| Выпуск #10 | 
    
      
        | Фольклорно-джазовый
        десант в Минске | 
       
      
         | 
       
      
        -Джазовые традиции - это
        богатство, которое нужно лелеять и холить. В
        теперешних невеселых условиях проводить большие
        сборные концерты и тем более фестивали -
        труднейшая задача. И все же традиции живут... 
        В самом конце февраля в Минске три вечера были
        отданы 6-му международному джазовому фестивалю.
        Его организаторами, как и пяти предыдущих, были
        руководитель Государственного концертного
        оркестра Беларуси Михаил Яковлевич Финберг и
        Министерство культуры. В этом году на фестиваль
        удалось привезти таких известнейших не только в
        СНГ, но и в Европе музыкантов, как Энвер Измайлов
        и молдавское трио "Тригон". Они, несомненно,
        внесли разнообразие и свежие краски в программу
        мероприятия, которое получилось, пожалуй, одним
        из самых удачных за последние годы. К сожалению,
        не смог приехать каунасский биг-бэнд, с которым
        уже была твердая договоренность, но винить в этом
        никого не приходится - ну, не смогли музыканты
        собраться, да и просто больных гриппом было
        много. Концерты, как и в прошлом году, проходили в
        клубе им. Ф.Дзержинского, к которому в народе
        давно и прочно "прилепилось" название "У
        железного Феликса", но по акустике, пожалуй,
        одном из лучших залов Минска. Кто только из
        джазменов в нем ни выступал в прежние годы -
        достаточно вспомнить незабываемые вечера
        импровизационной музыки Леонида Чижика... 
        Еще на пресс-конференции перед фестивалем Михаил
        Финберг сказал, что биг-бэнд под его руководством
        подготовил на этот раз совершенно новую
        программу, состоящую из оригинальных
        аранжировок, сделанных современными
        американскими джазовыми композиторами и
        присланных в Минск для оркестра. На первом же
        концерте все смогли услышать, что звучание бэнда
        действительно приобрело несколько иные краски. В
        новых композициях весь упор сделан на
        сыгранность групп духовых инструментов и
        виртуозность отдельных солистов, эта музыка
        имеет меньше общего с классическим свинговым
        репертуаром. Она сверхдинамична, напориста, а ее
        ритмический рисунок более типичен для стиля
        фьюжн. Надо сразу сказать, что бэнду Финберга в
        целом такие аранжировки подходят больше, чем
        традиционный свинг, - звучание оркестра стало
        более ярким, цельным и современным. Скорее всего,
        дело заключается в том, что большинство солистов
        сами тяготеют к фьюжн-манере исполнения - это
        видно и по сольным эпизодам, и по их выступлениям
        в малых составах. 
        После финала последней композиции стало понятно,
        чего все-таки не хватает этим вещам: лиризма. Они
        почти все играются на предельной громкости и
        темпе и очень редко дают возможность слушателю
        "прийти в себя", отдохнуть на медленных
        мягких эпизодах. Большое количество сложных соло
        на фоне столь же непростых мощных оркестровых
        пассажей просто требуют порой какой-то разрядки.
        Правда, во второй день, когда за фортепиано сел
        старейший и лучший пианист оркестра (да и,
        пожалуй, всей Беларуси) - Аркадий Эскин, а на сцену
        вышла еще и струнная группа, картина изменилась.
        Прозвучали красивые лирические мелодии, в том
        числе "Wave" Антониу Жобима и собственная
        пьеса Эскина "Испанские напевы"; бэнд мало
        играл tutti, а только расставлял акценты отдельными
        выразительными фразами. Аркадий Борисович,
        который очень скоро будет отмечать свое
        шестидесятилетие, играл легко и свободно,
        буквально порхал по клавиатуре, и его изящная
        манера как нельзя лучше соответствовала
        настроению зала. Звучание струнных было хорошо
        сбалансировано с ритм-группой, да и со всем
        остальным оркестром, и придавало общему саунду
