502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 5 (106) - 7 марта 2001 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковНу, вот редактор и вернулся. Следовательно, "Полный джаз" должен вернуться к нормальному режиму выхода. 
Материалов из поездки по США привезено множество, да и Россия за минувший месяц не спала - накопилось много всего. Так что давайте с места в карьер начнем исследовать произошедшее.
Как это было 
в Москве
(не нашей)
Лайонел Хэмптон, 2001В предыдущем выпуске "Полного джаза" ваш редактор уже рассказал о первой части своей поездки в Соединенные Штаты (используя уже поднадоевший журналистский штамп - "на родину джаза"). Сегодня - очередь второй (и завершающей) части "пунктирного дневника". Напомню, "пунктирный" он потому, что в нем я касаюсь лишь некоторых событий четырехнедельной командировки, в основном - посещенных концертов. Отнесенность же рубрики к "Москве" имеет место потому, что большая часть описанных событий - а именно, джазовый фестиваль Лайонела Хэмптона - проходила именно что в Москве, только "не нашей"...>>>>
Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем нечто совсем необычное. В этой рубрике ведь обычно предполагается интервью. То, что мы сегодня читаем - это тоже интервью, но необычное: это беседа двух людей (журналиста и музыканта), в которой музыкант интервьюирует журналиста, и в завязавшемся диалоге они вместе ищут определения многим важным процессам джазовой жизни... Итак, музыкант Игорь Бутман берет интервью у журналиста Михаила Митропольского для своей телепрограммы "Джазофрения" (канал "Культура")...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Из-за того, что в течение месяца "Полный джаз" выходил усеченно (из-за того, что его редактор колесил по Соединенным Штатам), у нас накопилось много материалов о том, как в этот месяц проходила джазовая жизнь вне Москвы. Так что сегодня мы начинаем с тех событий, которые происходили еще в феврале.
Первый материал - из Нижнего Новгорода. Сергей Баженов рассказывает, как в феврале там выступали Сергей Манукян и Олег Киреев...>>>>

Далее - рассказ нашего томского корреспондента Валерия Рыбакова о том, как в старинном сибирском городе выступил один из самых популярных в стране джазовых пианистов...>>>>

Теперь - важный анонс из Казани: после многолетнего перерыва здесь возобновляется фестиваль "Джазовый Перекресток", который пройдет 13-17 марта. Ниже приводится программа фестиваля: 

  • Государственный концертный зал им. С.Сайдашева (ГКЗ):
    13 марта - открытие фестиваля. "Историческая Встреча": Оркестр п/у Олега Лундстрема (Москва) и оркестр п/у Виктора Деринга (Казань) при участии Л. Чугуновой (вокал) и ансамбля "Джайв"(Казань). Ведущий - Алексей Баташев (Москва).
    14 марта - "Джаз- Академия"
    Оркестр "Синтез-Бэнд" п/у А.Василевского (Казань); дуэт Александр Фишер (труба, Австрия) - Григорий Файн (фортепиано, Самара); Academic Band (Ульяновск). Ведущий Алексей Баташев (Москва).
    15 марта - "Ветер с Востока". "Джаз-Бас Театр" Алекса Ростоцкого; Валентина Пономарева (Москва) и ансамбль "АМА- ДЖАЗ" ( Н.Новгород).
    16 марта - "Полный Джаз". Биг-Бэнд Игоря Бутмана (Москва); "Мьюзик-бэнд" Олега Киреева (международный проект). Ведущий Кирилл Мошков (Москва)
  • Джаз- клуб "Веселый Роджер" (начало в 22:00): 
    14 марта: А.Фишер, "Academic Band";
    16 марта: "Джаз-Бас Театр" Алекса Ростоцкого с программой "Сон Сфинкса";
    17 марта: "Джаз-Бас Театр" Алекса Ростоцкого. Заключительный джем с казанскими музыкантами.

Спонсоры фестиваля - страховые компании: НАСКО, "Татарстан", "Ингострах", а также бар "Веселый Роджер".

