Выпуск #13, 2005
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
"Уральский диксиленд":
"Играть диксиленд сложно, потому что отдаешь много сил" |
|
Пару месяцев назад в интервью челябинской радиостанции "Студия 1" один
из самых популярных и концертирующих отечественных джазовых музыкантов
пианист Даниил Крамер заметил: "Челябинск - джазовый город, и это
слышно". Продолжая его мысль, добавлю: Челябинск - джазовый город, и это
видно. Здесь есть джазовые музыканты, и их появление на большой сцене
для местной публики - событие. 19 марта в зале челябинской филармонии с
сольным концертом выступил "Уральский диксиленд Игоря Бурко". Казалось
бы, "Диксиленд" и его музыкантов мы видим и слышим практически на каждом
джазовом мероприятии. Совсем недавно, в декабре прошлого года, в театре
драмы чествовали юбиляра Бурко. Однако стоило филармонии повесить афиши
с простым и знакомым каждому меломану призывом "Хэлло, Сачмо!",
челябинцы стремительно скупили билеты. Коллектив, на самом деле, любим
местной публикой. Джаз, который играет "Уральский диксиленд", вполне
гармоничен и оптимистичен, а потому понятен простому уральскому сердцу.
Игорь Бурко умеет создать праздник. Драматурия концерта незамысловата:
шесть человек в элегантных черных смокингах исполняют один за другим
джазовые стандарты, репризы Бурко - а именно он ведет концерт -
лаконичны. Здесь важно другое - высочайший профессионализм исполнителей
и, главное, умение убедительно представить стиль диксиленда, как один из
самых драйвовых и живых. Как сказали бы музыковеды, коллектив абсолютно
аутентичен в выбранном направлении.
Повод для встречи - 105-летие титана джазовой сцены Луи Армстронга. А
это означало, что репертуар будет состоять из "золотых хитов", услышать
которые всегда чрезвычайно приятно. Кроме того, Игорь Бурко выдержал
хорошую "театральную" паузу - шесть лет! - не "выпуская" "Диксиленд" на
сольный концерт ровно с тех пор, когда коллектив окончательно вернулся с
многолетних гастролей по Голландии. Словом, все, что было необходимо
сделать, чтобы обеспечить полную зрительскую явку, профессиональный
шоумейкер Игорь Бурко выполнил. Зал был полон, слушатель восторжен,
плэй-лист ожидаем. Со плаката нам белозубо улыбался Армстронг, на сцену
легко и быстро вышли Игорь Бурко (труба), Алексей Тимшин (кларнет,
тенор-саксофон), Наиль Загидуллин (тромбон), Валерий Сундарев (банджо,
электрогитара), Владимир Риккер (контрабас) и Борис Савин (барабаны) и
без лишних слов отыграли добротную порцию традиционных для себя и для
своего направления пьес - "South Rampart Street Parade", "Moon Glow", "Lady,
Be Good" и др. Большая часть из них была записаны "Диксилендом" лет 10
назад в Голландии, а затем издана несколькими дисками. На концерте
музыканты предпочли не экспериментировать с аранжировками этих
произведений. И поскольку "голландские" пластинки я, благодаря своей
джазовой радиопрограмме, знаю практически наизусть, то интересно было
слушать не интерпретацию стандартов, а то, как изменилось звучание
секстета. Ведь с того времени сменились саксофонист, тромбонист, не
стало рояля.
В общем, первое отделение концерта отдало дань уважения творчеству
самого коллектива. Публика "разогрелась" до нужного настроения и
предвкушала песни и пьесы великого Сачмо. Выйди тогда он на сцену и
сыграй с Игорем Бурко в дуэте, наверное, никто бы и не удивился. Но звук
трубы Армстронга заменила напористая и яркая труба Бурко, уютно "хрипел"
вместо Луи Борис Савин, последовательно лились самые известные
произведения, некогда исполнявшиеся легендарным трубачом: “New Orleans”,
“Basin Street Blues” и др.
