ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОРТАЛ JAZZ.RU
     
member of
Europe Jazz Media

for our english-speaking readers: russian jazz podcast, russian jazz news, russian jazz artist pages, russian jazz festivals and more
главная страница: вход на портал "джаз.ру"
начинающим: краткая история джаза
слушать здесь: бесплатный джазовый подкаст от "джаз.ру"
"джаз.ру" - видео! - видеораздел портала. только оригинальные российские джазовые видео!
календарь джазовых дат
новости "джаз.ру" в rss

Loading
ЖУРНАЛ "ДЖАЗ.РУ"

new! журнал "джаз.ру": свежий номер (#1-2015); подписка; где купить
"полный джаз": сетевая версия журнала "джаз.ру" 15 лет в Сети
new! постоянно обновляющаяся лента джазовых новостей: "полный джаз 2.0"
подшивка "полного джаза": все выпуски (с 1998)
подписка: текущие новости джаза в rss
new! follow us on twitter
ЛЮДИ ДЖАЗА
музыканты: россия и экс-ссср - персональные страницы на "джаз.ру"
фотографы и журналисты
фотографии музыкантов на downtownmusic.net
оркестр олега лундстрема - официальный сайт
олег киреев - официальный сайт
пианист иван фармаковский - официальный сайт
алексей круглов - официальный сайт
даниил крамер - официальный сайт
алексей кузнецов - официальный сайт
вокалист александр андреев
ансамбль классического джаза валерия киселева
ДЖАЗ ЖИВЬЁМ
new! россия: клубы, концерты - сводная афиша: москва, санкт-петербург, екатеринбург, нижний новгород и др. города
джазовая афиша: лента джазовых анонсов в живом журнале
фестивали: путеводитель по джазовым фестивалям россии
радио, тв: джазовые программы в российском эфире - путеводитель
РАЗГОВОРЫ
начинающим: завсегдатаи портала рекомендуют музыку
livejournal: сообщество "джаз.ру" - общение ценителей джаза в "живом журнале"
джазовый форум - общение знатоков джаза и импровизационной музыки в классическом формате веб-конференции
джаз.ру "в контакте" - группа журнала "джаз.ру" в популярной социальной сети
джаз.ру @facebook - официальная страница российского джазового журнала в социальной сети
follow us on twitter
РАДИО
джазовые радиоархивы: слушать!
радио, тв: джазовые программы в российском эфире - путеводитель
слушать здесь: джазовый подкаст от "джаз.ру"
ОБРАЗОВАНИЕ
джазовое образование в россии: краткий путеводитель
джазовое образование в сша: краткий обзор
джазовая кафедра московского университета культуры: специальная страница
московский колледж импровизационной музыки
эстрадно-джазовый колледж "консорт"
ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ

технологии для музыкантов

БИБЛИОТЕКА
начинающим: завсегдатаи рекомендуют музыку
начинающим: краткая история джаза
книги о джазе: теория, история, музыканты о музыкантах - читать!
видео: видеоканал "джаз.ру" на youtube, а также видеоархивы портала - смотреть!
сериал кена бернса "джаз": русская версия
НОВОСТИ
подписаться на новости от "джаз.ру" в rss
ПОИСК
поиск по порталу: страница поиска
О ПОРТАЛЕ
карта портала
о проекте. наши авторы.
использование информации
реклама на портале
КОНТАКТ
связаться с редакцией
ссылка на "джаз.ру"
   портал "Джаз.Ру": все о джазе по-русски
РАЗНОЕ
Rambler's Top100 Service
Искать на Озоне

ПАРТНЕРСТВО
BLUES NEWS
Downtown Music Блюз в России
Old Blues
Guitarist.Ru

 

АУДИО

Анатолий Берестов
фортепиано, Новокузнецк
(1953-2006)

