502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 4 (147) - 30 января 2002 г.
Оглавление выпуска:
Слово 
к читателям
Кирилл МошковПриближается сразу несколько важных событий. Во-первых, как уже сообщалось в подробностях, грядет "Триумф джаза", который нельзя пропустить. Во-вторых, в те же дни на "Богеме" выходит первый альбом в новой серии "Джаз.Ру", которую будет информационно поддерживать (и в издании которой участвовать) наш сервер - и это очень сильный альбом, дуэт одной из ярчайших российских джазовых звезд и одного из самых интересных американских джазовых гитаристов (см. ниже). В общем, новостей много. Да, и опять приближается трехнедельный перерыв в выходе "Полного джаза" - выпустив следующий, 5-й номер, редактор отправляется в очередную поездку по США. 
Кстати, наверное, пора открывать карты - зачем нужны эти регулярные поездки. Не секрет, что библиография книг о джазе на русском языке довольно невелика. И среди книг о джазе, изданных на русском языке, совсем мало (практически ноль) оригинальных (то есть не переводных и не скомпилированных из других источников) книг о джазе на его родине, в США. Заполнить этот провал и задумал редактор "Полного джаза". 
Это не будет рассказ о музыкантах впрямую. Нет, это будет взгляд на джаз как на индустрию, точнее - как на очень маленький, узкий, что там греха таить - самый низкооплачиваемый сегмент американского музыкального бизнеса. Конечно, там будут фигурировать те, кто непосредственно делают музыку - то есть музыканты. Но - в основном опосредованно. Дело в том, что музыканты в массе своей не умеют и, как правило, не хотят красиво говорить и четко формулировать свои мысли. То есть исключения есть, но это именно исключения. У музыкантов другая роль: они играют. Музыкант - творец, медиум, Проводник, но вовсе не обязательно хороший оратор. 
Зато есть другие - те, без кого создание музыки в современных условиях тоже не может обойтись, но которые сами не играют того, что мы можем слушать на концерте или в записи. Это преподаватели, которые учат будущих музыкантов. Это владельцы клубов, которые дают им работу и возможность посмотреть в глаза своей аудитории. Это организаторы фестивалей, создающие праздники встречи музыкантов и широкой публики. Это журналисты и радиоведущие, которые анализируют и пропагандируют то, что делают музыканты. Это продюсеры и звукорежиссеры, которые вместе с музыкантами создают те пластинки, которые мы потом покупаем и слушаем. Этих людей даже в Америке не так много, считанные сотни, но без них джаз не существовал бы точно так же, как не существовал бы без музыкантов. И они, как правило, свои мысли формулируют исключительно четко.
Вот о них-то, точнее - об американском джазе через призму их взглядов, и будет эта книга. Ее рабочее название - "Америка и ее джаз". Уже есть предварительная договоренность с одним из крупнейших российских издательств, которое выразило заинтересованность в издании этой книги. Вот для того, чтобы она была завершена и успешно вышла (ориентировочно - к концу года), я и уеду в США сразу после "Триумфа джаза".
В пошлые поездки мне удавалось удаленно выпускать очередные номера "Полного джаза". Не думаю, чтобы это удалось на сей раз: слишком плотное и напряженное расписание, буквально каждый час на счету. Получится - значит, получится. Не получится - встретимся в начале марта. В любом случае, заходите сюда почаще: к вашим услугам форум, несколько оживившийся в последнее время чат, да и клубно-концертные расписания будут на месте, а то и "Полный джаз" удастся выпустить из-за океана. Впрочем, до недолгого расставания у нас еще есть время: следующий, 5-й номер "Полного джаза" выйдет по расписанию, в ночь с 6 на 7 февраля, и должен будет содержать репортаж с "Триумфа джаза".

