502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #21 (31) - 2 июня 1999 г.
Слово
к читателям
Еще есть такая беда - впрочем, более чем свойственная национальному сознанию постсоветского средневзвешенного человека. Одновременное осознание себя как глубокой провинции, с самоуничижительным биением себя пяткой в лоб и издаванием саморазоблачительных воплей, содержащих слова "совок", "бардак" и "это только у нас может быть" - и невыносимое чванство тем, что у нас великая история, великая культура, болезненно великая духовность и вообще родина слонов. Доказать, что "мы" (надо полагать, все мы?) можем играть "не хуже американцев" - подсознательно доминирующая сверхзадача почти каждого российского джазового человека. Редкие исключения - те, для кого идея, содержание оказывается важнее воплощения, формы - только лишний раз подчеркивают этот тезис, потому что именно они-то в техническом плане, как правило, играют хуже этих самых американцев.
Характерный психологический феномен - полумистическое, полуфрейдистское отношение к гражданам Объединенных Государств (именно так в действительности называется государство севернее Мексики, но южнее Канады - название "Соединенные Штаты" нормально для русского языка XVIII века, когда его впервые на русский и перевели, но никак не для языка последних лет века XX). Любой американец, кем бы он ни был и каким бы он ни был, мнится одновременно как Чарли Паркер, Луи Армстронг, шеф очень богатой и совершенно безрассудной фирмы грамзаписи, оракул Божественной Бутылки по всем вопросам американской жизни, от просто эмиграции до обучения, желательно - халявного, в колледже Беркли, а заодно и как ответственный за бомбардировки смутно знакомой и не очень нужной, но невыносимо братской Югославии и олицетворение одновременно двух Биллов, Гейтса и Клинтона, и одной Моники. При этом "наши американцы", пусть и имеющие уже синие паспорта с одноглавой лысой птицей, пусть и добившиеся в американском джазе некоторых кое-каких успехов (Бутман, Борис Козлов, Сипягин, Пономарев и т.п.), представляются американцами как бы не совсем настоящими, поддельными, второсортными - но все равно американцами, перед которыми тоже стоит чуть-чуть подзаискнуть, чуть-чуть - полебезить, слегка поклониться - и проскакать галопом мимо, к американцам более настоящим, пусть и куда менее известным.
Анализировать этот феномен не было бы нужды, если бы не одно отчетливое и повторяющееся ощущение, которое устойчиво крепнет год от года. Разность масштабов, вот как мы определим это ощущение. Размеры и население стран схожи, а количество и качество джазовых музыкантов - нет, вот и комплексы. Как это, симфонических музыкантов у нас -десятки тысяч, балерин можно строить отсюда до Урала; в армии, правда, только две боеспособные дивизии, но зато миллион солдат остальных, небоеспособных частей и соединений если возьмет в руки одновременно совковые лопаты, то... лопат на всех не хватит. А уж количество предприятий среднего, крупного, очень среднего и слишком легкого машиностроения вообще превышает всякое вероятие, особенно ежели помножить его на количество предположительно работающих на них граждан. А вот джаза мало, особенно если из мазохистских побуждений постоянно сравнивать его количество и качество с американским. Отсюда и комплексы.
Да, похоже, выдавливание оных комплексов из читателя привело к тому, что редакция с некоторым недоумением открыла совершенно такие же комплексы и в себе. Перечислила редакция симптомы - и с ужасом обнаружила их и у себя. А ведь какой прогрессивной, какой объективной, какой продвинутой и непредвзятой считала себя редакция, ужас просто! Вот так покровы спадают с глаз. Психолога нам, срочно, если уже не поздно (тогда - психиатра и психовозку). Переходим к водным процедурам и хронике.
Как это было
в Москве
Хотя "MIDI-Альтернатива", основная программа которой завершилась 31 мая, формально и не относилась к джазовым фестивалям, не говорить о ней мы не можем - совесть не позволит. Мощный, интересный получился фестиваль, не в последнюю очередь благодаря месту проведения. Спасибо "Рустамушкам Интернейшнл" и "Длинным Рукам" - в Москве открылся отличный авангардно-экспериментальный клуб "Дом", он же (судя по вывеске) "Дом творчества". По планировке специально выстроенного помещения, по общей атмосфере и вообще по всему "Дом" нам представляется лучшим в своем роде клубом в Москве. Жаль, конечно, что его программатор Николай Дмитриев так жестко заявляет, что там не будет ни джаза, ни рока. Однако, как мы уже писали, авангардное крыло и того, и другого там однозначно будет, равно как будет всяческий фольклор, перпендикулярно-параллельное кино и другие радости жизни. Мы постараемся адекватно освещать более или менее профильные мероприятия "Дома", не впадая совсем уж в перпендикулярность, но и не отворачиваясь высокомерно от того, что не есть джазовый мэйнстрим. В конце концов, никто не обещал, что "Полный джаз" будет писать только о джазовом мэйнстриме.