Умер Анатолий Берестов.
Кажется, только что отмечали его 50-летие. Расцвет сил. Всероссийская известность в джазовых кругах. Он любил играть, в масштабах Сибири был значительным пианистом, но не за это Толю знали и любили. Он был стержнем джазовой жизни Сибири. Самым успешным, самым изобретательным, самым удачливым джазовым продюсером российского Зауралья. Его фестиваль "Джаз у старой крепости" был нанесен на международные джазовые карты, принимал множество и первостатейных джазовых звезд, и крепких, творчески ярких профессионалов последующих эшелонов мировой импровизационной музыки. Ну, а в российском джазе Берестова знали практически все. Наверное, нет крупного российского музыканта, кто не играл бы у Толи в Новокузнецке.
Задымленный, прокопченный, отравленный выбросами металлургического, алюминиевого комбинатов и множества другой индустрии, воспетой еще Маяковским, Новокузнецк многим обязан Анатолию Берестову. И не сказать, чтоб сильно ценил это - во всяком случае, при Толиной жизни. Его городскому джаз-клубу "Геликон", занимавшему прекрасное, руками самих кузнецких энтузиастов выпестованное здание, завидовали, пытались отобрать помещение. Ну какая в страшном промышленном городе, где прямо под окнами джаз-клуба валяются бросаемые с верхних этажей соседнего дома шприцы, где одной из самых влиятельных политических сил 90-х были баркашовцы, - какая в этом городе может быть культура? Но был в городе Берестов, а значит - был джаз-клуб, оркестр, детская джазовая студия, ежегодный фестиваль, да плюс еще несколько менее регулярных, но не менее значимых для города и региона фестивальных проектов, которые проводил тоже Берестов - особенное место среди них принадлежало "Всесибирской ассамблее", регулярно собиравшей на одной сцене, в едином звучании импровизаторов из сибирских городов и фольклорных музыкантов многочисленных сибирских народов из дальних уголков субконтинента.
Теперь Толи Берестова нет. Ему так и не исполнилось 53. Во время операции на легких 27 апреля он впал в кому и не вышел из нее - не выдержало сердце.
Если кто-то думал, что этому страшно подвижному, задорному, постоянно что-то весело рассказывающему человеку легко давались его свершения - нет, нелегко они ему давались, ложились рубцами на сердце. О своих победах и поражениях Толя к своему 50-летию написал замечательную книгу, "Романтики джаза". Заметьте, не "Романтик", а "Романтики". Толя не отделял себя от всего джазового сообщества России, столь важным членом которого он был в последние два десятилетия. Эта книга - ярко и легко написанная, показывающая все прелести (как в кавычках, так и без кавычек) джазовой жизни в регионе, куда только от Москвы четыре часа лету, а от основных мировых джазовых центров - все 14. Удивительный документ, равного которому мало что сыщется в российской джазовой библиографии. И - документ жизни живого, жизнерадостного, лукавого, всегда веселого, темпераментного, светлого человека, которому многим людям есть за что сказать "спасибо".
Мы и говорим ему: спасибо, Толя. Спасибо, что все эти годы был с нами, делая жизнь в своем городе, во всей своей стране чуточку лучше.
Светлая память тебе, Толя.

Кирилл Мошков,
главный редактор интернет-портала "Джаз.Ру"
журнал "Полный джаз", #14-2006


 

В сентябре 2004 г. в Новокузнецке (Южная Сибирь) вышла книга Анатолия Берестова "Романтики джаза". Известный всему джазовому сообществу России и множеству посещавших нашу страну джазовых музыкантов из-за рубежа президент новокузнецкого джаз-клуба "Геликон" (клуб в ноябре 2004 года отметил свое 20-летие) давно грозился написать автобиографию, изложив в ней весь свой уникальный опыт организатора джазовой жизни в безнадежно удаленном от мировых джазовых центров индустриальном сибирском городе. И вот книга написана, и ее тираж отпечатан в Новосибирске. Настолько открыто и глубоко лично о джазовой жизни "изнутри", тем более - о джазовой жизни в таких экстремальных условиях, по-русски практически никто не писал; книга эта - уникальный документ целой эпохи в российском джазе. Впрочем - вот послесловие, которое для этой книги написал редактор "Джаз.Ру".

