502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 47
2002

Томск: американо-российский декабрь
В Томске прошел ставший теперь уже традиционным трехдневный фестиваль искусств имени Моисея Мучника, известного деятеля культуры области, скончавшегося в прошлом году. В рамках фестиваля в переполненном драматическом театре показал свой моноспектакль по пьесе Патрика Зюскинда "Контрабас" блистательный актер и режиссер Константин Райкин. Я посредственный театрал и мне трудно оценивать спектакль, но то, что все двухчасовое действо, прерываемое только аплодисментами за удачные находки актера, прошло на едином дыхании - это меня потрясло. 
На другой день в Большом концертном зале прошел не менее удивительный концерт двух российских звезд: пианиста Дениса Мацуева и народного артиста России, лауреата Государственной премии Георгия Гараняна, выступившего еще и в роли дирижера Томского академического симфонического оркестра. В программе исполнялись выдающееся произведение великого Джорджа Гершвина "Рапсодия в стиле блюз", а также русская и зарубежная классическая музыка, регтаймы и блюзы. К сожалению, мне не случилось присутствовать на этом празднике музыки, но подслушанные мною отзывы были самые превосходные.
Ну, а 19 декабря при полном аншлаге в драмтеатре прошел заключительный концерт фестиваля, где бурлил и взрывался джаз. 
Трио звезд очень дальнего зарубежья и трио наших сибирских звезд дали совершенно потрясающий концерт, который стал мощным заключительным аккордом всего фестиваля. 
В начале программы на сцене разместился томский оркестр "Фанаты джаза" под управлением Владимира Писанко. Оркестр этот существует довольно давно, но в основном он проходил по военному ведомству, да и теперь пребывает под патронажем томского военно-медицинского института. Под таким названием, на мой взгляд, несколько тенденциозным, оркестр принимает иногда участие в джазовых мероприятиях, в остальное время исполняет военно-духовую музыку. Под аккомпанемент оркестра три номера (из них - два хита Синатры) исполнил наш гость из Нью-Йорка, вокалист Винсент Льюис (Vincent Lewis). Такому камерному певцу было явно трудно состязаться с металлизированной мощью полувоенного оркестра, а у оркестра оказалось явно мало опыта сопровождения певцов, да еще таких тонких, как Винсент. В результате голос певца по большей части, учитывая еще и прекрасную акустику зала, с трудом "продирался" сквозь грохотавшую медь. Не помогал даже микрофон, который певец привык не держать в зубах, а оттенять им нюансы своего певческого дарования. Наконец оркестр удалился, и на сцене осталась ритм-группа (которая временно была включена в состав оркестра, но мало спасала положение) в хорошо знакомом всем составе: Алексей Подымкин - рояль (Новосибирск), Асхат Сайфуллин - контрабас (Томск), Сергей Кушилкин - барабаны (Иркутск). И начался настоящий праздник джаза. 
На сцене появились еще два зарубежных гостя: альт-саксофонист Брэдфорд Лили (Bradford Leali - мне пришлось попросить Брэдфорда по буквам написать его фамилию, чтобы не попасть под колеса "санитаров") и свободный гражданин Земли трубач Валерий Пономарев. С первых же звуков наших гостей зал громыхнул аплодисментами, которые не прекращались весь остаток первого отделения концерта и не замолкли во втором. Вся программа была построена в соответствии с привязанностью главного героя - Пономарева. Энергичный хард-боп со всеми вытекающими из этого последствиями. Музыканты не давали опомниться публике и взвинчивали атмосферу происходящего до невероятного предела. Конечно, ближайшие к нам сибирские города слышали Валерия, и неоднократно, и им позволено - возможно - подсократить восторги. Но впервые послушать игру нашего бывшего соотечественника - это что-то. А может, почувствовав с первых тактов настрой наших любителей джаза, Пономарев был в ударе только у нас, в Томске? Труба звучала безупречно и легко до самого верхнего регистра. Ну что, можно сказать еще о музыканте, "входящим в элиту мирового джазового мэйнстрима"?. Правда, когда труба забирается на самый верх, то немножко отдает клоунадой. Ну, это мне так кажется, возможно, потому что я привык к трубе Майлса, к среднему регистру. 
Молодой высокий Брэдфорд (довольно приятный темнокожий, внешне напоминает молодого Гиллеспи) легко импровизировал в духе Джулиана Эддерли, периода его работы с Майлсом. Фразировка, звучание, все напоминало мне "Пушечное ядро" (Cannonball - прозвище Эддерли - ред.).
Квинтет музыкантов не скупился, играл много - и знакомое, но в своем прочтении, как и положено настоящим мастерам. От "Oleo" до "Caravan'а". Пономарев, имея колоссальный музыкальный опыт, еще и с легкостью входил в контакт с публикой, что вызывало у нее мгновенную благодарную реакцию. "Кормите больше нас аплодисментами!". И публика тоже не скупилась. Слушатели замолкли только на время, когда Валерий и Асхат очень проникновенно отыграли дуэтом "In A Sentimental Mood" - в память о Моисее Мироновиче Мучнике.
Много пел Винсент - правда, чувствовалось его "крунерское" прошлое, когда он имел постоянную работу в театре Apollo в Нью-Йорке. Хотя я нашел у себя в "The Penguin Guide to Jazz on CD", что он еще в 1988 году записался в "Фантазиях" Джеки Байярда (Jaki Byard) на лейбле Soul Note. Льюис - обладатель глубокого и чистого баритона, восходящий к Билли Экстайну. В его исполнении с квинтетом прозвучали "All Right, Okay You Win", "Bye Bye Blackbird", "Manha de Carnaval" Луиса Бонфа ... Разумеется, в каждом номере музыканты имели возможность немножко поимпровизировать. 
Наши сибирские ребята, как всегда, были на высоте. Правда, Кушилкину на этот раз маловато представилось возможности постучать в одиночестве. От пианиста Алексея Подымкина наша публика вообще в восторге - ревела после каждого его соло. Пономарев иногда поглядывал на Алексея, предполагая услышать свою версию развития импровизационного хода рояля, но потом своим видом показывал согласие, что и так можно. Ведь как всегда - репетиционный цейтнот, и все происходит спонтанно и прямо на сцене во время выступления. 
Уже было простились музыканты и откланялись, но разве можно было отпустить их без заключительного "бонуса"? И все трое наших гостей вдарили в духе "Ooh-Shoo-Be-Doo-Bee" Гиллеспи такой скэт, что публика только ахнула и пробовала отвечать музыкантам. Правда, после первых квадратов Винсент сдался и, улыбаясь, стал наблюдать за поединком Валерия и Брэдфорда. 
Как ни печально, все же пришлось зрителям тянуться к выходу. 
После концерта наши гости, несмотря на усталость, оказались просты и общительны. Теперь остались только воспоминания об очередном удивительном вечере да цветная фотография - два Валерия во весь рост на фоне серой стены фойе драмтеатра. 
Фестиваль был задуман, организован и совершен благодаря непомерным усилиям, поту и нервам нашего прославленного продюсера и музыканта (в перерывах между продюсерством) Асхата Сайфуллина. Конечно, прочную поддержку Асхату и другим организаторам фестиваля оказали нефтяная компания "ЮКОС", как генеральный спонсор, компания СТА Мобил-Телеком и официальный перевозчик всех наших гостей - авиакомпания "Сибирь". 
Свои репортажи я пишу только исходя из своих личных впечатлений и реакции большинства зрителей. Разумеется, всегда присутствует часть случайно попавших на концерт или излишне пресыщенных, и их оценка может соответствовать пресловутому полупустому стакану. Хотя нужно очень постараться, чтобы концерт джаза был серым и неинтересным. На томской площадке, при таком продюсере, как Асхат, такого не происходит. 

Валерий РыбаковВалерий Рыбаков,
Томск

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service