джазовых клубах, шумных и прокуренных. Ну, может быть, не так страшно прокуренных, как "Ле Клуб", и не таких шумных - вряд ли в хороших клубах в Европе или Штатах у обслуги принято так рьяно пробивать чеки в кассах, громко перекликаться, звенеть посудой и молоть кофе прямо во время игры музыкантов (тем более ТАКИХ музыкантов). И тем не менее: это специализированная клубная программа, составленная частично из авторской музыки Педерсена, частично - причем в большинстве - из самых что ни на есть мэйнстримовых стандартов, от заковыристой "Donna Lee" Чарли Паркера до аж "Каравана" Хуана Тизола, без которого в России и концерт не концерт. Только вот все это было подано как-то совсем не стандартно. И "Donna Lee" изобиловала совсем неочевидными сменами ритма и темпа, и "Come Sunday" исполнялся как среднетемповый ритм-н-блюзовый грув, а уж "Караван"-то... Да, такого "Каравана" мы никогда не слышали: от фанка до суперскоростного бопа через... через... трудно даже определить. Лихо это было сыграно, вот что.
 Для обоих солистов - Педерсена и Вакениуса - казалось, не существовало никаких технических преград. Да, оба они могут играть супертрадиционно (как и играют, скажем, в ансамбле Оскара Питерсона), но без довлеющей над ними звезды-лидера оказываются вполне состоятельны как солисты. Редкий случай, когда фантастическая техника исполнения не довлеет над художественной составляющей! И при этом все это совсем не так уж традиционно.
Ульф ВакениусНачнем с техники. Уникальна сама постановка рук Педерсена: струны очень сильно приближены к грифу, правая рука лежит на грифе, кисть не ходит вверх-вниз, ударяя по струнам - работают только пальцы, причем не один-два, как у большинства, а целых три. Какие там были изумительные мелизмы! Какие длинные, ровные трели - это на контрабасе-то! Вообще то и дело хотелось протереть глаза: да на контрабасе ли играет Нильс-Хеннинг, не на гитаре ли? Нет, не на гитаре. Мягкое, плотное звукоизвлечение (за его спиной на полу помигивал зелеными глазами таинственный чемоданчик, через который и был пропущен звук контрабаса; видимо, изрядную часть начинки чемоданчика составляли обеспечивавшие такую ровность звука компрессоры). Причем - очень скоростное и одновременно очень певучее: значительную часть тем Педерсен играл на контрабасе, как на основном сольном инструменте - и был не менее выразителен и точен, чем если бы темы эти звучали на духовом инструменте.
Обычно музыканты, обладающие высококлассной техникой игры, не очень заботятся собственно о музыке - им кажется, что превосходные качества их техники сами за себя все скажут и всех победят. Иногда это случается - если музыка этих людей сама по себе, на инстинктивном уровне, хороша. Чаще - не случается (потому что быть отличным исполнителем еще не значит рождать хорошую музыку). С Педерсеном все не так. И техника его не просто превосходна - единственна в своем роде; и музыка его изобретательна, умна, нешаблонна и просто приятна.
И тут очень важна была роль второго солиста - Ульфа Вакениуса. Его сольные записи заставляют восхититься, но не поражают. А здесь - где он играл в ансамбле более, так сказать, именитого лидера - он именно поражал: поражал не только техникой (как и у Нильса, техника его избыточна - кажется, он мог ровно то же самое сыграть еще в два раза быстрее), поражал уровнем понимания лидера, способностью говорить его языком, но со своими интонациями, способностью подхватить мысль, развить, высказать по-своему, да еще и не с одной точки зрения, а с двух-трех. С виду доброжелательно-флегматичный - ну, Ваш Типичный Швед (рыжий, ражий и ровно-веселый) - в игре он может проявлять настоящую страсть и грацию, а может мягко отступать на второй план, уступая контрабасу пространство. Удивительный гитарист.
Йонас ЙохансенНаконец, третий участник трио - барабанщик Йонас Йохансен - был единственным сайдменом в этом ансамбле. Не проявляя авторских амбиций, не вытягивая на себя одеяло, он только смотрел радостно на лидера, угадывая малейшие изменения в динамике и фактуре - и отыгрывал эти изменения настолько органично, как будто это сам Педерсен мысленно управлял барабанами. Это вовсе не значит, что Йохансен - более слабый музыкант: он пару раз сыграл отличные (правда, не столь фантастические, как у лидера) соло, но главное - он проявил себя идеальным партнером. А его игра руками на ударной установке может быть отнесена к наиболее необычной тембровой краске, слышанной в этом сезоне.
ДжемВот такие были концерты. А после третьего концерта был еще и джем. Вообще, говорят, Педерсен джемов не любит, но организатор этого его приезда Виктор Лившиц его уговорил. Вышел арт-директор клуба Игорь Бутман, молодой саксофонист Сергей Головня (на джеме играл на флейте), аккордеонист Владимир Данилин, за барабаны сел молодой, да ранний Александр Машин, за фортепиано сначала был Яков Окунь, потом его сменил Григорий Файн. Был еще гитарист Константин Серов. Все играли здорово, и несколько раз на лице Педерсена появлялась довольная улыбка, а пару раз он просто расцвел - после сложного эмоционального соло Якова Окуня с мощными, нешаблонными цепочками аккордов и после соло Саши Машина (после джема маэстро специально подошел пожать ему руку). Под конец из зала выбежал Вакениус, подключился и сыграл пару жарких соло. Одно - в дуэли с Серовым. Серов старался, как мог, и был убедителен. Вакениус, правда, не старался - он просто был убедителен, хотя играл явно не в полную силу. Трудный партнер для джема!
Остается поблагодарить всех, кто помог в организации этих трех концертов - авиакомпанию SAS, сам "Ле Клуб", Игоря Бутмана, Виктора Лившица - за этот (не побоимся, наконец, пафосного слова!) праздник. Трудно выводить какую-то тенденцию из факта этих концертов: просто хорошо, что они были, и побольше бы таких. Или по крайней мере не поменьше.
Как это было
в Нью-Йорке
В Нью-Йорке происходит много музыкальных событий. Очень много. Среди них бывают очень неожиданные вещи. Вот сегодня, например, собственный корреспондент "Полного джаза" в Нью-Йорке Иван Шокин пишет о только что прошедшем в столице мирового джаза концерте санкт-петербургского новоджазового проекта "Волковтрио" и еще некоторых культовых российских персонажей...>>>>
Говорите,
вас слушают
Против обыкновения, сегодня в этой рубрике - не интервью, а монолог. Сегодня мы слушаем председателя Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрия Ухова, который наконец-то делится с нами подробностями своей поездки в США в октябре-ноябре текущего года. Естественно, что для каждого джазового журналиста "отсюда" поездка "туда" - это повод узнать и увидеть как можно больше, чтоб хватило до следующей поездки. С этой точки зрения Дмитрию Петровичу можно только позавидовать: помимо уже читанных нами интервью Денардо Коулмэна и Джорджа Расселла, он привез плотно исписанный дневник, фиксирующий массу важных и интересных событий. Впрочем, с дневником этим случилась таинственная история...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Первый материал пришел от нашего корреспондента в Ереване Армена Манукяна. Он посвящен событию, впрямую не относящемуся к джазовой жизни в узком смысле этого слова, но, безусловно, очень важному и для нее в том числе: в Сети появилась библиотека армянской музыки (в том числе и джазовой), и в Ереване прошла презентация этого проекта...>>>>

