502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 38
2004

Джаз у Белого моря
В Архангельске прошел традиционный международный фестиваль "Дни Джаза 2004"

A'Cappella ExpreSSSБолее ожидаемых фестивалей, чем "Дни Джаза", в традиционно фестивальном Архангельске не существует. Солидно обросший многолетними традициями и, как бутылка хорошего коньяка, с каждым годом лишь приобретающий новый штрих к своему богатому букету, этот, наверное, самый северный в России праздник джазовой музыки ждут по-настоящему, - причем как музыканты, так и зрители. Провести последние выходные сентября под звуки вечно молодого джаза пришло в Архангельский городской культурный центр более полутора тысяч человек. Фестиваль еще раз доказал, что является подлинным брэндом Архангельска - наравне с портом, лесом, Соловками, Северной Двиной и Ломоносовым. 
Первый день фестиваля стал детским - это одна из давних традиций архангельских "Дней Джаза", которая отличает его от других фестивалей. В этом году он носил название "Джаз-эстафета" и прошел под патронатом архангельской мэрии. Блеснули местные коллективы, - детский джазовый оркестр Владимира Васильева и ансамбль юных гармонистов "Варавушка", участники которого, выйдя на сцену в красных народных косоворотках, выдали на своих инструментах джазовые вариации с ярким фольклорным привкусом. Ну где еще юные музыканты могут получить такой творческий старт, как не на архангельском фестивале - например, девятилетнему пианисту Роме Данилогорскому аккомпанировали такие мастера, как барабанщик Олег Юданов и контрабасист Николай Клишин. А ставший уже легендарным московский ансамбль юных джазменов "Джаз-Пик" под руководством колоритного бородача-преподавателя Петра Петрухина вообще стер в сознании слушателей границы возрастные границы между начинающими новичками - и уже вполне сложившимися музыкантами. В общем, как выразился ведущий фестивальных концертов, известный московский джазовый критик Владимир Каушанский, все это - "джаз на вырост". 
- В прошлом году мы проводили в Марфином доме концерт детской школы искусств №31, который назывался "Когда не хватает джаза", - рассказывает начальник отдела культуры департамента образования, культуры и спорта мэрии Архангельска Любовь Земских. - Мы поняли тогда, что его нам действительно не хватает, и тогда было принято решение тесно сотрудничать с фестивалем "Дни Джаза". Ведь наш город неразрывно связан с этой музыкой, у нас огромный ресурс, который мы можем развивать и демонстрировать. Дети очень любят эту музыку - тем более, когда на сцену начинающего музыканта выводит мастер. Мы пригласили в Архангельск замечательный детский ансамбль "Джаз-Пик" из Москвы - убеждена, что и город, и наши юные музыканты получили великолепный подарок! Мы намерены продолжать сотрудничество с фестивалем и в дальнейшем.
Второй день фестиваля даже по построению его программы стал очень неожиданным и экспериментальным. Три совершенно разные по звуку и жанру коллективы - московский вокальный секстет A'Cappellа ExpreSSS, японские мульти-медиа экспериментаторы EXIAS-J и архангельская группа Blind Vandal, исполняющая тяжелый прогрессив-рок с джазовым привкусом - смогли во время своих выступлений практически ни на минуту не утрать зрительского интереса. A'Cappellа ExpreSSS не зря называют лучшим а-капельным джазовым ансамблем Европы, ребята необыкновенно обаятельны и на сцене и в жизни, и, конечно, невероятно профессиональны - они мастерски заставили публику Архангельского городского культурного центра подпевать вместе с ними и известные джазовые стандарты, и "Подмосковные вечера", которые также оказались таковыми в исполнении этой московской шестерки. Вообще, на фестивале особо бросилось в глаза, что публика "Дней Джаза" заметно помолодела - вот вам и прямой результат детских концертов! 