Анатолий БерестовДжазовая Россия - в отличие от России географической - страна очень маленькая. В ней живет всего два небольших народа, музыканты и слушатели - пара тысяч первых, пара сотен тысяч вторых. Мало того, эта тоненькая прослойка джазовой России еще и крайне неравномерно размазана по всей исполинской карте России географической: где густо, а где и совсем пусто - причем степень густоты или пустоты совсем не зависит от реальной географической плотности населения.
Для того, чтобы в том или ином месте возникла джазовая жизнь, недостаточно наличия в этом месте музыкантов, увлеченных этой непростой музыкой, и даже наличия публики, готовой раз в два месяца (да пусть даже - вах, будем джигитами - раз в месяц!) эту непростую музыку слушать. Нужна еще точка кристаллизации. Без нее - вялый раствор, пусть даже и перенасыщенный, в котором годами проходят маленькие, но пользующиеся неизменным успехом у местных управлений культуры на предмет внесения галочки в отчетность локальные фестивали, местные музыканты уныло варятся в собственном соку и завистливо почесываются, слушая рассказы двух-трех более удачливых, которые в прошлом году ездили в Москву и, кажется, слышали там настоящего живого американца, который целых три года назад эмигрировал из Кишинева и уже один раз ходил в легендарный клуб Birdland. А как только появляется точка кристаллизации...
Как только появляется точка кристаллизации, то город, каким бы удаленным от политического и экономического центра страны он ни был, становится важным и значимым центром джазовой жизни. На местные фестивали считают за честь и удовольствие приехать не только лучшие музыканты страны, но и зарубежные звезды, включая первейшие имена, оказываются вполне достижимы и близки. Город оказывается отмеченным на незримом мировом джазовом глобусе незримым флажком, и менеджмент солидных музыкантов учитывает его - кажущееся таким экзотическим - название в составлении гастрольных планов своих международных подопечных. Город становится частью мировой джазовой жизни - да, куда более населенной, чем жизнь маленькой джазовой России, но настолько же тонко и нераввномерно размазанной по реальному географическому глобусу, где джазовое население утолщается к Нью-Йорку слоем высотой с Джомолунгму, а в каком-нибудь близлежащем Коламбусе или Цинциннати оказывающееся едва ли не молекулярно прозрачной пленочкой, потоньше, чем где-нибудь в Нижних Лесопилках Рязанской области...
Анатолий БерестовВ дымном и мрачном сибирском Новокузнецке - даже не областном центре! - такая точка кристаллизации есть. Это Анатолий Берестов. Толя, как зовет его вся джазовая Россия. Куда, кроме Москвы, можно свозить приезжающего для совместных выступлений американца? - к Толе! У кого самый интересный и гостеприимный фестиваль за Уралом? - у Толи! А где это мы играли тот фантастический джем, когда собрались принципиально не собирающиеся в одном месте музыканты со всех концов света? - да у Толи же!
"Привет, это Толя Берестов". Я привык слышать его голос в телефонной трубке, пусть даже очно знакомы мы с ним всего-то лет пять. С первой же поездки на "Джаз у старой крепости", а потом - на "Великую Сибирскую Ассамблею", а потом - на "Всемирную музыку", я почувствовал, что в мою жизнь вошло что-то необыкновенное: я много знаю по всей России и соседним с ней пост-имперским странам настоящих джазовых энтузиастов, каждый из которых в своем городе служит отличной точкой джазовой кристаллизации, но даже среди них, этих джазовых колдунов и шаманов, умеющих организовать международных фестиваль буквально из воздуха, Толя Берестов выделяется какой-то особой энергетикой, будто его заразили не просто джазовой бациллой - этим микробом, в принципе, все население маленькой джазовой