        плавность и мягкость.  
        Этот имидж оркестра показался мне все же очень
        интересным, хотя второй концерт был явно
        бенефисом Эскина, и бэнд не "разворачивался в
        полную силу". Думаю, поклонники обоих
        вариантов здесь разделятся во мнении, но главное,
        что есть из чего выбирать. Кстати, в первом
        концерте из солистов особо хотелось бы выделить
        Дмитрия Бударина (тромбон) и Сергея Антишина
        (гитара). Они, не уступая остальным в
        виртуозности, оба обладают в нужной степени
        свингом и чувством меры. Гибкость фразировки и
        игра с ритмом в их соло - это та "изюминка",
        без которой любой джазовый стиль становится
        маловыразительным. 
        Однако перейдем к гостям фестиваля. Трио
        гитариста Энвера Измайлова из Крыма (Рустем Бари
        - конги, бонги, перкуссия; Наркет Рамазанов -
        сопрано-саксофон, флейта) играло музыку, густо
        замешанную на среднеазиатском и балканском
        фольклоре, но то, КАК они это делали, заставляло
        публику просто подпрыгивать от восторга в
        креслах. Про Энвера и его необычный, уникальный
        стиль в журнале уже писали неоднократно, хочу
        только добавить, что он, как и его коллеги, -
        настоящие артисты, а не просто музыканты. Их
        мимика, жесты, весь облик во время игры настолько
        точно соответствуют духу музыки, что слушателя
        буквально "затягивает" в эту звуковую
        карусель.  
        Похоже, что сами исполнители (особенно Рустем)
        получают от концерта чуть ли не больше
        удовольствия, чем зрители, а свобода обращения
        Измайлова со своими гитарами вообще находится на
        грани возможного. Техника и содержание у него не
        входят в конфликт друг с другом, а находятся в
        гармонии. И хотя он - явно выраженный лидер в трио
        и иногда даже остается надолго один на сцене, его
        партнеры тоже много солируют и владеют как
        фольклорными, так и джазовыми приемами игры.
        Очень понравились моменты, когда Рамазанов брал
        в руки флейту - восточная музыка в исполнении на
        этом инструменте завораживает и почти
        гипнотизирует. Интересно, что почти все их пьесы
        были весьма длинные - минут по 9-10, но ни одна не
        показалась затянутой - это свидетельство удачных
        отработанных аранжировок, когда внимание
        слушателя вовремя переключается от одного
        музыканта к другому или от темы к импровизации и
        обратно. 
        Очень похожие слова можно сказать и о группе
        "Тригон", показавшей весьма серьезную и
        интереснейшую с композиционной стороны
        программу. Разница заключается в том, что если у
        Измайлова главное - виртуозность и восточный
        колорит, то у "Тригона", как мне  показалось,
        упор сделан на внутреннюю звуковую драматургию и
        "выстроенность" композиций. При этом их
        импровизационная техника впечатляет - Анатолий
        Штефанец владеет струнным альтом настолько
        здорово, что свободно использует прием
        пиццикато... левой рукой, что выполняют очень
        немногие классические музыканты. 
        Барабанщик Олег Балтага обладает, похоже,
        врожденным чувством ритма - он управляется с
        обычной ударной установкой наравне с ксилофоном,
        набором маленьких барабанчиков, настроенных в
        гамму, и другой перкуссией с легкостью и без
        малейшего напряжения. Суперсложные
        полиритмические фигуры в его исполнении звучат
        естественно и так просто, что хочется выйти
        самому и попробовать - а вдруг получится?! 
        Басист Сергей Тестимицяну играет на редкой
        шестиструнной бас-гитаре (как у Джона Патитуччи),
        причем делает это и тэппингом (обеими руками на
        грифе), как Измайлов, и классическим способом, и...
        положив гитару на колени, имитирует звучание
        венгерских цимбал. В целом это трио одной своей
        чертой напоминает (не самой музыкой) знаменитый
        коллектив Ганелин-Тарасов-Чекасин: они тоже все
        время - только солисты. Композиции же их