Так вот, об "Альтернативе". Там было множество очень интересных выступлений представителей академического и "просто" авангарда - российских (Сергей Загний, Ираида Юсупова, Игорь Кефалиди - композиторы, Марк Пекарский, ансамбль Дмитрия Покровского и др. - исполнители), американских (Дэниел Гуд, Джонни Рейнхардт и др.), австрийских и прочих. Сам организатор и вдохновитель "Альтернативы", Дмитрий Ухов, говорит, что оценивает фестиваль на четверку с двумя плюсами - "Альтернатива" прошла, по его словам, "почти без неоправданных ожиданий, точнее - без несбывшихся надежд".
Бруно Нивер, Лена Лукьянчикова и Майк ЭллисМы же, согласно специфике нашего журнала, должны выделить наиболее джазовую часть "Альтернативы" - выступление 29 мая американского саксофониста Майка Эллиса. Этот персонаж, заметно ожививший джазовую жизнь Москвы в эти дни, заслуживает более подробного рассказа о себе.
Его настоящая фамилия - Мордвинов, его отец был русским (известный художник и книжный график), мать - шотландка, сам Майк родился и вырос в Нью-Йорке. Ему 38 лет, он получил отличное джазовое образование (бостонский колледж Беркли и манхэттенская Новая школа), провел семь лет в Париже, пять - в Токио и только в прошлом году вернулся в родной Нью-Йорк. В результате по-русски он не говорит вообще, зато в совершенстве владеет французским и немного - японским. В Россию впервые приехал в 1997-м, год спустя уже играл в Москве и Обнинске с ансамблем Алекса Ростоцкого, а в этот раз приехал на целых пять недель с твердым решением играть везде и со всеми. Так что, помимо "Альтернативы", в ближайшие дни Майк Эллис играет в следующих местах: 3.06 - "Арбатский дворик", с Борисом Прусаковым; 4.06 - "О.Г.И", с французским поэтом Бруно Нивером; 5 и 6.06 - Санкт-Петербург, клуб JFC, с Андреем Кондаковым, а с 14 по 29 - наМайк Эллис "Джазовой провинции" в 12 городах России... Но вернемся к его выступлению на "Альтернативе".
Начать с того, что концепция этого 50-минутного действа была хорошо продумана, но детали импровизировались - точнее, были отданы дирижером и автором Майком Эллисом на откуп участникам. Участников же он набрал непосредственно в Москве, хотя все свое действо подготовил еще у себя встудии, в подвале своего загородного дома в Нью-Джерси. Основная часть музыки - микс под названием "Alternatif" - представляла собой космически-электронные побулькивания, перемежаемые чтением стихов голосом Льва Рубинштейна и пением дуэта "Не Те" (записано Эллисом в Москве год назад), пением тибетских монахов, голосами каких-то зверей и прочими звуковыми деталями. Причем микс шел аж с двух компакт-дисков, запущенных с отставанием друг от друга в несколько минут. Поверх звучали саксофоны Эллиса - баритон, сопрано и Олег Киреевсопранино - и уфимца Олега Киреева (тенор и сопрано), с которым Эллис крепко сдружился в Москве. Эллис и Киреев располагались в разных местах: Олег - на галерейке, освещенный лунно-голубым кругом прожектора, Майк - на сцене под идущей с галерейки лестницей; по лестнице медленно, постепенно ускоряясь, спускалась московская танцовщица Лена Лукьянчикова (из "Кинетического театра" Саши Пепеляева), ставшая на "Альтернативе" подлинным лицом фестиваля (потому что, раз появившись на сцене в первый день .получала одно приглашение присоединиться за другим). Тем временем из публики поднимался французский поэт Бруно Нивер и, надсаживаясь и взмахивая руками, читал по-французски свои Лена Лукьянчикова и Майк Эллисстихи... При этом все участники были строго одеты в черное и гримированы: у Эллиса, Киреева и танцовщицы Лены лицо строго разделено по вертикали на черную и белую половины, у Нивера лицо просто выбелено, но зато голова повязана марсельско-пиратским черным платком. Плюс неизбежная игра света (в "Доме" со светом, равно как и с его игрой, хорошо), плюс космически-гудящий звук и впечатляющие динамические и драматургические перепады. От бурной "собачатины" (так, напомним, музыканты называют фри-джаз) через ревущий "индастриэл" к пронзительно-лиричным дуэтам саксофонов - таков был диапазон этого сочинения-импровизации, в нашем представлении ставшего одним из главных событий "Альтернативы".