Игорь Зисер, Казань

Далее новосибирская журналистка Юлия Латыпова рассказывает о юбилее отличного новосибирского же дуэта Alter Ego...>>>>

...А еще один новосибирец - Сергей Беличенко - рассказывает о том, как в Новокузнецке нежданно-негаданно выступил сам Билли Кобэм...>>>>

...Да, пожалуй, на сегодня хватит! Следующие истории из российской джазовой жизни - через неделю.

Что намечается:
московские анонсы
Крэйг Хэнди15-17 марта в "Ле Клубе" выступает нью-йоркский саксофонист Крэйг Хэнди. Музыкант выступит вместе со своим нью-йоркским партнером - барабанщиком Олегом Бутманом и с московскими друзьями-музыкантами.
37-летний Хэнди работает в Нью-Йорке с 1986 года (он родился в калифорнийском Окленде и учился в колледже Беркли в Бостоне). Сразу начав работать с музыкантами такого уровня, как барабанщик Рой Хйэнз, пианист Абдулла Ибрагим и вокалистка Бетти Картер, он быстро яавоевал признание у коллег и критиков. Последовала работа в шоу Билла Косби, затем - участие в jazz Messengers барабанщика Арта Блэйки на излете жизни последнего (1989), и на рубеже 80-90-х Хэнди начал записывать сольные альбомы для Arabesque Records. В 90-е он работал с органистом Лонни Смитом и ездил в турне с Херби Хэнкоком. Короче, нам предстоит встретиться с одним из достаточно примечательных музыкантов нью-йоркской клубной сцены.
Чтение

В предыдущем номере "Полного джаза" была опубликована любопытная работа Владимира Коровкина "Корни блюза", которой было предпослано предисловие патриарха отечественного джазознания Леонида Переверзева. Сегодня на эту публикацию реагирует профессор Нижегородской консерватории Валерий Сыров, которого с некоторых пор мы с гордостью числим своим постоянным автором.

В поисках "корней блюза"