EXIAS-J Именно молодежь с особым восторгом восприняла мультимедийную медитацию в стиле фри-джаз, представленную на фестивальной сцене авангардным японским коллективом EXIAS-J, приехавшим в Архангельск по приглашению японского "папы" "Дней Джаза", известнейшего продюсера Тэруто Соэдзима. Пожалуй, именно продвинутые гости из Страны Восходящего Солнца, напомнившие публике о том, что когда-то архангельский джазовый форум имел репутацию главного фри-джазового фестиваля в России, стали фаворитами этого дня. Венчал же каждый фестивальный день традиционный сейшн в джазовом ресторане "Амадей", где оказались возможными самые невероятные сочетания музыкантов на сцене. В конце концов на нее вышел и запел даже Каушанский!
Ну а заключительный фестивальный день был отдан звездам классического джаза, неимоверно яркого, эмоционального и местами сентиментального. Известнейший мастер джазовой гитары Алексей Кузнецов собрал под своим руководством на сцене настоящую супер-группу, в которой приняли участие певица Светлана Рубинина, молодой, но уже известный саксофонист Константин Сафьянов, пианист Евгений Лебедев, а также архангельские музыканты барабанщик Олег Юданов и контрабасист Георгий Стрелков. Московско-архангельская сборная, образовавшаяся перед самым началом фестиваля, выдала, пожалуй, все, чем славится традиционный джаз.
- Джазовый концерт ведь всегда во многом импровизация, - убежден мэтр Кузнецов. - Это как разговор, который неизвестно к чему может прийти. Сегодня мы говорили много и по-разному - соло, дуэтом, трио, квартетом. Прекрасная поддержка опытнейших архангельских музыкантов, а молодые внимательно слушают и тоже вступают в разговор. В общем, мы отлично поговорили! 
Владимир Туров и Игорь БутманВо втором отделении в зале снова яблоку не было места упасть - люди стояли в проходах, ловя каждый пассаж устроивших на сцене подлинный фурор музыкантов биг-бэнда Игоря Бутмана. Он приехал в Архангельск в форме олимпийской сборной России - еще совсем недавно его квартет выступал для наших спортсменов в Афинах. Один из лучших инструменталистов планеты, Игорь Бутман стал, пожалуй, самым ожидаемым гостем нынешних "Дней джаза". По собственному признанию, впервые он побывал в Архангельске в составе оркестра Олега Лундстрема, где он был тогда самым молодым музыкантом. 
- Сам Володя Резицкий, инициатор проведения "Дней Джаза", был человеком, более тянущимся к современным разновидностям джаза, поэтому фестиваль раньше более тяготел к фри-джазу. Резицкий был совершенно выдающимся человеком, он все делал просто супер. Но нынешний директор фестиваля, глава архангельского Фонда развития джаза Владимир Туров, расширил его рамки, он приглашает больше музыкантов, играющих мэйнстрим, - тот же Алексей Кузнецов, да и нас тоже не назовешь большими авангардистами. Я считаю, что это правильно, и должно быть разнообразие, хотя сам я остаюсь скорее приверженцем традиционного джаза. Архангельский фестиваль развивается, завоевывает все больший авторитет, я знаю, что многие музыканты мечтают сюда попасть. И мне известно, как тяжело сделать настоящий праздник, фестиваль высокого качества. Музыка вообще должна быть высокого качества, должна нести какое-то послание - только тогда воспитывается публика. Уровень "Дней Джаза" растет с каждым годом, думаю, через какое-то время фестиваль станет одним из лучших в стране!