Сергей Летов в "Скрине"30 мая в Интернет-кафе "Скрин", что в московском окраинно-новостроечном районе Марьино, прошел однодневный фестиваль в поддержку Белградского джазового фестиваля "Ring Ring Beograd". По всему миру призыв югославских устроителей включиться в поддержку своего мероприятия, в этом году проводящегося в бомбоубежищах, поддержали в основном представители всяческого левого, маргинального, авангардного и экспериментального искусства, так что в организованном новоджазовым саксофонистом Сергеем Летовым московском мероприятии в "Скрине" совершенно закономерно поучаствовали и Борис Стучебрюков со "звучащими объектами", и электронщики Юрий Орлов и Олег Молчанов, и рок-группа "Рада и Терновник", и поэт-концептуалист Дмитрий Александрович Пригов, и сам Летов, и вездесущий в эти дни Майк Эллис. Все это "двигалось, мерцало, шевелилось" и транслировалось в Интернет в формате Real Video. Впрочем, слушателей в зале было несколько меньше, чем музыкантов.

Майк Эллис1 июня Майк Эллис с ансамблем Алекса Ростоцкого и специальным гостем - саксофонистом из Уфы Олегом Киреевым играл в клубе "Birdland". Ансамбль был тот же, что при сходных обстоятельствах года назад: сам Ростоцкий - бас-гитара, Лев Кушнир - Rhodes Piano и Эдуард Зизак - барабаны. Примерно таки же был и репертуар: завсегдатаи клуба узнали даже некоторые авторские темы Эллиса, вновь исполненные в этот раз, и охотно приобретали привезенные Майком из Штатов компакт-диски с записью прошлогодних концертов. Олег Киреев и Майк Эллис продемонстрировали впечатляющие саксофонные дуэты (два сопрано, тенор-сопрано, сопрано-бартитон), а общий градус исполнения сравнительно с прошлым годом заметно повысился. Временами даже хотелось произносить английские термины, редко приходящие в голову в связи с выступлениями отечественных музыкантов - groovy, funky и т.п. Переполненный клуб принял музыкантов очень жарко, охотно подчиняясь выразительному дирижированию Эллиса и хлопая в такт, а разошедшиеся музыканты ансамбля Ростоцкого с каждым соло только повышали градус. Барабанщик Эдуард Зизак, с виду всегда довольно спокойный и сосредоточенный, даже бросил в воздух на своем последнем соло палочку (почти небывалое дело).

