| 1. Новое чувство, 
        или просто босса-нова 2. "Испанский период"
 
 
  Если 
        у Пикассо были "голубой период", "кубистский период", у Стравинского - 
        "русский", "неоклассический", "додекафонный" - то почему бы и мне не 
        обзавестись парой-тройкой каких-нибудь "периодов"? И один уже отыскался 
        - испанский. Пускай у меня для начала будет "испанский период". К самим испанцам я отношусь сдержанно, даже подозрительно. Из-за боя 
        быков. Это кровожадное действо и зрелище вызывает у меня отвращение и 
        негодование. Ведь это все равно, что ходить на бойню смотреть, как 
        убивают и разделывают скотину. Правда, на бойне животных убивают сразу, 
        не играют с ними в кошки-мышки. А на корриде их еще и терзают перед 
        смертью, втыкая бандерильи в спины, пока они не превратятся в подушечку, 
        утыканную иглами, еще и кровавую.
 Но испанская музыка мне всегда нравилась. Здесь, вероятно, существует 
        какая-то загадка. Кровожадные испанские страсти, вылившись в музыку, 
        становятся категорией искусства и действуют на человека уже как 
        искусство. И действуют сильно. И крови нет - "она давно ушла в землю", 
        как шептал Коровьев на ухо Маргарите - королеве бала у сатаны. Помните, 
        когда Азазелло убил барона Майгеля выстрелом в сердце? И Маргарита, 
        зажмурившись, сделала глоток из чаши, поднесенной Воландом - кровь, 
        брызнувшая из сердца барона, превратилась в вино.
 И здесь крови нет - она вся ушла в музыку, и эта музыка действует на нас 
        как вино. Человеку нужны острые ощущения; одним - грубые, с кровью, 
        другим утонченные, одушевленные искусством.
 Русских композиторов всегда привлекала испанская музыка. Глинка, 
        Балакирев, Чайковский, Римский-Корсаков… Не минула сия чаша и меня 
        грешного. Несколько скромных испанообразных пьес, а одно произведение - 
        даже крупной формы, не такого, конечно, масштаба, как "Арагонская хота" 
        Глинки, появилось из-под моего шаловливого пера. Кантата "Памяти Пабло 
        Неруды" (это - крупная форма), фортепианная пьеса "Напоминание", 
        "Посвящение Чику Кориа"(для биг-бэнда), "Павана" для симфоджаза, и, 
        наконец, "Болеро".
 Я хорошо помню, как в вечернем, грустном одиночестве нащупал я первый 
        мотив, и он потек свободно и легко, ложась на длительное остинато баса и 
        гитары. У меня сразу зашевелился внутри комочек радостного предчувствия, 
        что всегда означало удачную мелодическую находку. Мне показалось, что я 
        нашел нечто новое, чего раньше у меня не было. И пьеса сложилась быстро 
        и удачно.
 Через несколько дней мои первые слушательницы - сестры Каретниковы, Лена 
        и Надя - высказали мне свое одобрение, когда я показал им пьесу на 
        фортепиано. И по тем словам и тону, с каким это было высказано, я понял, 
        что одобрение искреннее, и тема произвела на них впечатление.
 А через некоторое время я показал Болеро Леше Козлову - он тогда был 
        моим соседом: Я жил в Колокольниковом переулке, он - на улице Хмелева 
        (оба впадают в Сретенку) - это через переулок. Его "Арсенал" с медной 
        группой был тогда в полном расцвете. Первый бум джаз-рока в Москве, - и 
        "Арсенал" успел завоевать популярность исполнением шлягеров известной 
        джаз-рок группы "Кровь, пот и слезы" и из рок-оперы "Иисус Христос - 
        суперзвезда". Козлов выходил на сцену с длинными волосами и в 
        ярко-зеленом, в белую полосочку, костюмчике из тонкой материи.
 Леша сразу же цепким взглядом и ухом профессионального лидера популярной 
        джаз-рок группы извлек из пачки принесенных мной тем "Болеро". Мне даже 
        показалось, что у него хищно блеснули глаза, как у того гайдаровского 
        татарина-старьевщика из "Судьбы барабанщика", выхватившего скрюченными 
        пальцами Валентинину меховую горжетку из груды тряпья, которое вывалил 
        перед ним мальчик. Разумеется, ни о каких деньгах речи не шло. Я был 
        страшно рад, что знаменитый "Арсенал" станет исполнять в концертах мою 
        пьесу. Лишь бы играл!
 Тема получилась протяженной - троекратно повторенные 22 такта + две 
        вставки - одна 8, другая 16 тактов (тема равелевского Болеро занимает 72 
        такта). А модулирующая вставка, подготовленная остановкой ритма, и 
        накапливающий движение рифф бас-гитары, подхваченный медью, очень 
        освежали общий ландшафт на застоявшемся остинатном басу.
 На премьере в клубе МВТУ - тогда это был один из джазовых центров Москвы 
        - я пришел и получил свою долю "польщения" авторскому тщеславию. Леша 
        обставил исполнение моей пьесы всеми необходимыми эффектами: 
        вступительное слово, игра света - от полной темноты, через разноцветные 
        блики до ослепительного белого. И действительно, когда в темноте 
        прозвучали первые далекие гитарные аккорды, и мягко вступили тромбоны, у 
        меня мурашки пробежали по спине. Да, Козлов умел преподнести музыку и 
        себя. Правда, здесь была допущена ошибка, - тромбоновый затакт прозвучал 
        не на паузе - гитара продолжала играть. Но это досадное упущение было 
        тут же забыто, когда тема, набирая силу, прошла в разных вариантах и 
        достигла кульминации, выводя на соло трубача, Борю Кузнецова. Боря 
        сыграл импровизацию блестяще. А после модулирующей туттийной вставки 
        стал солировать гитарист Розенберг (Лешина придумка). Менялся темп - 
        соло шло в дубле. К сожалению, гитарист не смог убедительно провести 
        свое соло. Он много повторялся, долго "раскачивался" в начале 
        импровизации. Соло получилось длинным и довольно нудным. Это был 
        просчет. К сожалению, на компакт-диске "Неизвестный Арсенал" эти 
        недочеты не были исправлены. Вместо того, чтобы вырезать или сократить 
        соло гитары, Леша обрезал репризу. Вышла неполноценная "обрезанная" 
        композиция.
 "Болеро" (Юрий Чугунов) - группа "Арсенал", 1979:RealAudio 20 kbps 
        1,5 Mb
 WindowsMedia 70 kbps 4 Mb
 Но жизнь моего "Болеро" на этом не кончилась. Я сделал вариант для 
        эстрадно-симфонического оркестра Силантьева, и милейший Юрий Васильевич 
        записал его в фонд. Разумеется, я опустил гитарное соло (да и сыграть 
        его было некому), а трубач Саша Парфенов очень добросовестно исполнил 
        импровизацию Бори Кузнецова, которую я ему списал с "арсенальской" 
        записи. В симфоническом варианте вещь звучала, разумеется, внушительней. 
        Жаль только, что не было того ритмического мощного посыла, который был в 
        "Арсенале".Болеро я включил в программу, когда вступал в Союз композиторов. Помню, 
        Саульский возражал. При показе на эстрадно-джазовой секции, которую вел 
        Юрий Сергеевич, я услышал от него удививший меня упрек: затакт темы (Es, 
        D, H, G) напомнил ему начало "Камаринской" (попевка из протяжной песни 
        вступления). Но у Глинки этот ход появляется в середине песни и звучит в 
        миноре (F, E, C, A). У меня ход этот несет совсем другую нагрузку. Он, 
        начиная тему парой залигованных нот (Es, D) и парой стаккатных (H, G), 
        вводит в тему как бы на цыпочках, предвещая ее длительное развертывание 
        из таинственных, мрачных глубин до громогласного тутти. У меня даже 
        шевельнулось недоброе подозрение: что же может означать такое 
        неадекватное восприятие и такая странная критика?
 Не понравилась пьеса и Александру Михайлову, который назвал ее 
        обыкновенной стилизацией. Зачем только я ему показал!
 "Болеро" напечатала в журнале "Молодежная эстрада" моя приятельница с 
        институтских времен, Валя Синельщикова, милая, добрая женщина. Она была 
        одно время музыкальным редактором этого журнала. А так как журнал 
        выходил большим тиражом и попадал во многие точки СССР, я вскоре стал 
        получать отзывы в устном и письменном виде от разных незнакомых людей, 
        чаще не москвичей.
 А один литовский дирижер биг-бэнда, Нарушис, даже прислал мне пленку с 
        записью "Болеро", сделанной его оркестром. К сожалению, исполнение было 
        никудышное.
 "Болеро" попало даже в стенгазету Джазовой студии "Москворечье".
        Маркин в 80-е годы писал 
        эпиграммы на московских джазменов; этой чести удостоился и я. В то время 
        я как раз вступил в Союз композиторов, и стрела была направлена именно в 
        сторону этого этот факта моей биографии. Отношение Маркина к Союзу 
        композиторов примерно такое, какое было у наших "кучкистов" к 
        консерватории. Постараюсь вспомнить, хотя бы фрагментарно.
 
          Коль ты "член", то и пиши,Только водкой не греши.
 Он ответ не часто просит,
 "Болеро" в портфеле носит;
 И всегда он чем-то нов,
 Этот Юрий Чугунов.
 Эпиграмма, как видите, очень мягкая, даже хвалебная, и даже на 
        эпиграмму-то не похожа. Кажется, мы тогда с ним и знакомы близко не 
        были; наше более близкое знакомство состоится на почве той самой водки, 
        против которой он выступал в стишке.Испанская тема давно потеряла для меня свою привлекательность, как и 
        джаз-рок. На досуге надо бы покопаться в архиве, и, глядишь, оформится 
        еще какой-нибудь "период творчества", например, розовый, а там и 
        рассказец о нем всплывет.
 Продолжение следует 
          Юрий Чугунов |