Тэруто Соэдзима, японский джазовый продюсер: "Все новое прекрасно по определению!"

Тэруто СоэдзимаЭтому почтенному седовласому японцу - 73 года. Он известен далеко за пределами Страны Восходящего Солнца как главный пропагандист и тонкий знаток современного японского джаза. 15 лет назад, загоревшись от Владимира Резицкого идеей архангельского фестиваля "Дни Джаза", он стал не только постоянным партнером этого международного джазового форума, каждый год привозящего в Архангельск самых интересных джазовых исполнителей своей страны, но и организатором концертного тура джаз-группы "Архангельск" в Японии. Приезд Тэруто Соэдзима на "Дни Джаза 2004" ожидался с нетерпением - личность он поистине легендарная. Архангельская публика аплодировала ему, словно звезде первой величины.

Соэдзима-сан, наверное, вас по праву можно назвать одним из "крестных отцов" архангельских "Дней Джаза". Можете ли вы сегодня вспомнить, как вы познакомились с Владимиром Резицким и впервые попали на наш фестиваль?

- Конечно. Впервые мы повстречались с Владимиром Резицким в 1988 году на московском джаз-фестивале. Он тогда даже по-английски не говорил, - но мы отлично поняли друг друга на уровне наших сердец. После этого я вернулся в Японию, и вдруг, через полгода, я получаю приглашение от Резицкого приехать на архангельский фестиваль. Конечно, мне было очень интересно посетить север России, - я ведь тогда даже не мог себе представить, что здесь может существовать такой большой и серьезный джазовый фестиваль! Я приехал в Архангельск в 1989 году, взяв с собой своего коллегу, владеющего русским языком. Помню, Резицкий проявил огромное гостеприимство по отношению к нам, он пригласил нас и на следующий фестиваль, попросив меня привезти с собой кого-то из японских джазменов. Вообще, не так легко привезти в Россию японских музыкантов - один проезд чего стоит! Но это было время перестройки, и множество японцев интересовалось всем, что связано с вашей страной, многие музыканты мечтали попасть в Россию и просто поиграть для вашего зрителя. Так начались наши постоянные контакты с архангельским фестивалем - в этом году я у вас уже в пятый раз!

Как бы вы оценили нынешний уровень нашего архангельского фестиваля, его место на современной мировой джазовой карте?

- Когда я впервые оказался в Архангельске, меня просто поразил масштаб "Дней Джаза", уровень его участников, когда на одной сцене с начинающими музыкантами выступали такие гранды, как Владимир Чекасин, Владимир Тарасов, и другие. Я понял, что источником новых тенденций в джазе являются не только признанные центры, такие как Москва и Петербург, но и Архангельск. Ваш город - важный центр мировой джазовой культуры. В 2001 году я узнал о смерти Резицкого и предположил, что и "Дни Джаза" прекратят свое существование. К счастью это не так - фестиваль продолжает жить, благодаря усилиям Владимира Турова. И меня это необыкновенно воодушевляет, ведь Архангельск, без громких слов, стал для меня вторым домом, второй родиной! Резицкий как-то сказал мне: "Господин Соэдзима, вы занимаетесь современным джазом, и в ваших силах помочь осуществлять джазовый обмен между нашими странами!" Действительно, на тот момент, когда мы с ним познакомились, ни один российский джазовый коллектив еще не выступал в Японии. Единственный случай был году в 1989 или 1990-м, не помню точно, когда три известных японских музыканта пригласили к нам трех мэтров российского джаза, Курехина, Чекасина и Тарасова. Но тогда был просто джем - в нем участвовало еще два американца и четыре японца, ни о какой презентации нового русского джаза говорить не приходилось. Я же хотел представить японской публике чисто русский коллектив, актуальную джазовую музыку вашей страны. И я представлял джаз-группу "Архангельск" в моей стране как настоящий русский авангардный джаз - мне удалось организовать 20 концертов этого коллектива в Японии на протяжении 25 дней. Японская публика принимала группу необыкновенно тепло!

Современная Япония, является, с одной стороны, страной весьма консервативной, крайне бережно относящейся к своим многовековым культурным традициям, с другой - родиной, наверное, наиболее радикальных форм мирового музыкального авангарда, в том числе и джазового. В чем причина этого явления? Нет ли в этом некоего противоречия?