Один из самых живучих стереотипов, связанных с блюзом это представление о нем, как о музыке, отражающей темные стороны человеческой души и бытия. Говорят о пресловутых настроениях грусти, тоски, печали, страдания и боли. Есть и более сильные выражения: блюз, как выражение "тоски по утраченному счастью" (определение в Музыкальной Энциклопедии), как "вопль страдальца, затерянного в чуждом и враждебном мире". Было бы интересно поискать истоки подобной слуховой аберрации, нет ли тут рудиментов нашего идеологического прошлого, когда мы трактовали блюз, как музыку угнетенного народа. Сегодня эти стереотипы активно пересматриваются. Перед нами открывается широкий мир блюзового искусства, издаются записи народных блюзменов, выходят книги об их творчестве, появляются новые материалы на многочисленных блюзовых сайтах и он-лайнах (советую заглянуть на русскоязычный сайт www.blues.ru и его весьма содержательную страничку Mean Black Cat Blues о блюзменах 20-30-х годов, где привлекаются многочисленные архивные документы и даются ссылки на другие Интернет-ресурсы)
Сегодня становится ясно, что блюз обладает достаточно широким кругом тем и сюжетов (мотив страдания от неразделенной любви - лишь один из многих). Для него свойственно многообразие стилевых направлений, жанров и индивидуальных манер. В этой, казалось бы, наивной музыке мы обнаруживаем самые разные эмоциональные оттенки: лирику и иронию, искренность и гротеск, радостные проявления чувств и безграничное отчаяние. Широка и их тематика, включающая социальные проблемы и бытовые сценки, любовные приключения и мысли о смерти. Спектр оттенков в самой музыке также разнообразен. Анализ ее (музыки), как правило, страдает от вопиющей поверхностности и европоцентризма (чего, например, стоит определение блюзового лада, как мажора (!) с пониженными (!) III, V и VII ступенями - то есть, в полном соответствии с европейской теорией гармонии). В этой связи работа В.Коровкина привлекает отсутствием какого бы то ни было "центризма", вкусовой ограниченности, отличается широким подходом. Автор убежден в принципиальной многоликости блюза и доказывает, что, "как и всякое иное народное искусство, блюз не может быть моноэмоционален", кроме того, "блюз - подобно всякой иной форме фольклора - амбивалентен". Последняя мысль, не без помощи М.Бахтина, позволяет поставить блюз в сложный и актуальный контекст мифологического и ранне-фольклорного мышления. Автор при этом не только находит смелость высказать собственное суждение о привычных и казалось бы устоявшихся вещах (на самом деле, не таких уж бесспорных), но и проявляет тонкое понимание материала.
Не вдаваясь в подробности текста и оставляя некоторые вопросы для "диванного" общения, отмечу то, что заинтересовало меня. Прежде всего, гипотеза об африканских мифологических мотивах в блюзе. Хотя мысль эта и не получила своего развития (видимо, из-за ограниченного объема работы), перспектива ее несомненна, так как здесь намечены выходы в совершенно неизведанные области блюзовой теории, в частности, генезиса важнейших поэтических архетипов блюза. 
Немало здесь и других наблюдений, которые будут интересны не только любителю-меломану, но и музыканту-профессионалу, интересующемуся блюзом более целенаправленно. Отметим, например, идею о трансформации африканской ритмики в блюзе и других афро-американских жанрах. "B Новом Cвете музыкальные pитмы Афpики подверглись известной пpимитивизации: исчезли сложные pитмические наложения, а главное, пpеобладающая тpехдольность сменилась двудольностью". Хочется продолжить эту мысль и задать вопрос - а не ассимилировала ли ритмическая система блюза (а впоследствии и джаза) некоторые европейские танцевально-песенные паттерны, идущие из народной и бытовой музыки? И не приняла ли участия в формировании строфических структур блюза английская баллада? Например, не является ли строфа AAB классического блюза неким "осколком" балладной строфы AABA? 
Особенно плодотворным мне показалось наблюдение о ямбичности поэтических текстов блюза (то есть, акцентировании в нем четных долей, в частности, 2-ой и 4-ой). Наблюдение это могло бы послужить темой самостоятельного исследования (пожелай того автор). Хотя справедливости ради добавлю, что в блюзе ямбичность усложняется на макро-уровне хореичностью. Этот макро-уровень раскрывается в перекличках голоса и инструмента, где голос ("call") акцентирует нечетные пары тактов, а инструмент ("response") заполняет четные. Интересно было бы рассмотреть парадоксальное соотношение ямбических микроструктур и хореического базиса как движущую силу блюзового драйва. 
Автор абсолютно прав, говоря, что блюз не укладывается в европейскую систему музыкального мышления. И в этом он следует за В.Конен, Л.Переверзевым, У.Сарджентом, которые в свое время пробили солидную брешь в европоцентристском подходе. Но вопрос заключается в другом - в какую систему не укладывается блюз? Если иметь в виду так называемую "оперно-симфоническую" традицию (или, проще говоря, европейскую классику), то возражений нет, но если же брать фольклор и бытовую музыку Европы, творчество менестрелей, то блюз соотносится с этими видами очень хорошо. Но наверняка автор подразумевает все-таки классику, когда пишет следующее: "европейская культура во всех ее формах (выделено мною - В.С.) на протяжении большей части джазовой истории выступала как подавляющая по отношению к африканской, привезенной негpами-невольниками". Или "джаз и доджазовый фольклор развивались при этом в противостоянии с последней (т.е. европейской культурой - В.С.), представляя собой своего рода контpкультуpу". На деле все не так просто, афро-американцы действительно развивали собственную, глубоко самобытную культуру, но перенимали и европейский менестрельный пласт (а это не только "minstrel show"), причем перенимали заинтересованно и творчески. Мысль эта требует развернутого изложения в рамках диалога, если таковой состоится на страницах "Полного джаза". Кстати, журнал в последнее время успешно набирает полемические обороты и не хочется, чтобы он их сбавлял (учтем! - ред.).
Непонятно, почему в начале статьи рассматривается джаз, а лишь потом блюз, в результате чего меняются местами причина и следствие. Да и говоря о раннем джазе, вряд ли следует сводить его только к блюзовой составляющей. Гораздо очевиднее здесь маршево-регтаймовая традиция. На примере ньюорлеанцев видно, что блюзы входят в репертуар джазовых бэндов гораздо позже, нежели стомпы, марши, кадрили и регтаймы. 
Конец работы оставляет впечатление некоторой незавершенности. Может быть, следовало бы дать выводы или хотя бы краткое резюме? Или же "открытая форма" выбрана автором сознательно, как прелюдия к разговору? Судя по всему, продолжение этого разговора возможно, и хорошо бы организовать его как дискуссию о блюзе в рамках предлагаемой Л.Б.Переверзевым "джазологической конференции" (своеобразного "блюзологического джема"). Формирование современной концепции блюза, его основных понятий у нас только начинается, и мы должны быть готовы к пересмотру устаревших подходов. Нам предстоит познать многообразие блюза (не только как истока джаза - в этом лишь его небольшая верхушка), ощутить в нем музыку истинно современную. И в этом плане статья В.Коровкина дает богатую пищу для размышления. Она выделяется глубиной и оригинальностью подхода, смелостью в постановке проблем и целенаправленном их раскрытии. 
Впрочем, пусть читатель судит сам. 