Редактор

Как это было
в Москве
Марк РибоГлавное впечатление минувшей недели - безусловно, единственный сольный концерт нью-йоркского гитариста Марка Рибо в клубе "16 тонн" 24 января. 
Биографию артиста и историю его приезда в Россию мы подробно излагали в #145, так что желающие познакомиться с его "бэкграундом" могут читать тот материал, а также очень полезное интервью Рибо организатору его московского концерта Александру Чепарухину, которое опубликовал сервер "Звуки.Ру".
Мы же сконцентрируемся непосредственно на концерте.
"16 тонн" - добротный рок-клуб, в котором ожидаешь увидеть кого угодно, но никак не одного из важнейших представителей нью-йоркского даунтаун-авангарда. И тем не менее концерт прошел именно там: "16 тонн" явно оказались в состоянии предложить более приемлемые условия, нежели более "профильные" заведения, и хорошо: интерьер клуба приятен, персонал тоже, пришедшая публика в массе своей - отзывчива и открыта, так что виртуальные отзвуки обычно гремящих на этой сцене качественных рок-групп восприятию совсем непростой музыки Рибо не мешали.
Марк на пресс-конференцииКонцерту предшествовала вполне обычная московская пресс-конференция - впрочем, чуть более широкого журналистского состава, чем это обычно бывает: сказалось то, что для большинства журналистов имя Рибо накрепко связано с именами певцов Тома Уэйтса и Элвиса Костелло, с которыми он работал, да и имя его многолетнего партнера по авангарду, саксофониста Джона Зорна, внеджазовой публике известно хорошо. Правда, ничего особенно нового узнать не удалось: Марк был чрезвычайно утомлен после трех суток почти без отдыха (в которые уместилось два авиаперелета, поездки на поезде по Германии, концерт в Дрездене и два часа сна в квартире Чепарухина). Однако было видно, что он человек с чисто нью-йоркским юмором ("Что общего между вашим ранним проектом Rootless Cosmopolitans и нынешним Marc Ribot Y Los Cubanos Postizos?" - "Как что общего? В обоих проектах играю я!") и что его эстетические позиции не просто давно сформированы, но и хорошо отрефлексированы, потому что даже с полузакрытыми от усталости глазами он легко и изящно формулировал свои принципы. Принципы сводились к тому, что его энергетический идеал коренится в панк-роке, и впрямь довольно энергичной музыке. Примерно там же находятся корни его отношения к профессионализму, но это не значит, что он - за непрофессионализм: он за то, чтобы блеск профессионализма не затмевал главного в музыке, скрытого в ней чувства.
Марк РибоКонцерт, который продолжался около восьмидесяти минут без перерыва, состоял из материала нескольких сольных альбомов Рибо, начиная от "John Zorn Book Of Heads" (35 авангардных этюдов для гитары, сочиненных Зорном в 1978-м для мастера авангардной гитары Юджина Шадбурна и записанных Рибо в 1995-м) и заканчивая текущей сольной записью Рибо, "Saints" (2001), снискавшей широкую и весьма положительную прессу. 
В его игре чередовались (в почти не нарушаемой последовательности) свободные по форме и шумовые по содержанию "совсем авангардные" пьесы и более "конвенционное" музицирование, включая исполнение узнаваемых джазовых стандартов (от эллингтоновского "Black and Tan Fantasy" до венчающей последний альбом - и ставшей эмоциональным пиком всего концерта - "St. James Infirmary", принятой залом просто "на ура"). 
Но при широком (что бы не сказать - широчайшем!) стилистическом, динамическом, техническом разбросе того, что делал Рибо на концерте, внутренняя суть его музыки остается единой. Он, судя по всему, старается (и очень последовательно старается) выявлять в своей игре именно музыку, а не игру. 
