502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
librhead.gif (7752 bytes)
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Рецензии на джазовые альбомы
    ИГОРЬ БУТМАН, АНДРЕЙ КОНДАКОВ, ЭДДИ ГОМЕС, ЛЕННИ УАЙТ "JAZZ 4X4" (Prestige Records студии "Союз", 1997)

    Второй альбом российско-американского квартета, записанный в апреле 1997 года, во время гастролей по России. Первый, записанный год назад в Нью-Йорке, пока ждет своей очереди. Хотя хотелось бы, чтобы он первым и вышел - было бы логичнее; без него второй альбом получается не цельным, фрагментарным: по одной пьесе гг. Бутмана (тенор-саксофон), Гомеса (контрабас) - почему-то названного на обложке Гомезом - и Уайта (ударные), плюс один стандарт ("Con Alma") и четыре пьесы Андрея Кондакова, не вошедшие в нью-йоркскую запись. Одна из этих пьес уже известна - "Заброшенный парк", выпущенный еще на одноименной кассете Андрея Кондакова - Виктора Двоскина в 1993 г. (честно сказать, там эта пьеса прозвучала интереснее). Впрочем, невзирая на эту фрагментарность, альбом получился безусловно крепким и качественным. Да и вряд ли могло быть иначе: сочетание весьма разных, но одинаково интересных индивидуальностей членов квартета вряд ли могло дать скучный или малопрофессиональный результат. В стилистической основе альбома лежит, конечно, модернизированный хардбоп 90-х, но изрядно окрашенный то романтизмом Андрея Кондакова, то экспрессией Игоря Бутмана, то "хип-бопом" Ленни Уайта... Не зря на обложке все четыре музыканта указаны равноправно: доминанты, явного лидера у этого квартета и впрямь нет. Колоссальный опыт Эдди Гомеса, новаторство Ленни Уайта, композиторский дар Андрея Кондакова и организационная хватка плюс инструментальное мастерство Игоря Бутмана, соединившись, произвели вполне достойный результат. Немаловажно, что альбом получился вполне доступным для достаточно широкой аудитории.

    MODUS "REFLECTION IN TIME" (RDM, 1997)

    Первый альбом московского фьюжн-коллектива, ранее известного как "Сиреневый оркестр" (или Lilac Orchestra). Стилистически альбом оказался ровно посередине между эйсид-джазом, который группа играть хочет, и современным коммерческим фьюжном, который у нее получается. Впрочем, к музыке альбома претензий нет: девять очень крепких, в меру разнообразных, в меру приятных для слуха инструментальных композиций, которые по аналогии с главенствующим звучанием ныне переименованной радиостанции так и хочется назвать "престижными". Ни к аранжировкам (очень похожим на "фирменные"), ни к игре инструменталистов (кроме саксофониста) серьезных претензий нет. Эту музыку можно с удовольствием не только использовать как прикладную, но и просто слушать. Единственная серьезная претензия - отдельные элементы звукового решения, которые временами кажутся чрезмерными (например, "кислотные" барабаны во втором треке и т.п.). Василий Крачковский, несомненно, очень опытный режиссер, а студия концерна "Мосфильм" - кончено, отличная студия, но чувствуется, что для записи джаза (тем более, современного) нужен не только опыт, но и понимание специфики этой музыки. Тем не менее, если бы пришлось оценивать этот альбом по общепринятой пятибалльной шкале, меньше четырех баллов ему поставить трудно - особенно если учесть, что количество записей такого рода музыки в нашей стране измеряется буквально единицами.

    ОДИССЕЙ БОГУСЕВИЧ "POST-MONTREUX" (Prestige Records студии "Союз", 1997)

    Многострадальный альбом джазового клавишника, пианиста и композитора Одиссея Богусевича, записанный еще в 1995 г., наконец обрел воплощение в формате CD после мытарств на трех разных лейблах. И ладно бы альбом был неинтересный, можно было бы понять, почему Одиссея то тут, то там динамили с выпуском. Так ведь нет. Альбом весьма крепкий, неплохо сыгран (хотя сейчас, два года спустя, Одиссеево трио, да и сам Одиссей, играют намного сильнее), прекрасно звучит (звукорежиссер Герман Петров, студия "Мелодия"). В рамках своих усилий по привлечению широкой аудитории к инструментальной музыке, и к джазу в том числе, работники Prestige Records навесили на обложку гигантскую (вдвое больше имени артиста и названия альбома) надпись "Романтическое фортепиано". Что ж, в целом действительно так. Многие треки - вполне романтические и, что называется, easy listening, хотя простыми их не назовешь. Многие за счет сложных размеров, смен тональности и темпа оставляют приятное ощущение интеллектуальности. Короче, есть треки на разный вкус (всего их 13: десять авторских пьес Одиссея, его же переработки пьес Виктора Янга и Джорджа Гершвина, а также довольно сложный парафраз на тему из сериала "Рабыня Изаура"). Интересная, многообразная и подлинно джазовая работа. Кроме того, очень красивые фотографии на обложке (Никита Рыбаков, Фарит Губаев). Жаль только, что по сложившейся в нашем джазоиздании традиции много ошибок на обложке. Так, название города Монтрё (Montreux) правильно написано только в списке композиций, остальные пять раз (оба корешка, обложка, подкладка и сам компакт) значится Mountreux (читается "Мунтрё").

    АЛЕКСЕЙ КОЗЛОВ И "АРСЕНАЛ" "ОПАЛЕННЫЕ ВРЕМЕНЕМ" (ЧАСТИ I И II) (RDM/АйТи, 1998)
   
Релиз альбомов состоялся в январе

    Свершилось! Переиздание архивов лучшей джаз-рок-группы СССР, о необходимости которого так долго твердил Алексей Козлов, началось. Первые два диска содержат, соответственно, материал первого ("Арсенал", "Мелодия", 1980) и второго ("Своими руками", "Мелодия", 1982) LP "Арсенала" плюс концертные и студийные записи тех же составов и периодов, дополняющие 40-минутные оригиналы пластинок до 74-минутного формата CD. По сравнению с дурно отпечатанным "мелодиевским" винилом компакты звучат, естественно, намного полнее и ярче, тем более что оригиналы, судя по всему, подверглись некоторой чистке. Тем приятнее обнаружить, что записи "Арсенала" 17-20-летней давности вполне актуальны и в конце 90-х, и что до сих пор в стране мало фьюжн-коллективов, способных играть хотя бы близко к уровню тогдашнего "Арсенала". Единственное исключение - вокальная часть "Сюиты ля бемоль мажор" на стихи Расула Гамзатова, которая слушателя резко отрезвляет, толчком возвращая во вторую половину 70-х - на память тут же приходят распевы "Самоцветов". Впрочем, на первом альбоме это единственный архаичный эпизод, второй же и вовсе слушается почти как современная работа, причем работа, так сказать, "фирменная". Что заставляет слушателя проникнуться гордостью - вот, мол, даже в глухие застойные времена у нас умели играть очень прилично, и при этом - весьма интересную музыку. Неудивительно. Достаточно посмотреть списки тогдашних составов "Арсенала": за исключением тех, кто уехал или отошел от музыки, большинство и сейчас составляет цвет российской инструментальной музыки, причем не только джазовой: Вячеслав Горский, Виктор Зинчук, Вадим Ахметгареев, Станислав Коростелев, Станислав Григорьев, Анатолий Куликов...

    РОМАНТИК ДЖАЗ КВАРТЕТ "ORTHODOX" (Ermatell Records, 1998)
   
Релиз альбома состоялся в феврале

    Новосибирский джазовый лейбл, возглавляемый Сергеем Беличенко, разумно балансирует между выпуском популярных джазменов из столиц (Игорь Бутман, Давид Голощекин...) и популяризацией новосибирских мастеров, куда менее известных, но ничем не уступающих москвичам или петербуржцам. Участники "Романтик джаз квартета" - бас-гитарист Олег Петриков, пианист Евгений Серебренников, альт-саксофонист Андрей Турыгин и ударник Вячеслав Кокалин - музыканты с прекрасным образованием и большим опытом, и, работай они в Москве, их проект и их запись имели бы большой резонанс. Очень крепкая инструментальная работа, выдержанная в очень современном духе - что-то около акустических проектов Чика Кориа: сложная, почти академическая гармония, общий светлый настрой и мощная современная ритмика. Впрочем, у Чика Кориа аранжировки были бы поплотней, а запись не была бы основательно испорчена перекомпрессией всего, что только можно воткнуть в компрессор. Тем не менее и музыка, и игра всех четверых (особенно басиста) заслуживают всяческих похвал и могут быть рекомендованы как отличный образец здравого, не испорченного московским стремлением к "модности" подхода к современному (в лучшем смысле этого слова) джазу.

    ВЛАДИМИР ТИМОФЕЕВ "НАТАЛИ" (Ermatell Records, 1998)
   
Релиз альбома состоялся в феврале

    Владимир Тимофеев, что называется, видный сибирский авангардист. Кроме шуток. Этот саксофонист известен как очень интересный представитель сибирского джазового авангарда. Только вот альбом "Натали" никакого отношения к авангарду не имеет: это очень крепкая, очень традиционная джазовая работа, состоящая сплошь из очень красивых и элегических баллад. На обложке изображена сибирская красавица в синтетическом костюмчике - надо полагать, Натали. Звук саксофона Владимира Тимофеева очень странен - такое впечатление, что при записи он отошел от микрофона в дальний угол студии и отстраненно звучал оттуда, "пролезая" в микрофоны всех инструментов (при том, что все остальное звучит очень конкретно). И только в отдельных эпизодах, когда развитие импровизаций г-на Тимофеева достигает пиков, слышны характерные, но деликатно приглушенные "авангардные штучки". Джазовые пуристы могут вздыхать по поводу того, что авангардный талант Тимофеева в этой работе не раскрыт, но ведь, раскройся он, порекомендовать эту пластинку сколько-нибудь широкой публике было бы невозможно. А так - пожалуйста. Красивая, задумчивая, добрая музыка.

(c) Кирилл Мошков, 1998     

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0