- Это, конечно, только мое мнение, но мне кажется, что если какая-то культура, или просто место на Земле, имеет по-настоящему глубокие, древние традиции, оно автоматически будет абсолютно развитым в смысле авангарда. Именно наличие таких традиций - залог поступательного развития культуры, фактора, который вообще делает это возможным! На пустом месте прогресс невозможен! Например, как вы знаете, есть такой древний японский город, Киото. Но если вы там окажетесь, вы увидите огромное количество современных зданий, выполненных в русле самых авангардных архитектурных течений. Очень яркий контраст - наряду со старинными храмами и традиционными садами камней вы встречаете абсолютно актуальный конструктивизм! Еще одна причина того, о чем вы говорите, на мой взгляд, то, что с 60-х годов наша культура многое имитировала, заимствовала из современной американской культуры, японцы, например, пытались петь как американские исполнители. Но человеческая природа сама по себе различна, у нас масса культурных отличий, Япония и Америка - совсем не одно и то же. Поэтому наиболее творчески настроенные японские музыканты хотели, на основе полученной извне информации, создать свою собственную культуру, свой собственный стиль, свой джаз. Они действительно многому учились - начиная с классической европейской музыки, через собственные традиции, замешивая все это на общемировом джазовом духе. В итоге это привело к созданию собственного, узнаваемого стиля. Подтверждение этой мысли я не раз слышал от Сергея Курехина. Он мне сказал как-то: возьмите т.н. русский балет или русскую оперу - ведь на самом деле свои истоки они имеют в европейской культуре, они действительно пришли к нам из Европы! При этом он подчеркивал, что хочет, опираясь на это, синтезировать подлинно русскую культуру, и представить ее миру. В этом мы с ним очень хорошо друг друга понимали - мы шли и идем до сих пор одним и тем же путем.

Как бы вы охарактеризовали творчество группы EXIAS-J? Почему именно этот коллектив вы предложили пригласить на "Дни Джаза 2004"?

- Все музыканты этого коллектива, исключая барабанщика, представители нового поколения японского фри-джаза. Причем помимо джаза, у каждого из них есть свои интересы в музыке, например, гитарист Такуо Таникава серьезно изучал классическую гитару. То, что они делают все вместе - это новое музыкально-сценографическое искусство XXI века. Только их барабанщик является представителем современного джаза прошлого столетия - ему уже 60 лет! Этих музыкантов объединяет глубочайшее проникновение в музыку, которую они делают вместе. Я привез EXIAS-J по двум причинам: во-первых, в России любят подобные проекты, объединяющие музыку и мультимедиа, представления, включающие в себя танец, видео-арт, и т.д. На примере представлений Резицкого, Чекасина и Курехина я это не раз видел. Приезд этого коллектива помог организовать Японский Фонд культуры, хотя подобная помощь, конечно, случается не всегда - часто приходится платить и из собственного кармана. И хотя мне сложно делать какие-то рекомендации, уверен, что многие японские группы потенциально могут быть интересны русскому зрителю. Вторая же причина - эти музыканты сами очень хотели побывать в России. 

Вы человек весьма почтенного возраста - и при этом один из главных экспертов самых современных, авангардных и прогрессивных направлений джаза. Чем вы сами это объясняете?

- Вы знаете, для меня самого это большая загадка! Попробую ответить. Мне было всего 15 лет, когда закончилась Вторая Мировая война. К тому времени я получил образование, связанное исключительно с войной - это была чистейшей воды реализация политики японского милитаризма. Нас учили умирать за японского императора - нам говорили, что это единственное предназначение вашей жизни. К примеру, наше поколение не могло слушать ни американскую, ни русскую, ни какую-то другую музыку - ведь все это была музыка наших врагов. Мы могли, правда, слушать германскую музыку - наши страны тогда дружили. За интерес к джазу военная полиция Японии в то время могла вас просто взять и арестовать! После же войны произошел поворот на 180 градусов - я помню, с какой радостью и эйфорией я гулял по зеленым полям Японии, не задумываясь о том, куда я пойду и что я буду делать. Я был абсолютно убежден, что все новое прекрасно по определению! С тех пор девиз моей жизни - "Смотри вперед!"

Алексей М. Шептунов
специально для "Полного джаза"

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service