        представляют собой собственные аранжировки, в
        основном, сделанные на основе народной
        молдавской музыки, но сильно переработанные в
        стиле world jazz. Каждая пьеса разворачивается в
        небольшое представление, где инструменты
        мечтают, танцуют, зовут... этот джаз слушатель
        переживает прямо как театральное действие. 
         Из малых минских составов, выступавших на
        фестивале, очень приятное впечатление оставил
        ансамбль п/у В.Белова (бас-гитара) из Университета
        культуры. Они играли стандарты, но с
        использованием современных джазовых
        ритмических схем. Вокалистка Евгения Летун,
        исполнившая вместе с ними несколько песен на
        эллингтоновские темы, сегодня, пожалуй, стала
        самой перспективной молодой джазовой певицей в
        Минске. На прошлом фестивале она пела почти в
        чисто эстрадной манере, а в этот раз в ее вокале
        был и свинг, и чувство стиля. Голос у Евгении
        очень джазовый - глубокий, чувственный, с хорошим
        диапазоном, но вот только еще не поставлен так,
        как хотелось бы. Переходы с верхнего в самый
        нижний регистр даются ей пока с трудом, но
        нелишне будет заметить, что этим приемом вообще
        мало кто сейчас пользуется - это нелегко. Будем
        ждать следующих ее выступлений с нетерпением. 
        Ансамбль п/у Максима Лоскутова (ф-но) - чисто
        молодежный состав. Он, насколько я понял,
        дебютировал на мероприятиях такого уровня и в
        целом справился со своей задачей успешно -
        несколько пьес собственного сочинения в
        современном джаз-рок-фьюжн стиле были довольно
        интересны с музыкальной точки зрения, а
        исполнение - не форсированным, как у другого
        комбо - басиста Александра Калиновского. Этот
        квинтет, состоящий из солистов оркестра Михаила
        Финберга (Дмитрий Бударин - тромбон, Игорь Мишура
        - альт-саксофон, Андрей Славинский - ударные,
        Сергей Александров - клавишные), наглядно
        продемонстрировал основной недостаток
        большинства белорусских джазменов - они пытаются
        "взять" слушателя главным образом напором,
        техникой, яркой формой. Все музыканты из квинтета
        - отличные профессионалы, и темы их пьес,
        сделанные Калиновским и Александровым, были
        неплохи, но... их развитие превращалось в некий
        стандартный процесс с использованием заученных,
        "обыгранных" ходов, а ритмическая поддержка
        тоже грешила однообразием. 
        Стиль фьюжн - вообще очень опасная штука, чего
        многие современные джазмены не осознают. Если в
        традиционном джазе для успеха в принципе
        достаточно красивой мелодии и небольшого
        чувства свинга, то во фьюжн никак не обойтись без
        большой свободы импровизаций, вариаций темпа, а
        также солистов разного плана, которые
        разнообразят общий саунд своей неповторимой
        манерой. Элементарный пример - группа Пата
        Мэтини. Там контрастируют манеры самого Пата и
        его клавишника Лайла Мэйса (а порой еще и
        добавляется "парящий" вокал), все время
        создавая напряжение и тут же разрешая его
        ритмическими перебивками и сменами настроения. И
        именно в этом постоянном внутреннем разрешении
        музыкальных конфликтов и заключается прелесть
        фьюжн. На прошедшем же концерте группа
        Калиновского только и делала, что держала
        аудиторию в напряжении, почти никак не пытаясь
        отойти от накатанного образа. 
        Подведем итоги: фестиваль был действительно
        международным, действительно разноплановым и
        полистилистическим. Удовольствие от концертов
        получили люди с разными музыкальными вкусами, в
        чем, собственно, и заключается смысл любого
        фестиваля. Об отсутствии гостей из дальнего
        зарубежья можно, конечно, долго рассуждать, но
        давайте будем реалистами - на сегодняшний день
        было сделано то, что можно было сделать. Никому не
        возбраняется попробовать сделать по-другому. | 
       