В финале Бурко торжественно объявил "Cаrаvаn", вероятно, не подозревая,
что это будет далеко не последняя тема. Слушатель не хотел отпускать
"Диксиленд". Из зала раздались возгласы: люди выкрикивали названия
джазовых стандартов, требуя продолжения концерта. Скажу честно, такое
знание джазовой хрестоматии меня поразило. Все выглядело так, как если
бы мы жили не в Челябинске, а где-нибудь в Новом Орлеане. Что это было:
любовь к родным джазменам, американскому классику или желание продлить
праздник? Наверное, все вместе. "Диксиленд" с удовольствием внял
просьбам сыграть на бис. Последовали еще две пьесы и обещание о новом
скором концерте на той же площадке. Музыканты так же непринужденно, как
появились, ушли за кулисы, а зритель, довольный и взбудораженный,
двинулся в сторону гардероба. А я, пока музыкантов не одолела усталость
после двух с половиной часов шоу, побежала брать интервью. Хотелось
поймать это удивительное настроение диксилендовцев, которым они зарядили
народ в тот вечер.
Первым удалось "поймать" музыкального руководителя "Уральского
диксиленда" Валерия Сундарева.
Валера,
я хочу поздравить тебя с полным аншлагом и успехом концерта. Но, как мне
кажется, это был ожидаемый успех, ведь впервые за шесть лет своего
постоянного пребывания в Челябинске "Уральский диксиленд" выступил с
сольным концертом, без всяких "примесей".
- Это действительно так. Я вспоминал недавно, были сольники, но в этих
концертах принимали участие и другие члены нашего муниципального
учреждения культуры "Уральский диксиленд".
А что натолкнуло на такую идею? Жили себе спокойно. Шесть лет, семь
бы прожили и восемь…
- Открылся филармонический зал, и нужно пользоваться тем, что в городе
появилась еще одна площадка, на которой можно давать полноценные
концерты. Не какие-то сборники-солянки в рамках того или иного
фестиваля, а просто сольно выступать.
Неплохо зная репертуар "Уральского диксиленда" и внимательно слушая
то, что вы сегодня играли, я обратила внимание, что исполняли вы своего
рода "The Best"…
- Мы решили сыграть то, что проверено на публике не первый год, и то,
что нам больше всего нравится исполнять.
В том числе "Cаrаvаn"? Не лукавя....
- Мы, кстати, не так давно играем эту пьесу в данной аранжировке. Не
знаю, кто ее сделал, потому что мы слушали какой-то оригинал, а снял ее
на наш состав Алексей Тимшин. И она еще не сильно нам надоела.
Из разряда таких же "нетленок" "Dream A Litlle Dream Of Me". Кто
аранжировал эту композицию? Почему-то Игорь Владимирович на концерте
долго готовил публику: дескать, не пугайтесь, сейчас парни запоют
хором…Но получилось же все стройно и красиво.
- Аранжировку написал Наиль Загидуллин, в полном объеме, с первой ноты
до последней, за исключением сольных фрагментов. Вокальную аранжировку
сделал он же. И мы, когда начали репетировать, ничего не поменяли: все
было грамотно и удобно для исполнения.
Знаешь, мне показалось, что гитара сегодня солировала меньше, чем
духовые. Это обусловлено самой стилистикой диксиленда?
- Почему, у нас все инструменты равные. Дело в том, что традиционный
диксилендовый состав, допустим, чикагского стиля предполагает еще
фортепиано. И, естественно, гармонические возможности у состава
расширяются неимоверно. А так как у нас нет фортепиано, приходится
обходиться одним гармоническим инструментом, и может быть, за счет этого
создается впечатление, что гитара меньше играет. На самом деле это не
так, у нас полнейший паритет.
Валерий Сундарев докурил сигарету и отправился на следующий концерт.