Валерий СыровВалерий Сыров, Нижний Новгород

А в это время за бугром...

С некоторым опозданием (церемония вручения премий Американской академии искусства звукозаписи состоялась 21 февраля) публикуем список джазовых лауреатов Grammy за этот год:

  • Лучший альбом современного джаза: Outbound - Bela Fleck & The Flecktones (Columbia Records)
  • Лучший вокальный джазовый альбом: In The Moment - Live In Concert, Дайен Ривз (Blue Note Records)
  • Лучшее джазовое инструментальное соло: (Go) Get It - Pat Metheny, трек из альбома Trio 99>00 (Warner Bros. Records)
  • Лучший джазовый инструментальный альбом (индивидуально или группой): Contemporary Jazz - квартет Брэнфорда Марсалиса (Columbia Records)
  • Лучший альбом крупного джазового ансамбля: 52nd Street Themes - Джо Ловано (Blue Note Records)
  • Лучший альбом латин-джаза: Live At The Village Vanguard - Чучо Вальдес, (Blue Note Records)

И еще одна новость, вполне зарубежная, хотя и о московском проекте "Второе приближение": 9 марта пианист Андрей Разин, вокалистка Татьяна Комова и контрабасист Игорь Иванушкин будут участвовать в открытии "Выставки-ретроспективы Андрея Тарковского в Штутгарте" . Затем должно состояться знакомство с их собственным диском "Ex Tempore - Second Approach featuring Mike Ellis" и его презентация, а 14 марта - выступление в штуттгартском клубе Laboratorium

Радио

В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:

  • "Джаз и не только", телеканал "АСТ", пятница, 24.00 (повторы: пятница/суббота, 03.00; воскресенье, 21.30):
    8 марта (четверг) в 19.00: роскошные дамы и гарны хлопцы - Ева Корнелиус, Надежда Бабкина (!?), Эли-Кристен Хаген, Татьяна Комова, Яна Радион и Man Sound (с песней про дивчин).
  • "Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10: 
    10 марта - послесловие к женскому дню (от Хильдегарды фон Бинген до Наталки Половинки).
  • Программа "Соло для джаза", Говорит Москва, пятница, 23.00: 
    9 марта: ох уж эта "Грэмми" - номинация "женщины и мужчины".

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Юлия Латыпова,
Игорь Зисер,
Михаил Митропольский,
Валерий Сыров
Сергей Беличенко,
Валерий Рыбаков,
Сергей Баженов,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
Grammy.com,
AMG

Фото:
Кирилл Мошков,
Олег Богульский,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков