| Хотя "MIDI-Альтернатива", основная 
        программа которой завершилась 31 мая, формально и не относилась к 
        джазовым фестивалям, не говорить о ней мы не можем - совесть не 
        позволит. Мощный, интересный получился фестиваль, не в последнюю очередь 
        благодаря месту проведения. Спасибо "Рустамушкам Интернейшнл" и "Длинным 
        Рукам" - в Москве открылся отличный авангардно-экспериментальный
        клуб "Дом", он же 
        (судя по вывеске) "Дом творчества". По планировке специально 
        выстроенного помещения, по общей атмосфере и вообще по всему "Дом" нам 
        представляется лучшим в своем роде клубом в Москве. Жаль, конечно, что 
        его программатор Николай Дмитриев так жестко заявляет, что там не будет 
        ни джаза, ни рока. Однако, как мы уже писали, авангардное крыло и того, 
        и другого там однозначно будет, равно как будет всяческий фольклор, 
        перпендикулярно-параллельное кино и другие радости жизни. Мы постараемся 
        адекватно освещать более или менее профильные мероприятия "Дома", не 
        впадая совсем уж в перпендикулярность, но и не отворачиваясь высокомерно 
        от того, что не есть джазовый мэйнстрим. В конце концов, никто не 
        обещал, что "Полный джаз" будет писать только о джазовом мэйнстриме. Так вот, об "Альтернативе". Там было множество очень интересных 
        выступлений представителей академического и "просто" авангарда - 
        российских (Сергей Загний, Ираида Юсупова, Игорь Кефалиди - композиторы, 
        Марк Пекарский, ансамбль Дмитрия Покровского и др. - исполнители), 
        американских (Дэниел Гуд, Джонни Рейнхардт и др.), австрийских и прочих. 
        Сам организатор и вдохновитель "Альтернативы",
        Дмитрий Ухов, говорит, что 
        оценивает фестиваль на четверку с двумя плюсами - "Альтернатива" прошла, 
        по его словам, "почти без неоправданных ожиданий, точнее - без 
        несбывшихся надежд".
 
  Мы 
        же, согласно специфике нашего журнала, должны выделить наиболее джазовую 
        часть "Альтернативы" - выступление 29 мая американского саксофониста 
        Майка Эллиса. Этот персонаж, заметно ожививший джазовую жизнь Москвы в 
        эти дни, заслуживает более подробного рассказа о себе. Его настоящая фамилия - Мордвинов, его отец был русским (известный 
        художник и книжный график), мать - шотландка, сам Майк родился и вырос в 
        Нью-Йорке. Ему 38 лет, он получил отличное джазовое образование 
        (бостонский колледж Беркли и манхэттенская Новая школа), провел семь лет 
        в Париже, пять - в Токио и только в прошлом году вернулся в родной 
        Нью-Йорк. В результате по-русски он не говорит вообще, зато в 
        совершенстве владеет французским и немного - японским. В Россию впервые 
        приехал в 1997-м, год спустя уже играл в Москве и Обнинске с ансамблем 
        Алекса Ростоцкого, а в этот раз приехал на целых пять недель с твердым 
        решением играть везде и со всеми. Так что, помимо "Альтернативы", в 
        ближайшие дни Майк Эллис играет в следующих местах: 3.06 - "Арбатский 
        дворик", с Борисом Прусаковым; 4.06 - "О.Г.И", с французским поэтом 
        Бруно Нивером; 5 и 6.06 - Санкт-Петербург, клуб JFC, с Андреем 
        Кондаковым, а с 14 по 29 - на
  "Джазовой провинции" в 12 городах России... Но вернемся к его 
        выступлению на "Альтернативе". Начать с того, что концепция этого 50-минутного действа была хорошо 
        продумана, но детали импровизировались - точнее, были отданы дирижером и 
        автором Майком Эллисом на откуп участникам. Участников же он набрал 
        непосредственно в Москве, хотя все свое действо подготовил еще у себя 
        встудии, в подвале своего загородного дома в Нью-Джерси. Основная часть 
        музыки - микс под названием "Alternatif" - представляла собой 
        космически-электронные побулькивания, перемежаемые чтением стихов 
        голосом Льва Рубинштейна и пением дуэта "Не Те" (записано Эллисом в 
        Москве год назад), пением тибетских монахов, голосами каких-то зверей и 
        прочими звуковыми деталями. Причем микс шел аж с двух компакт-дисков, 
        запущенных с отставанием друг от друга в несколько минут. Поверх звучали 
        саксофоны Эллиса - баритон, сопрано и
  сопранино 
        - и уфимца Олега Киреева 
        (тенор и сопрано), с которым Эллис крепко сдружился в Москве. Эллис и 
        Киреев располагались в разных местах: Олег - на галерейке, освещенный 
        лунно-голубым кругом прожектора, Майк - на сцене под идущей с галерейки 
        лестницей; по лестнице медленно, постепенно ускоряясь, спускалась 
        московская танцовщица Лена Лукьянчикова (из "Кинетического театра" Саши 
        Пепеляева), ставшая на "Альтернативе" подлинным лицом фестиваля (потому 
        что, раз появившись на сцене в первый день .получала одно приглашение 
        присоединиться за другим). Тем временем из публики поднимался 
        французский поэт Бруно Нивер и, надсаживаясь и взмахивая руками, читал 
        по-французски свои  стихи... 