Довлеющая у множества самых разных по стилю музыкантов технология игры у Рибо совсем неважна, хотя его пальцы, двигающиеся по грифу (иногда даже с нарочитой неловкостью), время от времени напоминают, что музыкант-то он первостатейный и технических сложностей в игре у него практически не бывает. Тут другая история: Рибо всеми силами оттягивает внимание слушателя от того, КАК это делается, к тому, ЧТО он играет. И это касается любой пьесы, любого инструмента.
Марк РибоКстати, об инструменте: помимо раритетного акустического Gibson'а, Марк играл на своей знаменитой электрогитарке, то ли купленной когда-то за двадцать долларов, то ли вообще кем-то подаренной, да еще и, говорят, восточноевропейского производства. Обильно заклеенная скотчем, гитарка тем не менее производила неотразимо толстый, смачный и при этом по-блюзовому сумрачный звук, который не на всяком дорогом инструменте воспроизведешь (а точнее, который при кажущейся простоте и узнаваемости - ведь именно так звучала, к примеру, гитара легендарного Хьюберта Самлина в чикагских записях Хаулин Вулфа! - воспроизвести вовсе невозможно). 
Любителей дорогих инструментов и тщательной полировки грифа, заменяющей собственно игру, привели бы в ужас щелчки струн по звукоснимателю и треск, раздающийся при сильных ударах по струнам. Однако не будем забывать, что большая часть лучшей музыки прошлого века была сыграна на инструментах ничуть не лучше этого - достаточно посмотреть, с какими поленьями красуются на черно-белых фотографиях блюзовые титаны середины столетия. Дело тут опять же сначала в том, ЧТО играть, а уж потом - КАК.
Однако надо заметить, что low-tech (склонность к дешевым технологиям) Рибо заканчивается выходным гнездом его электрогитары: мощный высококлассный усилитель к low-tech никак не отнесешь, не говоря уж про весьма хитроумный, с большим умом подобранный и тщательно схемотехнически разработанный набор гитарных приставок и процессоров, располагавшихся под ногами Марка вперемешку с воздушными шариками, которые он в качестве спецэффекта громко и эффектно топтал в кульминации очередной шумовой пьесы.
"ноты"Кстати, о шумовых пьесах. Неподготовленного слушателя это в лучшем случае ошеломляет, да и подготовленному кажется чистой воды спонтанной импровизацией, рождающейся "здесь и сейчас". Не совсем так. Рождается она действительно "здесь", но при этом - в случае с Рибо - тщательно подготовлена. Достаточно взглянуть на прилагаемое фото (прошу извинить за низкое качество - Марк, это его рука держит лист, протянул мне его со словами "Ты должен это снять!" буквально на секунду, целиться времени не было). Это - не что иное, как НОТЫ одной из шумовых пьес Марка. 
Марк Рибо и его карандаш в струнахНа следующем снимке - исполнение этой пьесы: видно, что в струны засунут карандаш - и это нисколько не помешало Рибо тщательно следовать за той структурой пьесы, что изображена на бумаге. Вот вам и "спонтанность".
И все-таки - менее свободные пьесы (многими присутствующими, в силу простоты и чувственности исполнения, принятые за блюзы, которыми не являлись) были лучше. Или, во всяком случае, воспринимались легче. Свободные пьесы Рибо - это вовсе не чистокровная "собака", как может показаться. Но стандарты (взять хотя бы тот же "Black and Tan Fantasy", где он настойчиво педалировал Дюково заимствование нескольких тактов шопеновского "Траурного марша") проникают глубже. Во всяком случае, как ни предостерегали организаторы публику, как ни запугивали авангардностью своего гостя, в конце была настоящая овация.
Рибо поетИ Рибо даже вышел сыграть "бис" - усталый, но явно довольный. Как вы думаете, что он сыграл - еще один стандарт? Нет. "Witches and Devils" одного из самых авангардных джазменов XX века - Алберта Эйлера. И что же? Всем очень понравилось. Потом он еще очень трогательно спел. А в задних рядах публики два молодых интеллигента, поправив очки, обменялись репликами (я свидетель):
   - Еще раз, как его там?
   - Марк Райбот.
Поступь прогресса не остановить.

Кирилл Мошков,
Редактор "Полного джаза"

Москва - это вам
еще не все
За пределами Москвы, как мы знаем, бывают не только наводнения и теракты, но и джазовая жизнь. Она так бы и проходила потаенно от столичного джазового народа, если бы не "Полный джаз", который полнится в значительной степени сообщениями извне Москвы. Два сегодняшних прелюбопытных репортажа мы объединили в один отчет, охватывающий географию от Черноморского побережья до столицы Сибири...>>>>
Что намечается:
московские анонсы
Пол Болленбэк13 февраля в Центре искусств Центрального Дома художника компания Boheme Music представляет новый альбом, записанный дуэтом петербургского пианиста Андрея Кондакова и нью-йоркского гитариста Пола Болленбэка.
Два мастера познакомились в 1994 г. в Вашингтоне, где в то время жил Пол. Затем Болленбэк совершил с Кондаковым тур по России, и с тех пор этот незаурядный гитарист, в 1997 г. присоединившийся к обширнейшей в мире нью-йоркской джазовой сцене, приезжал в Россию уже семь раз, каждый раз успешно взаимодействуя с Андреем.
В грамзаписи Болленбэк и Кондаков работали вместе дважды - на альбоме Андрея Кондакова "Old And New Brazilian Tales" (Landy Star Jazz, 2000) и в записи барабанщика Кристиана Шойбера "Clara's Smile", вышедшей в Германии в прошлом году. Однако это первый их опыт совместной работы в дуэте.
Андрей КондаковАльбом называется "Alone And Together" (буквально - "По одному и вместе"). История названия, по словам Андрея Кондакова, такова. С самого начала работы над записью (она делалась в три разных студийных сессии на протяжении нескольких месяцев) в ней был классический джазовый стандарт "Alone Together" ("Одинокие вместе"). Затем Пол предложил записать его авторскую пьесу "Together". Андрею ничего не оставалось, как написать пьесу под названием "Alone", и главная тема всего альбома определилась - это исследования возможности творчества по одиночке и во взаимодействии, возможности музыкантам проявить свои лучшие качества в дуэте - самом, пожалуй, сложном для совместного музицирования формате, в котором музыканту не отсидеться за ритмом барабанов и не передохнуть в то время, пока солирует кто-то другой.
Альбом Пола Болленбэка и Андрея Кондакова "Alone And Together" открывает новую джазовую серию лейбла Boheme Music, которая будет называться "Jazz.Ru" и выходить при непосредственной поддержке интернет-портала "Джаз.Ру". Статья для буклета нового альбома написана главным редактором "Джаз.Ру" Кириллом Мошковым.
Помимо концерта в ЦДХ, тур Болленбэка и Кондакова по России и Украине будет включать следующие концерты:
  • 8 февраля - Тюмень
  • 11 февраля - Томск
  • 13 февраля - Москва, ЦДХ
  • 14 февраля - С.-Петербург, Государственная академическая капелла
  • 15 февраля - С.-Петербург, Юсуповский дворец
  • 16 февраля - С.-Петербург, клуб Take Five
  • 17 февраля - Обнинск
  • 19 февраля - Винница, Украина
  • 20 февраля - Киев, Украина
  • 22 февраля - Днепропетровск, Украина
  • 25 февраля - Москва, "Ле Клуб"

Анна Бутурлина7 февраля - очередной концерт из цикла "Звезды фестивалей "Джаз в саду Эрмитаж" в ЦДХ". Михаил Грин представляет одну из лучших джазовых вокалисток России Анну Бутурлину в сопровождении квартета талантливого трубача Виталия Головнева.
Начало в 18.30. Справки по тел. 238-1955