И, наконец, еще пара сообщений - не связанных непосредственно с живым исполнением, но важных для процесса в целом.Сообщение первое - от "Джаз-арт клуба":5-й концертный сезон в "Джаз-арт клубе" закончился. У нас летние каникулы, просим нас извинить. Открытие нового сезона - 17 сентября 1999 года. Hо мы позаботились о вас, и с 24 мая каждый понедельник в 11 часов утра мы встречаемся с любителями джаза в программе "Репортаж из "Джаз-арт клуба"" на радиостанции "Садко" (СВ, 1485 кГц или 202 м). В программах - лучшее из того, что звучало на сцене клуба. Ведущие - Александр Эйдельман и Hаталья Резничек.Кстати, "Джаз-арт клуб" не отказался бы от нового помещения. Вот официальное объявление: Известный московский "Джаз-арт клуб" арендует на длительный срок помещение,
или рассмотрит предложения о партнерстве от владельцев кафе, ресторана,Дома культуры, театра, кинотеатра и других помещений, дающих возможность проведения клубных вечеров.Предложения по тел./факс 191-8320, 491-2109 (Александр Эйдельман)

Сообщение второе, тоже радостное (а для множества сиротеющих на глазах джазовых радиослушателей - вдвойне). С 21 мая в московском радиоэфире снова появилась старейшая джазовая программа на московском FM-радио - "Джаз. Частная коллекция" Михаила Иконникова. Слушать ее теперь можно по пятницам с 22 часов на радио "Классика" (кто не знает - в московском FM-диапазоне 102,1 МГц). В 1997 г. Иконников получил за эту программу национальную премию имени Александра Попова - высшую награду в российском радиовещании - по категории "Тематическая программа". Даст Бог, очередной переход этой программы с частоты на частоту (помнится, была она уже и на "101", и на "Роксе", и на покойном "НСН") ничего не изменит в ней к худшему.

Говорите,
вас слушают
Баки Пиццарелли, Джон - младший и Джон ПиццареллиСегодня мы, после долгого перерыва, вновь слушаем зарубежного музыканта, причем такого, в любви к которому сходятся почитатели самых разных слоев и областей джазового искусства. Это - вокалист и гитарист Джон Пиццарелли, хорошо известный исключительно стильным и добрым исполнением джазовых стандартов в слегка расслабленной, эдакой "стиляжьей" манере...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Санкт-петербургский пианист Андрей Кондаков в очередной раз едет в США, на этот раз - выступать со своей давней партнершей, вокалисткой Напуа ДеВой. По словам Андрея, основных выступлений запланировано два: в Нью-Йорке 26 июня и в Сан-Франциско 28-го. Желаем успеха!
Что намечается: московские
анонсы
9-11 июня в "Ле клубе" в сопровождении квартета саксофониста Игоря Бутмана выступает молодая афро-американская вокалистка Санни Самтер. Она родилась и училась в Вашингтоне: начальное образование получила в Высшей школе искусств Дюка Эллингтона (ее окончили также Уоллес Рони, Марк Кэри и другие известные музыканты), затем поступила в университет Хоуарда, который недавно окончила. Уже ее дебютный альбом, "Getting to Know You", получил неплохие отзывы, а текущий - "Sunny", вышедший в марте нынешнего года на лейбле Mapleshade - отмечен журналом Jazz Times и влиятельной газетой The Washington Post. Кстати, продюсировал его и аккомпанировал Санни со своим квартетом знаменитый пианист и аранжировщик Лэрри Уиллис. Вокальная манера Санни - результат влияния Сары Воэн, Кейт Буш и других известных певиц...

Кстати, о "Ле Клубе", арт-директор которого - Игорь Бутман: III независимый джазовый фестиваль Игоря Бутмана переносится. Он не состоится с 7 по 12 июня, как было объявлено ранее. Новые его сроки станут известны чуть позднее.

Пианист и клавишник Одиссей Богусевич 8 июня в клубе "Бедные Люди" показывает программу "Лучшее старое и новое" вместе со своим трио.

Джазовый цикл Алексея Баташева в КЗЧ (Концертный зал им.Чайковского) продолжается. 23 июня Алексей Баташов приглашает всех на еще один концерт из цикла "Дюк Эллингтон и его время" - концерт памяти самого популярного бэндлидера свинговой эпохи - кларнетиста Бенни Гудмена. Молодые вокалисты Анна Бутурлина и Юрий Шихин вместе с джазовым ансамблем Всеволода Данилочкина "Горячая девятка" исполнят популярные мелодии знаменитого потомка выходцев из российской Белой Церкви. Лев Лебедев, Иван Волков, Игорь Тертычный и Валерий Киселев - лучшие российские кларнетисты - представят четыре различных музыкальных портрета Гудмена. А в конце вечера произойдет джем-сейшн, который во времена Бенни Гудмэна еще называли "clamback".

Ася Мелкумова

А в это время
за бугром...
Би Би Кинг27 мая в Мемфисе, штат Теннеси, состоялось юбилейное, 20-е по счету вручение ежегодной блюзовой премии имени Уильяма Хэнди (W.C. Handy Blues Awards). Собравшаяся в театре Orpheum публика приветствовала лауреатов нынешнего года, список которых возглавил Би Би Кинг. Гитарист и вокалист, который на блюзовой сцене уже свыше 50 лет, получил награду в двух номинациях - "Блюзовый артист года" и "Блюзовый альбом года" (за "Blues On The Bayou") Вокалистка Коко Тэйлор получила награду в 18-й раз! (Столько же имел только гитарист Бадди Гай). На этот раз Коко почтили в номинации "Лучшая исполнительница Коко Тэйлортрадиционного блюза". Два приза получила Этта Джеймс - "Лучшая исполнительница соул-джаза" и "Лучший соул-блюзовый альбом" (за "Life, Love And the Blues")... Церемонию вел пионер блюзового радиоБи Би Кинг - "Blues On The Bayou" Руфус Томас вместе с гитаристом Джо Луисом Уокером, который в ходе церемонии сыграл джем с гитаристом первой группы Элвиса Пресли, Скотти Муром (другие выступления включали Кенни Уэйна Шеперда с бывшей ритм-секцией покойного Стиви Рэй Воэна - группой Double Trouble, вокалистку Шемекию Коупленд и др.).
В список лауреатов текущего года вошли также:
Блюзовый ансамбль года Род Пьяцца и the Mighty Flyers
Лучший исполнитель современного блюза Кеб'Мо
Лучший исполнитель акустического блюза Кеб'Мо
Лучший исполнитель соул-блюза Бобби "Блю" Блэнд
Лучший исполнитель традиционного блюза Роберт Локвуд-мл.
Лучший альбом традиционного блюза "I Got To Have Me A Woman" Роберт Локвуд-мл
Блюзмен, заслуживающий более широкого признания Даблъю Си Кларк
Гитара Ронни Эрл
Гармоника Чарли Масселуайт
Клавишные Пайнтоп Перкинс
Бас Уилли Кент
Барабаны Уилли "БигАйз" Смит
Другой инструмент Гэйтмаут Браун (скрипка)

Логотип фестиваля "Jazz Jubilee"28-31 мая в Сакраменто (Калифорния) состоялся фестиваль Jazz Jubilee, который год за годом бьет рекорды по количеству участников и публики. В этом году в нем принимали участие 125 джазовых коллективов со всего мира, привлекшие 106 тысяч слушателей (на пять процентов больше, чем год назад) и сыгравшие за двое суток свыше тысячи концертов. По сообщениям информационных агентств, одним из результатов этого "рекорда" для города стала небывало трудоемкая уборка пяти залов, где проходил Jazz Jubilee: она продолжалась до вечера 1 июня.

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Кирилл Мошков,
Мэри Кэмпбелл,
Ася Мелкумова
Редактор:
Кирилл Мошков
Источники:
States News Service,
Down Beat
Фото:
Павел Корбут,
архив сервера
"ДжазвРоссии"
Воплощение:
Павел Абраменков