502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
librhead.gif (7752 bytes)
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Рецензии на джазовые альбомы
    NAFTULE'S DREAM "Search for the Golden Dreydl" (Tzadik, 1997)

    В нью-йоркском downtown-авангарде все крепнет этно-джазовая струя, замешанная на музыке восточноевропейских евреев. В данном случае мы имеем дело не с "правым" флангом этого течения, представленным Фрэнком Лондоном и его Klezmatics, а с крайне левым, возглавляемым Джоном Зорном (он и спродюсировал эту работу, и выпустил на своем личном лейбле). Если сравнивать, то Naftule's Dream звучат настолько же по-еврейски, как и Klezmatics (только практически не поют), но гораздо менее джазово, чем лучшая группа этого стиля - Masada Зорна. Здесь энергетика почти джаз-роковая, местами это звучит тяжелее, чем экстремальный проект Зорна - Naked City. Состав парадоксален: туба, тромбон, кларнет (Гленн Диксон - наиболее яркий музыкант проекта) плюс панк-джазовая электрогитара, фортепиано и почти хард-роковые барабаны. Альбом концептуален, как явствует из названия (дрейдл - четырехугольная шапочка, надеваемая детьми правоверных иудеев в праздник Хануки; своего рода "серьезная игрушка"). Запись делалась в два приема - в 1995 в студии Emerald City в Массачусетсе и год спустя в том же штате в Euphoria Sound Studio. Непосредственно саму запись продюсировал лидер проекта - Гленн Диксон, но очень отчетливо слышится присутствие вблизи пульта Джона Зорна - настолько характерна энергетика продюсируемых им проектов.

    DINAH WASHINGTON "Ultimate Dinah Washington Selected by Abbey Lincoln" (Verve, 1997)

    Очередная "вервовская" коллекция записей вокалиста, подобранная другим вокалистом (например, коллекцию Билли Холидей подбирала Ширли Хорн, Эллы Фицджералд - Джо Уильямс и т.д.). Эбби Линкольн, в свое время выступавшая с Дайной Уошингтон на одних сценах, отобрала 16 треков, записанных с 1947 по 1959 г. - в ее золотой период, уже после ученичества в оркестре Лайонела Хэмптона и еще до того, как Дайна начала стремительный путь к могиле, усыпанный кокаином, мехами, драгоценностями, автомобилями и многочисленными любовниками. Разнообразие треков представляет разнообразие звука - треки взяты не только с оригинал-мастеров, но и с винила (иногда, например, в 14-м треке, весьма попиленного); одни - моно, другие - в дурацком раннем стерео (голос - слева, остальное - справа), третьи - в классическом стерео золотой эпохи аналоговой записи. Тут и концертные записи, и студийные, и камерные, и оркестровые, и ансамблевые. Короче, энциклопедия грамзаписи целого десятилетия, и слушать звук каждого отдельного трека не менее увлекательно, чем голос бесшабашнейшей из послевоенных певиц.

    JIM HALL "Panorama. Live at the Village Vanguard" (Telarc Jazz, 1977)

    Очередной 20-битный аудиофильский концертник Telarc; представляет собой запись концертов легендарного гитариста в легендарном клубе, куда он с 4 по 8 декабря 1996 г. приглашал самых разных солистов выступить вместе с собой и своей ритм-секцией (ударные - Терри Кларк, бас - Скотт Колли). Кто только тут не играет с Джимом Холлом - пианисты Кенни Баррон и Джофф Кизер, тромбонист Слайд Хэмптон, альт-саксофонист Грег Осби, флюгельгорнист Арт Фармер - короче, музыканты самых разных направлений и поколений. Хотя чисто технически игру самого Холла здесь трудно назвать идеальной, альбом имеет приятный шарм. Впрочем, главное здесь - звук. Субъективно чрезвычайно плотный и панорамно широкий, при прослушивании в наушниках он вызывает устойчивое ощущение, что слушатель лежит на сцене между ударной установкой и гитарным усилителем (в тихих эпизодах отчетливо читается разность между прямым звуком гитарных струн и звуком усилителя). Запись производилась микрофонами B&K 4006, Sennheiser MKH-20 и MKH-40, Audio Technica ATM-35 и 4050/СМ5 через ручной сборки (Джон Виндт) пульт Ramsa WR-S441 посредством ручной сборки (Кеннет Хэммэн и Гэри Гомес) ЦАП Telarc/UltraAnalog Tandem 20-bit. Использовались кабели Monster StudioLink 500 и Music Interface Technology Proline. Цифровое редактирование осуществлялось посредством Sonic Solutions, перекодировка с 20 на 16 бит при мастеринге - на устройстве Apogee UV-1000 Super CD Encoder. Продюсер - Джон Снайдер.

