502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
ИНТЕРВЬЮ

AUDIO

Давид Голощекин

2019: Давид Голощёкин отмечает 75-летие! Читаем:

«Джаз.Ру»: избранное. Народный артист Давид Голощёкин: настоящее большое интервью

Давид ГолощекинОстановите на Невском проспекте прохожего и спросите: кто в Петербурге играет джаз? Вам ответят сразу: Давид Голощекин. Частые и успешные концерты, выступления по радио и телевидению, записи на грампластинках сделали Голощекина заметной артистической личностью в городе на Неве.
Его слава родилась не внезапно. Не было того сказочного утра, когда мало кому известный артист вдруг просыпается знаменитостью. В основе нынешней популярности Голощекина - огромное дарование, неустанный труд и энтузиазм, итогом которого было создание джазового ансамбля, поддержавшего высокую репутацию питерского джаза.
Голощекин родился в 1944 году в Москве, но своей артистической родиной он считает Петербург: здесь он стал музыкантом. Первый его инструмент - скрипка. Окончив школу-десятилетку при Ленинградской консерватории, он пошел работать в Гастрольно-концертное объединение. Семнадцатилетний музыкант окунулся в деловую жизнь: научился писать аранжировки, аккомпанировать на слух, мгновенно транспонировать по ходу исполнения, заменять исполнителей, составлять программы концертов. Все это было ново и интересно, но по-настоящему его увлекал только джаз.
Давид Голощекин и Георгий ГаранянГолощекину повезло; его интерес к джазу совпал с активной деятельностью ленинградских джаз-клубов. Часто устраивались концерты, джем-сешн, лекции о джазе. Сначала он играл на контрабасе в квартете Ю.Вихарева, потом стал пианистом в октете И.Петренко. Но вскоре, чувствуя потребность глубже познать джазовую школу, Голощекин пришел в оркестр И. Вайнштейна. В те годы этот оркестр был основным джазовым коллективом Ленинграда. Голощекин с его способностью к адаптации сразу стал равноправным солистом и в оркестре, и в малых ансамблях.
В 1967 Голощекин переезжает в Москву. Однако через два года твердо решает вернуться в Ленинград и создать свой собственный джазовый ансамбль.
Ленинградская публика тепло встретила Голощекина, но никак не хотела примириться с тем, что он играл теперь на трубе (или на флюгельгорне). В памяти слушателей он по-прежнему оставался пианистом. Позже, когда слушатели приняли флюгельгорн Голощекина, когда он стал чередовать игру на духовых с игрой на фортепиано, он решил "вспомнить" скрипку. Этот редко используемый в джазе инструмент еще более поднял музыкальную репутацию Голощекина. Следуя традициям Д.Венути, С.Смита, С.Граппелли, Голощекин вписывал звучание скрипки (иногда усиленной, иногда акустической) в ансамбль с тенор-саксофоном или трубой, употребляя необычную фраэировку, свойственную разве что духовым.
Давид Голощекин - басистДавид Голощекин - саксофонистВладение многими инструментами выручало артиста в самых неожиданных ситуациях. Однажды на ответственное выступление не явился барабанщик, и Давид сел за ударную установку, исполнив довольно техничные сольные эпизоды. В другой раз во время концерта в джаз-клубе он неожиданно использовал стоящий на сцене вибрафон. Сейчас вибрафон входит в число инструментов, постоянно используемых Голощекиным в своих концертах. А инструментов этих немало - скрипка, тенор-саксофон, флюгельгорн, фортепиано, сопрано-саксофон, вибрафон, карманная труба и т.д. По сути Давид Голощекин является единственным наиболее убедительным мультиинструменталистом в нашей стране и довольно заметной фигурой в мировом джазе.
Современный джазовый музыкант обязан быть всесторонне образованным. Голощекин всеобъемлюще знает джазовую классику, ему присуще тончайшее стилевое чутье, безупречный вкус. Но всегда и во всем Голощекин остается самим собой. Его творческая установка не допускает пассивного воспроизведения того или иного стиля, механической его имитации. Каждый раз на сцене рождается оригинальная композиция, складывается целостная программа с определенным тематическим сценарием.
Давид Голощекин - флюгельгорнистВ то же время Д.Голощекина отличает безошибочное владение лексикой избранного стиля. Импровизационное искусство - продукт огромного труда. Это не только природная способность бегло сочинять вариации на тему, но и знание определенных идиом, свойственных лишь данному стилю, и умение рождать на их основе все новые и новые версии музыкального первообраза. Творческая мысль Голощекина как бы насыщена музыкальными " ячейками", пригодными для бесчисленных мелодических комбинаций. Но это не означает, что из кладовой своей феноменальной памяти он вынимает всем известные "ожерелья" музыкальных фраз, оборотов, пассажей. Настоящая джазовая импровизация возникает лишь тогда, когда весь этот "словарный запас" музыканта направляется его умом, вкусом, вдохновением, находчивостью. Отдавая должное эрудиции Голощекина, публика воспринимает его уже не только как музыканта, но и как актерскую индивидуальность.
Голощекин является в Петербурге идеальным концертным джазовым практиком. Его концерты можно считать камерными и в то же время эстрадными и неакадемическими. Д.Голощекин сознательно отказался от детального музыковедческого или эстрадного конферанса, он сам скупо информирует о жанре концерта и представляет музыкантов. В течение всего концерта он диктует правила игры - кажется, что он распределяет роли, аплодисменты, соло, паузы, ведет ансамбль, ведет зал. В таком единоначалии залог успеха, ибо сольный джазовый концерт немыслим без лидера, без центрального сценического образа. Артистизм, темперамент музицирования сделали Голощекина легендарной фигурой в петербургском джазе. А созданная и руководимая им Филармония Джазовой музыки на Загородном проспекте, 27 представляет собой настоящую "джазовую Мекку" Петербурга.
Давид Голощекин - вибрафонистВот уже много лет вокруг Давида Голощекина группируется весь ленинградский джазовый "мейнстрим". Саксофонисты Михаил Костюшкин, Игорь Бутман, барабанщики Виктор Щербин, Евгений Губерман, контрабасисты Вениамин Дунаевский, Дмитрий Колесник, гитарист Андрей Рябов, пианист Петр Корнев, вокалистка Эльвира Трафова стали известными исполнителями прежде всего в партнерстве с Голощекиным. Сам он способен и направлять музыкантов, и подчиняться общему потоку музицирования. В концерте Голощекин использует едва заметные различия в почерках своих партнеров. Момент передачи "эстафетной палочки" импровизации он может сделать драматическим поворотом в сюжете разыгрываемой музыкальной миниатюры. Чуткая взаимная реакция, умение подхватить, поддразнить, спародировать - все это не только часть музыкальной джазовой техники, проявляющейся в традиционных брейках, каденциях, но и элементы сценического действия. При всей раскованности музыкантов на сцене, импровизационности мизансцен, ансамбль неизменно следует концертному этикету, выглядит празднично и торжественно. Категорически не принимая экстравагантных одежд современной эстрады, Голощекин строгими и несколько старомоднымн костюмами прибавляет еще один фактор достоверности и своему традиционному джазовому искусству.
Давид Голощекин и Алексей КузнецовУ Голощекина есть и своя оппозиция. Некоторым он кажется слишком консервативным. Его упрекают в чрезмерной привязанности к музыке прошлых десятилетий, сетуют на то, что он не ищет синтеза с джаз-роком, не обогащает репертуар фольклором, что он равнодушен к тембровому и ритмическому "ультрамодерну". И действительно, невзирая на сдвиги в слушательском сознании, Голощекин был и остается сторонником джазового романтизма. Он убежден, что классический джаз (в его понимании - "мейнстрим", включающий свинг, бибоп, кул, хард-боп) способен развиваться безгранично и что никакое новаторство невозможно без твердой "школы".

NEW Интервью Давида Голощекина журналу "Полный джаз"

(на основе статьи В.Фейертага "Генезис популярности")

Радиопрограммы Давида Голощекина:
  • Радио "Рокс" (FM 102)
    "Весь этот джаз" с Давидом Голощекиным
    Каждое воскресенье в 14.00 в прямом эфире (повтор в следующую субботу в 23.00)
  • Санкт-Петербургское радио (радиоточка)
    "Джазовый калейдоскоп"
    Каждую среду в 21.30
Дискография Давида Голощекина:
  • Джаз-оркестр п/у И.Вайнштейна - LP, 1979 (записи 1959 года), Давид Голощекин (ф-но)
  • Ленинградский инструментальный ансамбль п/у Давида Голощекина - LP, 1972
  • Ленинградский инструментальный ансамбль п/у Давида Голощекина - LP, 1975
  • Эстрадно-инструментальные ансамбли Ленинграда / Руководители Юрий Рейтман, Давид Голощекин - LP, 1976
  • Давид Голощекин. Джазовые композиции - LP, 1977
  • Участие в сборниках "Ленинградские инструментальные ансамбли" - LP, 1973, 1976, 1980
  • Ленинградский ансамбль джазовой музыки п/р Давида Голощекина "Пятнадцать лет спустя" - LP, 1983
  • Коллаж "Джазовые пианисты Ленинграда" - LP, 1987
  • "Lilac Hour" David Goloschokin Band with Ella Trafova - CD, 1994 ("The Very Thought of You" доступно в Real Audio)
  • "Tenderly, tenderly and only tenderly" Jazz Old trio meets David Goloschokin - CD, 1994 ("Green Dolphin Street" доступно в Real Audio)
  • "The Great Russian Jazz Violin" David Goloschokin Live at the Jazz Philharmonic Hall - CD, 1995 ("Life in the Modern World" доступно в Real Audio)
  • "I Remember..." Ella Trafova & David Goloschokin quartet - CD, 1998
Ансамбль п/у Давида Голощекина (1998 г.)
  • Давид Голощекин (leader, v, flh, ts, ss, vib, p)
  • Петр Корнев (p)
  • Вадим Михайлов (b)
  • Станислав Стрельцов (dr)
  • Виктор Щербин (conga, dr)
  • Эльвира Трафова (voc)

Гасан Багиров и Давид ГолощекинВ конце 90-х Давид Голощекин регулярно играет дуэтом с выдающимся молодым гитаристом Гасаном Багировым (в частности, на фестивале "Джазовая провинция-99").

Концерты:

Услышать выступления Давида Голощекина можно в Филармонии джазовой музыки на Загородном проспекте: каждую субботу в малом Эллингтоновском зале и в большом зале в соответствии с программой концертов. Такие программы, как "6 инструментов в одних руках", "Вспоминая Дюка Эллингтона", вечера джазового органа, скрипки и вокала (солистка - Эльвира Трафова) в полной мере раскрывают джазовый талант Давида Голощекина и доставят немалое удовольствие истинным ценителям джаза.

 
Контакт:
РОССИЯ, 191180, Санкт-Петербург, Загородный пр., 27
Тел. (812) 113-53-31, 164-85-65, факс (812) 164-98-43
e-mail: jazz-hall@peterlink.ru
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0