России инфицировано - а каким-то боевым, оружейным ее штаммом, вырвавшимся из каких-нибудь секретных джазовых лабораторий. Кажется, выпусти Берестова в пустыню Гоби, и пять лет спустя там поднимется из песков джаз-клуб и пойдут фестивали. Но зачем Берестов в Гоби? Берестов прекрасен на своем месте. Да, ему узко и тесно в маленьком Новокузнецке, он на страницах своей книги часто описывает это ощущение, не называя его впрямую. Но он - плоть от плоти и кровь от крови своей родины, он - такая же непременная и важнейшая часть новокузнецкого ландшафта, как ночное зарево горящих доменных газов, просто он не так, быть может, бросается в глаза приезжим. Но что такое музыкальная жизнь Новокузнецка, Кемеровской области, да что там - всей Сибири! - без Толи Берестова? И что такое джазовая жизнь России без того, что он делает?
Нет, я не утверждаю, что без Берестова, приди ему в голову блажь вдруг бросить джаз и заняться менее хлопотным и более успокаивающим нервы делом, к примеру - выращиванием узамбарских фиалок, джазовая жизнь России (да пусть даже и только Сибири) непременно тут же встанет. Но она потеряет немалую часть своего своеобразия. А я ведь столь многим джазовым людям по всему миру рассказал об удивительном джаз-клубе в Новокузнецке, in the middle of nowhere! Будучи российским корреспондентом ведущего американского джазового журнала Down Beat, я пару лет назад останавливался в Чикаго в гостях у главного редактора этого легендарного журнала с 70-летней историей - представителя нового поколения американского джазового журнализма Джейсона Корански. Я много рассказал ему полусказочных для любого американца историй о джазовой жизни в России, но как у него горели глаза, когда я описывал ему уникальный джаз-клуб в далеком Новокузнецке, который мы специально нашли в большом географическом атласе (не самая часто встречающаяся в американских домах книга, должен я заметить!) и специально долго высчитывали, какова разница во времени между Чикаго и Новокузнецком (оказалось - тринадцать часов!). Как он был поражен, когда в ответ на вопрос о выступавших в этом городке на противоположной стороне земного шара американцах я стал называть имена Бенни Голсона, Билли Кобэма, Виктора Бэйли, Бенни Моупина, Дейва Кикоски и был готов продолжать и продолжать этот список! "Man I wish I was there" (слушай, побывать бы там!) - заметил Джейсон, когда мы с ним залезли в интернет и я показал ему на "Джаз.Ру" фотографии, сделанные мной у Берестова на фестивале...
И что характерно - я не вижу в этом чисто риторическом восклицании главного редактора "Даунбита" ничего фантастического. Просто слишком хорошо знаю Толю Берестова. И знаю, что Берестов никогда не останавливается на том, чего уже достиг. И правильно. Дай Бог тебе сил и удачи, Толя.

Кирилл Мошков,
главный редактор интернет-портала "Джаз.Ру", 
корреспондент журнала Down Beat в России

 

Анатолий Берестов как пианист:

Из альбома "Незатейливые фантазии на темы И.С.Баха"

  • "Sarabanda from Partita N 2 c-moll" доступно в Real Audio
  • "Invention 2-voc N 4 d-moll" доступно в Real Audio
  • "Invention 2-voc N 13 a-moll" доступно в Real Audio

Контакт:

Россия, 654025 Новокузнецк, ул. Покрышкина, 2, Новокузнецкий джаз-клуб "Геликон"
тел. (7)(3843) 468-309, факс (7)(3843) 459-280, e-mail - helicon@nvkz.kuzbass.net (Анатолий Берестов)

Copyright © 1997-2017 Джаз.Ру
учредитель: Кирилл Мошков
свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-24637 от 13.06.06.

использование информации

Основатель -
Петр Ганнушкин
Учредитель и главный редактор -
Кирилл Мошков

полные выходные данные, связь с редакцией


Электронное средство массовой информации "Портал Джаз.Ру". Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77-24637