    KARI BREMNES "Gate ved gate" (Kirkelig Kulturverksted, 1994)

    Любопытнейшая междужанровая работа: пользуясь выразительными средствами джаза, норвежская вокалистка Кари Бремнес создала уникальный альбом. В принципе, результат следовало бы назвать сверхкачественной поп-музыкой, если бы не одно обстоятельство: Кари поет по-норвежски, что обрекает ее на весьма скромный успех. И здесь джазовая составляющая выходит на первый план. В стилистическом отношении здесь слышны и Майлс Дэвис, и Бразилия во всех ее проявлениях, и собственно норвежский джаз с его характерной "северной", размытой системой эмоций. В общем, очень любопытно. Что же до звука, то, хотя запись и делалась на радиостудии в Осло, сводил все-таки сам Ян Эрик Консхауг на Rainbow Studio - лучшей для джаза студии не только Осло, но и вообще Северной Европы, студии, где по сей день записывается большая часть материала ЕСМ. Соответственно, хотя альбом продюсировал не Манфред Айхер, а Эрик Хиллестад, очень сильно читается влияние звука ЕСМ. Тут и прозрачная, огромная стереопанорама, и безукоризненный баланс кристально ясной акустики и нереальной, отстраненной электроники (где она есть) и, самое главное - характерные ЕСМ-овские дилэи. Самое сильное место звучания - вокал: это касается не только ясного, выпуклого голоса самой Кари (и ее же бэков), но и магических мужских подпевок, слышных очень близко, но в крайних точках стереопанорамы.

    СYRO BAPTISTA "VILLA LOBOS VIRA LOUCOS" (Avant, 1997)

    Экстравагантный персонаж нью-йоркского downtown-авангарда перкуссионист Сиро Баптиста записал эту работу, по его собственному признанию, после того, как едва не записался с Симфоническим оркестром Нового света в программе музыки покойного гиганта бразильской музыки Эйтора Вилла Лобоса. По словам Баптисты, когда он увидел дома у дирижера Майкла Томаса "пустой плавательный бассейн, выложенный партитурами", ему остро захотелось просто взять беримбау и поимпровизировать на темы бразильского фольклора, которые клал в основу своего творчества Вилла Лобос. Что он и сделал в ноябре 1996 г. при продюсерском участии Джона Зорна. Участие Зорна предопределило характерный хулиганский настрой всей работы, за что, впрочем, Баптиста просит прощения у Вилла Лобоса на обложке: "Он - мертвый гений. Я - живой идиот". Скромничает! Собрав вместе ярких авангардных деятелей (гитарист Марк Рибо, басист Грег Коэн, сам Зорн), бразильских традиционалистов, детский хор и т.п., Баптиста оторвался на всю катушку, сыграв все (очень обильные) перкуссионные партии, да еще и смачно спев на несколько антимузыкальных голосов. Результат - очень живая, веселая, драйвовая и совершенно бразильская музыка. В звуковом решении сильно влияние как продюсера - Зорна - с характерными тяжелыми низами и общей нахальностью звучания, так и звукорежиссера - маститого Джима Андерсона, записавшего и сведшего эту работу на студии Hillside Sound. Его фирменный знак - "акустичность", естественность звучания, которая тем более ценна, что в каждом треке явно использовано с десяток наложений (и все равно все звучит в одном звуковом плане, из которого, впрочем, то и дело находятся выходы в менее реальные миры).

(c) Кирилл Мошков, 1998     

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0