      
         | 
       
      
        | Тотальный джаз
        Вячеслава Ганелина | 
       
      
         | 
       
      
         Много
        лет прошло с того времени, как маэстро Ганелин
        приезжал с концертом в Минск. С 1987 года Вячеслав
        живет в Израиле, так что любители джаза со стажем
        уже и не надеялись на такую встречу (нынче ведь и
        Бутмана из Москвы, и Чекасина из еще более
        близкого Вильнюса никак не заманить). Ну а те, кто
        начал слушать джаз в конце 80-х - начале 90-х, и вовсе
        слабо себе представляли, чего они были лишены.
        Когда-то джазовый импровизационный авангард в
        исполнении трио Ганелин-Тарасов-Чекасин был
        притчей во языцех у всех советских джазфэнов -
        его или беззаветно, всем сердцем, принимали, или
        столь же страстно отвергали. Не наблюдалось
        только равнодушных, что, собственно, и есть
        показатель подлинности стиля. 
        Сольный концерт Вячеслава Ганелина в Минске 25
        февраля показал, что музыкант и композитор
        совершенно не утратил былой класс, напротив -
        перед нами предстал джазмен, мыслящий
        концептуально и излагающий свои идеи не просто
        свободно и непринужденно, но с поистине
        симфоническим размахом и глубиной. И дело даже не
        в большом количестве инструментов (рояль,
        синтезатор, ударные, различная перкуссия), с
        которыми он одновременно управлялся, а в
        построении композиций и их развитии. Если в трио
        он зачастую занимался чистым
        экспериментаторством, пробуя каждый раз новый
        прием или неожиданный ход, то сейчас простая игра
        оригинальных идей уступила у него место более
        глобальной задаче - потоку музыкального
        сознания, впитавшему в себя все возможные стили,
        идеи и концепции. Старой осталась, быть может,
        только внешняя форма - развитие простой мелодии
        или даже элементарного созвучия к своему
        пределу, практически до разрушения и затем...
        рождения из экстатического биения звуков нового,
        нежного и чистого мотива. 
        Это нелегкая для слушателя музыка - она не дает
        расслабиться почти ни на одно мгновение. Только в
        первые секунды рождения нового простого
        звукового образа напряжение чуть ослабевает, но
        сразу же возвращается обратно и решительно
        изгоняет чуждые мысли, не относящиеся к моменту
        исполнения. Бывает музыка, которая легко
        совмещается с каким-то посторонним занятием,
        другая допускает только частичное отвлечение от
        ее сути, Ганелин же играет тотальный джаз - вы
        вынуждены погрузиться в него целиком, без
        малейшего исключения. В этом заключается родство
        этих композиций с традиционной классикой,
        несмотря на внешнюю непохожесть, - на концерте
        можно было видеть несколько бабулек вполне
        академически-филармонического вида, которые
        поначалу всем своим видом выражали недоумение,
        но к началу второго отделения даже начали вместе
        со всеми аплодировать наиболее эмоционально
        сыгранным местам. (Вообще, минская публика -
        явление уникальное, и об этом можно делать
        отдельную статью. Мало где еще можно встретить
        аудиторию, с одинаковым энтузиазмом
        воспринимающую в одном концерте диксиленд
        вместе с самым разнузданным фри-джазом.) Но это
        так, к слову - Ганелин сейчас играет даже не
        фри-джаз, а нечто более "продвинутое", но
        полный зал филармонии (800 с лишним мест) - простое
        доказательство того, что настоящая музыка любой
        степени сложности всегда найдет своих
        слушателей. 
        Нужно заметить, что концерт не был чисто сольным -
        во втором отделении с Вячеславом на сцену вышел
        литовский ударник Аркадий Готесман и... аналогий
        с дуэтом Ганелин-Тарасов не получилось. Аркадий
        очень тонко и точно аккомпанировал и вовремя
        подхватывал импровизации своего коллеги,
        облегчая тому контакт с залом, в отличие от
        Тарасова, который всегда стремился только
        солировать. В конце концов, публика даже
        затребовала обоих музыкантов несколько раз
        "на бис" и, полностью удовлетворенная,
        разошлась. Но не вся. Оставшиеся на
        пресс-конференцию журналисты засыпали Вячеслава
        вопросами, ответы на которые мы не приводим по
        очень простой причине - почти все они повторяют
        тему интервью с маэстро, взятое у него два года
        назад на "Славянском базаре" в Витебске и
        опубликованное в 1-м номере "Джаз-квадрата".
        После Минска Ганелин выехал с концертами в
        Могилев, а затем - в Санкт-Петербург. 
         
        P.S. Отдельная благодарность фирмам "Класс-клуб
        джаскрафт", "Алатан-тур", а также
        авиакомпании "El Al" за то, что они дали всем
        возможность вновь услышать легенду литовского
        джаза.
          Евгений Долгих 
          Фото Виктора Зайковского 
         
         | 
       
      
         | 
       
      
        | На первую
        страницу номера | 
       
     
     |