Следующий материал прислал нам наш корреспондент в Томске Валерий Рыбаков. Это - своего рода отклик на небольшой юбилейный материал о Гюнтере Шуллере, опубликованный нами неделю назад. Дело в том, что Шуллер в России был, хотя и давно. И вот о том, как это было - двадцать два года назад! - пишет Валерий. Точнее, писал: материал и был написан в 1978 г, но, по словам автора, так и не опубликован. Пора исправить эту несправедливость...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
4 декабря в концертном зале им. Чайковского пройдет очередной концерт абонемента петербургского музыковеда Владимира Фейертага "В мире джаза". На этот раз он будет посвящен новому джазу в разных его воплощениях. В концерте примут участие: ансамбль "Три О" (Сергей Летов - саксофоны, Александр Александров - фагот, Юрий Парфенов - труба); Борис Прусаков - фортепиано; Андрей Разин (фортепиано) и проект "Второе приближение". Вести концерт будет сам Фейертаг и - в части "Второго приближения" - Михаил Митропольский.

6 декабря в Центре искусств Центрального Дома художника пройдет презентация только что выпущенного на лейбле LandyStar/Jazzland альбома Бориса Прусакова (фортепиано) и Анатолия Герасимова (саксофоны, флейты) "Meditation Dance". Концерт пройдет при участии Юрия Генбачева (перкуссия) и Михаила Соколова (steel drum).