        При этом все участники были строго одеты в черное и гримированы: у 
        Эллиса, Киреева и танцовщицы Лены лицо строго разделено по вертикали на 
        черную и белую половины, у Нивера лицо просто выбелено, но зато голова 
        повязана марсельско-пиратским черным платком. Плюс неизбежная игра света 
        (в "Доме" со светом, равно как и с его игрой, хорошо), плюс 
        космически-гудящий звук и впечатляющие динамические и драматургические 
        перепады. От бурной "собачатины" (так, напомним, музыканты называют 
        фри-джаз) через ревущий "индастриэл" к пронзительно-лиричным дуэтам 
        саксофонов - таков был диапазон этого сочинения-импровизации, в нашем 
        представлении ставшего одним из главных событий "Альтернативы". 
         30 
        мая в Интернет-кафе "Скрин", 
        что в московском окраинно-новостроечном районе Марьино, прошел 
        однодневный фестиваль в поддержку Белградского джазового фестиваля "Ring 
        Ring Beograd". По всему миру призыв югославских устроителей включиться в 
        поддержку своего мероприятия, в этом году проводящегося в бомбоубежищах, 
        поддержали в основном представители всяческого левого, маргинального, 
        авангардного и экспериментального искусства, так что в организованном 
        новоджазовым саксофонистом 
        Сергеем Летовым московском мероприятии в "Скрине" совершенно 
        закономерно поучаствовали и Борис Стучебрюков со "звучащими объектами", 
        и электронщики Юрий Орлов и Олег Молчанов, и рок-группа "Рада и 
        Терновник", и поэт-концептуалист Дмитрий Александрович Пригов, и сам 
        Летов, и вездесущий в эти дни Майк Эллис. Все это "двигалось, мерцало, 
        шевелилось" и транслировалось в Интернет в формате Real Video. Впрочем, 
        слушателей в зале было несколько меньше, чем музыкантов. 
         1 
        июня Майк Эллис с ансамблем 
        Алекса Ростоцкого и специальным гостем - саксофонистом из Уфы Олегом 
        Киреевым играл в клубе "Birdland". Ансамбль был тот же, что при сходных 
        обстоятельствах года назад: сам Ростоцкий - бас-гитара,
        Лев Кушнир - Rhodes Piano 
        и Эдуард Зизак - барабаны. Примерно таки же был и репертуар: завсегдатаи 
        клуба узнали даже некоторые авторские темы Эллиса, вновь исполненные в 
        этот раз, и охотно приобретали привезенные Майком из Штатов 
        компакт-диски с записью прошлогодних концертов. Олег Киреев и Майк Эллис 
        продемонстрировали впечатляющие саксофонные дуэты (два сопрано, 
        тенор-сопрано, сопрано-бартитон), а общий градус исполнения сравнительно 
        с прошлым годом заметно повысился. Временами даже хотелось произносить 
        английские термины, редко приходящие в голову в связи с выступлениями 
        отечественных музыкантов - groovy, funky и т.п. Переполненный клуб 
        принял музыкантов очень жарко, охотно подчиняясь выразительному 
        дирижированию Эллиса и хлопая в такт, а разошедшиеся музыканты ансамбля 
        Ростоцкого с каждым соло только повышали градус. Барабанщик Эдуард Зизак, 
        с виду всегда довольно спокойный и сосредоточенный, даже бросил в воздух 
        на своем последнем соло палочку (почти небывалое дело). И, наконец, еще пара сообщений - не связанных непосредственно с живым 
        исполнением, но важных для процесса в целом.Сообщение первое - от "Джаз-арт 
        клуба":5-й концертный сезон в "Джаз-арт клубе" закончился. У нас летние 
        каникулы, просим нас извинить. Открытие нового сезона - 17 сентября 1999 
        года. Hо мы позаботились о вас, и с 24 мая каждый понедельник в 11 часов 
        утра мы встречаемся с любителями джаза в программе "Репортаж из "Джаз-арт 
        клуба"" на радиостанции "Садко" (СВ, 1485 кГц или 202 м). В программах - 
        лучшее из того, что звучало на сцене клуба. Ведущие - Александр 
        Эйдельман и Hаталья Резничек.Кстати, "Джаз-арт клуб" не отказался бы от 
        нового помещения. Вот официальное объявление: Известный московский "Джаз-арт 
        клуб" арендует на длительный срок помещение,или рассмотрит предложения о партнерстве от владельцев кафе, 
        ресторана,Дома культуры, театра, кинотеатра и других помещений, дающих 
        возможность проведения клубных вечеров.Предложения по тел./факс 
        191-8320, 491-2109 (Александр 
        Эйдельман)
 Сообщение второе, тоже радостное (а для множества сиротеющих на 
        глазах джазовых радиослушателей - вдвойне). С 21 мая в московском 
        радиоэфире снова появилась старейшая джазовая программа на московском 
        FM-радио - "Джаз. Частная коллекция" 
        Михаила Иконникова. Слушать ее теперь можно по пятницам с 22 часов на 
        радио "Классика" (кто не знает - в московском FM-диапазоне 102,1 МГц). В 
        1997 г. Иконников получил за эту программу национальную премию имени 
        Александра Попова - высшую награду в российском радиовещании - по 
        категории "Тематическая программа". Даст Бог, очередной переход этой 
        программы с частоты на частоту (помнится, была она уже и на "101", и на 
        "Роксе", и на покойном "НСН") ничего не изменит в ней к худшему. |