| Выпуск #26,2005502 Bad Gateway
 502 Bad Gatewaynginx/1.24.0
 | 
      
        | Рецензии |  
        | 
          * * * * * - шедевр* * * * - отличная работа
 * * * - хорошая работа
 * * - хорошо, но скучно
 * - не стоит затраченного времени
 |  | 
  
    | 
      
        | 
         Alice Coltrane
 -
 "Translinear Light"
 
 Impulse!, 2004
 
 70:52
 * * * * |  | 
      
        | Вопреки устоявшейся легенде, Элис 
        Колтрейн стала профессиональным джазовым музыкантом задолго до того, как 
        в ее жизнь вошел саксофонист Джон Колтрейн. Юная Элис Маклауд с 
        семилетнего возраста изучала классическую музыку, а после школы уже 
        играла на фортепиано в ансамблях таких звезд джазовой сцены ее родного 
        Детройта, как Юсеф Латиф и Кенни Беррелл. Только в 1962-м она 
        повстречала Джона Колтрейна, чьей женой стала три года спустя. В 66-м 
        она сменила Маккоя Тайнера на посту пианиста в ансамбле Колтрейна - и 
        оставалась в его составе до самой смерти мужа в 1967-м, став участницей 
        самых радикальных, самых новаторских его проектов, на долгие годы 
        определивших направление поисков многих джазовых авангардистов. До 1978 г. Элис Колтрейн вела довольно активную музыкальную 
        деятельность, но в последовавшие два десятилетия почти перестала играть, 
        поскольку ее гораздо больше занимала деятельность религиозная. Только в 
        начале нового столетия под влиянием своих сыновей, саксофонистов Рави 
        (тенор, сопрано) и Орана (альт), она вновь вернулась к выступлениям и 
        записям - и это первый ее полноценный альбом с 1978 г.
 В качестве продюсера (и саксофониста в 5 из 11 треков) выступает старший 
        сын Элис и Джона - Рави Колтрейн. Его приземленный, сырой, блюзовый звук 
        (совершенно не похожий на манеру отца, кстати) доминирует в настроении 
        альбома, своеобразно контрастируя с фирменными длинными 
        импровизированными цепочками нот равных длительностей, которые Элис 
        играет то на рояле, то на стареньком органе Wurlitzer, сразу отсылая 
        памятливого слушателя к своим лучшим записям прошлых десятилетий - как, 
        например, в открывающей альбом пьесе "Sita Ram", которую мадам Колтрейн 
        записала еще на своем альбоме 1971 г. "Universal 
        Consciousness". Вообще музыкальная ткань альбома вполне ностальгична, 
        если такое можно сказать о музыке на грани авангарда (или, точнее, в 
        духе авангарда прошлых лет), и в то же время насыщенна - если и не 
        новаторскими идеями, то, во всяком случае, добротным импровизаторским 
        мышлением, причем благодаря не только участникам с фамилией Колтрейн (Элис, 
        Рави и Орану), но и ветеранам поколения Элис - контрабасисту Чарли 
        Хэйдену, барабанщику Джеку ДеДжонетту и другим.
   |  | 
  
    | 
      
        | 
         John Pizzarelli
 -
 "Knowing You"
 
 Telarc, 2005
 
 55:26
 * * * * * |  | 
      
        | Джон Пиццарелли - вокалист редких в 
        наши дни качеств. Белый 45-летний итало-американец из Нью-Джерси, поющий 
        свинговые стандарты и забавные песенки из наследия великих американских 
        песенников начала-середины прошлого века; при этом - вполне 
        удовлетворительный гитарист, умеющий развлечь публику унисонным или даже 
        (изредка) гармоническим пением без слов параллельно с гитарным соло; при 
        этом - продолжатель династии, сын одного из последних ярких гитаристов 
        традиционного джаза, Бакки Пиццарелли... Кстати, Джон дебютировал в 
        начале 80-х в ансамбле отца, да и сейчас 79-летний папа Бакки совсем не 
        прочь выступить и записаться с сыном - правда, уже не как солист, а как 
        один из последних мастеров аккордовой игры на свинговой ритм-гитаре. Новый альбом Джона - 20-й в его дискографии и 6-й на Telarc - с 
        уверенностью можно назвать лучшим (наряду с маленьким шедевром "After 
        Hours" - Novus, 1995). За полтора десятилетия работы с постоянным 
        квартетом (пианист Рэй Кеннеди, барабанщик Тони Тедеско и еще один член 
        династии - контрабасист Мартин Пиццарелли, второй сын Бакки) 
        взаимодействие Джона и его музыкантов достигло почти телепатического 
        уровня, а изысканная работа приглашенных солистов изрядно украшает 
        несложную игру ансамбля - особенно хочется отметить органиста Ларри 
        Голдингса, тенориста Харри Аллена и супругу Джона, певицу Джессику 
        Моласки.
 Самое главное здесь, впрочем, все-таки вокал Джона - бесхитростный, 
        романтичный, безо всяких украшений и технических ухищрений. Это и есть 
        сила Пиццарелли: спеть просто. Или - просто спеть. И попасть в точку.
 
        
         Константин 
        Волков для Play (1) и Stereo & 
        Video (2)
 |  | 
  
    |  | 
      
        | Пятая сольная работа гитариста Игоря 
        Бойко, по его словам, призвана не продемонстрировать фейерверк его 
        технических возможностей - достаточно впечатляющих, тем не менее - даже 
        судя только по этой работе, вне контекста всех предыдущих, от "Bob's 
        Your Uncle" (1997) до "Between The Lines" (2003). Это альбом дуэтов, 
        альбом взаимодействий между Бойко и приглашенными солистами, среди 
        которых - и молодой санкт-петербургский мастер хроматической губной 
        гармоники Максим Некрасов, и ведущий саксофонист России Игорь Бутман, и 
        экспрессивный романтик современного джазового фортепиано Андрей 
        Кондаков, и трубач Виталий Головнев, ныне уже осваивающий нью-йоркскую 
        сцену, и многие, многие другие - всего 18 музыкантов, помимо самого 
        гитариста. Взаимодействие получилось - во всяком случае, в большинстве треков. 
        Игорь правильно сделал, что не стал фокусировать внимание слушателей на 
        собственных соло. Они есть, эти соло, и соло вполне исчерпывающие - 
        другое дело, что они изящно оттеняют работу приглашенных солистов, а не 
        просто демонстрируют умения гитариста, стоит тому закончить изложение 
        темы. Игорь не увлекается подчеркиванием "жирности" звучания своего 
        Telecaster'а: хотя по самой природе этого классического фендеровского 
        инструмента звук у него действительно очень смачный и яркий, он не лезет 
        изо всех щелей на альбоме, он деликатно, но насыщенно развивает идеи, 
        предлагаемые партнерами, либо же предлагает идеи им. Причем широкий 
        стилистический и динамический диапазон музыкального материала альбома - 
        от мягких балладных пьес с Некрасовым до, скажем, развеселого фанка с 
        Манукяном - позволяет изложить достаточно много этих идей.
 Альбом прекрасно - легко, но выпукло и живо - звучит (Дэн Юровский, 
        Сергей Большаков, стадия МГСУ, Москва) и очень стильно и достойно 
        выглядит (диджипак, дизайн Геннадия Ветрова). Пожалуй, в недлинной 
        дискографии российского фьюжн появился очередной эталон, и со взятием 
        этой высоты Игоря стоит поздравить.
 купить альбом
 
          Ким Волошин |  
        |  |  
        | На первую страницу номера |  |