Государственный музей А.С.Пушкина представляет цикл ежемесячных концертов джазового пианиста Даниила Крамера "Джазовые среды". Эти вечера, продолжающиеся более года, уже стали традицией музея. Партнерами Даниила Крамера в предшествовавших концертах цикла были клавишник и вокалист Сергей Манукян, гитарист Алексей Кузнецов, виртуоз валторны Аркадий Шилклопер. 
Очередной вечер из цикла "Джазовые среды" состоится 20 февраля в 19:00.
Заслуженный артист России Даниил Крамер - известный во всем мире пианист, исполнитель джазовой музыки, педагог и композитор. 
Он играет практически во всех джазовых стилях - от классического и традиционного до авангардного.
Выступления Даниила Крамера уникальны, и ни один его концерт не похож на предыдущий. Джазмен всегда приглашает участвовать в этих концертах абсолютно разных по стилю музыкантов, создавая неповторимо оригинальное сочетание рояля с валторной, скрипкой, альпийским рогом.
Стоимость билета 150 рублей.
Адрес музея: ул. Пречистенка, д. 12/2, тел. 201-5674

А в это время
за бугром...
В самом ближнем к нам зарубежье и одновременно в стране, которая в бытность свою частью СССР была самой джазовой республикой бывшего Союза, - в Литве - джазовая жизнь весьма богата и насыщенна. Помимо нескольких ежегодных фестивалей весьма высокого уровня, Литва богата и джазовыми конкурсами, об условиях участия в одном из которых - вокальном конкурсе в красивейшем городке Паневежисе - нам и рассказывают организаторы...>>>>
Новые альбомы
В продаже 
с 29 января (США)
  • Armstrong, Louis: Satchmo Live, Orpheus 90607 
  • Baars, Ab: Hef, Atavistic 130 
  • Dorham, Kenny: Midnight at the Cafe, Blue Note 33775 
  • Ellington, Duke: Rockin' in Rhythm [Town Sound], Orpheus 90604 
  • Garcia, Rob: Place of Resonance, Cap 950 
  • Geisser, Heinz: Folia, Silkheart 153 
  • Gillespie, Dizzy: Dizzy in South America: Official U.S. State Depart - переиздание, Cap 935 
  • Hall, Doug: JiHi, Heart Music 25 
  • Holiday, Billie: Night and Day [Town Sound], Orpheus 90601 
  • Hubbard, Freddie: Open Sesame [Bonus Tracks], Blue Note 95341 
  • Hutcherson, Bobby: Dialogue [Bonus Track], Blue Note 35586 
  • Jordan, Kidd: New Orleans Festival Suite, Silkheart 15 
  • Locasio, Joe: Close to So Far, Heart Music 26 
  • Mujician: Spacetime, Cuneiform 162 
  • Noge, Yoko: Yoko Meets John - переиздание, Jazz Me Blues 3 
  • OFarrill, Chico: Afro Latin Groove, Bongo 22006 
  • Parker-Sparrow, Bradley: We Are Not Machines, Southport 93 
  • Powell, Bud: Amazing Bud Powell, Vol. 3: Bud! [Bonus Track], Blue Note 35585 
  • Reeves, Dianne: Best of Dianne Reeves - переиздание, Blue Note 35867 
  • Scofield, John: uberjam - Universal 589356 
  • Silver, Horace: In Pursuit of the 27th Man - переиздание, Blue Note 35758 
  • Smith, Jimmy: Cool Blues - переиздание, Blue Note 35587 
  • ulu: What's the Deal, Catapult 27 
  • Various Artists: Surrealism, Cartel (MVD) 1 
  • Various Artists: Montreal Jazz Festival, Image 1328ZI 
  • Various Artists: Jazz Singers: Jazz Gallery, Mondo Musica 88102 
  • Various Artists: Woody Allen's Movie Music, Soundtrack Factory 33559 
  • Various Artists: Pure Jazz Encore! - переиздание, Universal 585746 
  • Waldman, Willie: Trumpet Ride, Rhombus 7022 
  • Woods, Tonia: All That Glitters, Renata 13

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2002
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Ольга Коржова,
Юлия Латыпова,
Гендрюс Якубенас,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
соб.инф..

Фото:
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service