Через час уже с другим составом он должен был выступать в одном из
челябинских клубов. А Игорь Бурко, наконец, закончил общение с
восторженными слушателями, которые прорвались за кулисы, собрал трубу и
был готов дать интервью.
Игорь
Владимирович, разрешите внести свою лепту в поздравления. Концерт
получился по-настоящему успешным. Было заметно, что челябинская публика
истосковалась по сольным выступлениям "Уральского диксиленда".
- Одна из причин, почему мы так долго не давали такого концерта,
заключается в том, что в Челябинске до сих пор не было площадки, которая
бы устраивала нас по техническим, финансовым и другим показателям. Но
зато мы выступали сольно в других городах - в Тольятти, Томске. Сегодня
мы сами получили удовольствие от концерта. Мы не ожидали, между прочим,
что будет такой ажиотаж. Думаю, что то, что мы сегодня начали, будем еще
продолжать.
Получается, что вы вернулись в родные пенаты… (Много лет назад, в
70-е, "Диксиленд"работал под крылом Челябинской областной филармонии -
Н.Р). На вашем юбилее в декабре прошлого года Владимир Фейертаг
предложил мне тему для статьи в свой джазовый альманах: почему стиль
диксиленда в таком высоком качестве сохранился именно в Челябинске и
почему он столь популярен. Так вот, этот вопрос я хочу адресовать вам.
- Ну, во-первых, я челябинец, я создавал этот "Диксиленд", я предан
этому стилю, хотя работал и в биг-бэндах, и в шведских составах, и
прочая. Диксиленд - не такой легкий жанр, как может показаться на первый
взгляд. Играть диксиленд сложно, потому что отдаешь много сил. Ты
постоянно должен что-то изображать на трубе, выкладывать душу. Я думаю,
ярче всего это можно выразить в диксиленде.
Кстати, к вопросу о стиле. Как оставаться свободным в рамках
достаточно архаичного стиля? Вы же себя вполне комфортно чувствуете.
Ведь сейчас в России существует не больше десятка диксилендов.
- Дело в том, что "Уральский диксиленд" всегда отличался от других таких
же составов. Я всегда стремился играть в "черной" манере, как играют
афроамериканцы. Это нормальная "махра", которая отсутствует у других
диксилендов. У нас в стране диксиленды чаще играют би-боп. С точки
зрения нот у них все грамотно, но нет души. Они просто играют музыку. А
публику не обманешь. Наши соло на концертах более традиционны, ближе к
стилю ранних диксилендов. Сегодня мы, например, играли старую пьесу "Kansas
City Stomp", она очень показательна в этом отношении. В ней мы
попытались воспроизвести звучание диксиленда, скажем так, годов 30-х. Мы
много работали за рубежом и обратили внимание на то, что в Европе тоже
мало диксилендов. Мы сумели пристроиться к условиям западного
музыкального рынка и продержались там, без малого, 11 лет. Вернулись
только потому, что уже хотелось домой, надоело говорить на чужом языке.
Говоря об успешности "Уральского диксиленда", Игорь Бурко слегка
поскромничал. Когда я выключила микрофон, он добавил, что через две
недели коллектив отправляется в Москву на фестиваль "Российские звезды
мирового джаза", что все четыре дня форума он будет участвовать в
концертах: художественный руководитель фестиваля Анатолий Кролл счел,
что "Уральский диксиленд" вполне вписывается в определение "звезда
российского масштаба". Там же, в Москве, секстет три дня будет выступать
в "Ле Клубе". И это прецедент в истории клуба, поскольку ранее в нем
диксиленды еще не играли. Насытив родной Челябинск звуками диксиленда,
коллектив под знаменем миссионера будет радовать раритетной традицией
другие российские города и веси, чтобы затем вновь соскучиться и с
триумфом вернуться.
Наталья
Риккер, Челябинск
радио "Студия 1",
программа "Джаз-тайм"
|
|
На первую
страницу номера |
|