Чтение
Сегодня мы завершаем публикацию третьей - и последней - части крупного исследования патриарха российской джазологии Леонида Переверзева "Приношение Дюку"....>>>>
А в это время за бугром...
Джанго Рейнхардт29 ноября в нью-йоркском клубе Birdland открывается четырехдневный фестиваль Джанго Рейнхардта, посвященный памяти великого европейского джазового гитариста свинговой эры (1910-1953). Бельгийский цыган Рейнхардт в 30-е годы был первым европейцем, чья известность в джазе вышла далеко за пределы Старого Света и который сумел сказать в джазе собственное слово. В фестивале его имени примут участие несколько играющих в его стиле гитаристов, включая его собственного сына Бабика Рейнхардта, а также знаменитого нью-джерсийца Бакки Пиццарелли (отца популярного ныне поп-джазового певца Джона Пиццарелли), а также молодая, но уже завоевавшая широкую известность скрипчака Регина Картер. Однако главной звездой мероприятия специалисты считают 20-летнего гитариста Джимми Розенберга. Знаменитый европейский режиссер-документалист Франсуа Жирар специально приехал в Нью-Йорк, чтобы зафиксировать выступления Розенберга для будущего фильма о нем.
Джимми РозенбергДжимми Розенберг, как и Рейнхардт - европейский цыган (он родился в Нидерландах) и на гитаре научился играть сам. Он говорит, что играет музыку Рейнхардта с четырехлетнего возраста, как и большинство цыганских гитаристов на его родине. У Розенберга пока нет ни одной записи: он только что подписал контракт с Sony Music на выпуск своего первого альбома (в записи участвует гитарист Франк Виньола и басист Джон Барр), который появится в продаже в следующем году.
Продюсеры фестиваля, Пат Филлипс и Этторе Стратта, надеются, что на волне новой популярности музыки Рейнхардта (возникшей благодаря недавнему фильму "Sweet And Lowdown", о московской премьере которого мы писали в #28 за текущий год) удастся привлечь широкую аудиторию к фестивалю его имени.

На лейбле Mosaic Records, хорошо известном по выпуску серии бокс-сетов с полными коллекциями записей тех или иных музыкантов за определенный период, вышел сотый сборник этой серии. Им стал "The Complete Verve Johnny Hodges Small Group Sessions 1956-61" (то есть полная коллекция записей, сделанных в указанный период альтистом Джонни Ходжесом для лейбла Verve с малыми составами). Руководители лейбла - Чарли Лури и Майкл Кускуна - еще при создании Mosaic Records в 1983 г. разработали впоследствии широко распространившуюся модель, в соответствии с которой лейбл покупает права на переиздание широкого спектра записей того или иного музыканта у лейблов, сделавших оригинальные записи 30-40 лет назад (или у правопреемников, если лейбл уже не существует). В соответствии с этой моделью, в качестве результата выпускается (ограниченным тиражом) бокс-сет (коллекция из нескольких CD в одной коробке), содержащий абсолютно все записи того или иного музыканта, сделанные для определенного лейбла в определенный период. 
Так, уже после пересечения рубежа в 100 выпущенных бокс-сетов Mosaic Records в декабре текущего года выпустит такие сборники, как The Complete Mercury Max Roach Plus Four Sessions (7 CDs); The Complete Vee-Jay Lee Morgan-Wayne Shorter Sessions (6 CDs); The Complete Capitol Four Freshman Fifties Sessions (9 CDs) и The Complete Columbia Recordings Of Mildred Bailey (10 CDs). Характерно, что в магазины эти сборники не поступают: приобрести их можно, только заказав по почте (Mosaic Records, 35 Melrose Place, Stamford CT 06902) или через вебсайт на самом лейбле.

Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
  • "Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, четверг и вторник, 23.30 24.00):
    30 ноября - два посвящения электрическому Майлзу Дэйвису: Mark Isham "Miles Remembered - In a Silent Way" и Wallace Roney "No Room for Argument"
    5 декабря - Ray Charles: Genius+Soul=Jazz

В ближайших выпусках программы Михаила Бутова "Джазовый лексикон" ("Христианский церковно-общественный канал", СВ 1116 КНz, понедельник, 19.00):

  • 4 декабря: баллады. (Майлс Дэвис, Диззи Гиллеспи, Сонни Роллинс, Георгий Гаранян, Джек Тигарден и многие другие)
    11 декабря: джазовые версии тем The Beatles (Paul Desmond, Art Farmer, Louis Armstrong, BS&T, Herbie Hancock, Marcus Miller, Gary Burton)

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Леонид Переверзев, Иван Шокин,
Дмитрий Ухов,
Армен Манукян, Валерий Рыбаков
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
Down Beat

Фото:
Кирилл Мошков,
Иван Шокин, DownBeat,
Дмитрий Рябцев,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков