502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #3-4, 2006
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Иван Шокин: три фрагмента нью-йоркского дневника

Matthew Shipp - "One"

Презентация сольного альбома "One" в офисе/зале компании Steinway & Sons. Мягкие стулья, древние столы, портреты маслом - Берлиоз и Рубинштейн, высоченные потолки, бюсты основателей фирмы, IP-телефоны Cisco и шнуры для подключения ноутбуков на столах, длинные коридоры с экспозицией, рассказывающей о сложном производстве и об истории компании, комнаты, а в них рояли, рояли, рояли... Новый альбом, новый дистрибьютор, полузакрытая презентация (в зале все свои), новое место для ее проведения. Короткий получасовой сет...
Я много раз слушал Мэттью Шиппа. Альбомы (в том числе и сольные), концерты. Слышал и презентуемый "One". Совсем не такой, как другие. Очень глубокий, проникновенный, личный, в чем-то простой. Почти всегда, к сожалению, там, где Шиппу приходилось играть в Нью-Йорке (или, точнее, где мне приходилось его слушать), инструмент оставлял желать лучшего. В "Тонике" - старый кабинетный рояль, у которого то и дело отваливались педали и части облицовки. На "Vision фестивале" - взятый напрокат убитый, обшарпанный, залитый кровью предыдущего исполнителя инструмент. В лучшем случае - относительно новая Yamaha в "Стоуне". А тут - настоящий большой концертный Steinway в идеальном состоянии (еще бы!) в зале с прекрасной акустикой. Полчаса. Это так мало. Без остановки, от знакомых по альбому тем - к "Summertime" - к импровизации... И все. Конец. Представление окончено. До следующего раза. Будет ли...

The Vandermark 5

Каждый раз, когда я попадаю на концерт The Vandermark 5, в ансамбле сменяется один из музыкантов. В первый раз на смену второму саксофонисту Марсу Уильямсу пришел Дэйв Ремпис. Во второй барабанщика Тима Мульвену сменил юный (по крайней мере на вид) Тим Дэйси. В этот раз квинтет лишился тромбониста (и некогда гитариста) Джеба Бишопа, приняв в свои ряды виолончелиста Фреда Лонберга-Холма. Так получилось, что последняя замена произошла сразу после выхода альбома "The Color of Memory", записанного еще с Бишопом. Из-за этого лидеру, чикагскому саксофонисту Кену Вандемарку, пришлось в срочном порядке перед гастрольным туром сделать композициям с альбома новые аранжировки. Одновременно с этим стали появляться и новые вещи, написанные уже для нового состава. Вскоре их набралось достаточно для того, чтобы отправиться в студию их записывать, что и было проделано около месяца назад. Однако после окончания первого тура в поддержку "The Color of Memory" и записи нового материала Кен Вандемарк сочинять не перестал. Таким образом, получилось, что новый североамериканский тур The Vandermark 5 состоит из трех частей: композиций с диска "The Color of Memory", уже записанного материала для нового альбома и нескольких абсолютно новых вещей. Эти три части отличаются друг от друга настолько значительно, что на концерте создается ощущение не одного, а сразу нескольких составов. Если композиции первой части все еще демонстрируют мощь джазового ансамбля новой формации (правда, в силу замены тромбона на виолончель, с некоторым налетом странноватости), то во второй и уж тем более в третей части от джаза не остается и следа. Готовый материал демонстрирует изысканные техники владения инструментами (и умение Вандемарка для этих техник писать музыку) с упором на эту самую странноватость, оставляя джаз лишь в качестве одной из этих техник. В последней же части группа играет откровенно камерную музыку с обилием виолончели, мягкой перкуссии, кларнета и с большим количеством атмосферных пустот. По словам Кена, не исключено, что придется записать и выпустить ее вторым или бонус-диском к основному альбому. Ждать его выхода, правда, придется как минимум до лета.

Bobby Previte, Zeena Parkins и Jamie Saft

В третий раз за месяц - барабанщик Бобби Превит и клавишник Джэйми Сэфт. Теперь - в трио с Зиной Паркинс. Королева Зина - сказал про нее Джэйми. Не поспоришь.
Забыв, кто в "Тонике" в первом сете, решил заглянуть туда, а не ехать домой с презентации. Оказалось, что там какой-то секстет с латиноамериканским репертуаром. В зале был один слушатель. Вторым не стал. Уехал и вернулся на сет трио.
Зина Паркинс играет на электрической арфе. Ну, то есть, формально это арфа. По виду. В действительности это инструмент (или даже набор из инструмента и аксессуаров к нему) с весьма разнообразной функциональностью, в котором задействованы струны, звукосниматели, эффекты обработки звука, медиаторы, гвозди, болты, зажимы типа "крокодил", электрический смычок, ручки для подтяжки звука и т.д. С его помощью Зина может извлекать любые звуки, иногда ничего общего не имеющие ни с арфой в частности, ни со струнными вообще. К этому добавим акустические и электрические барабаны Превита с множеством эффектов и цифровым процессором звука, а также клавиши Сэфта (KORG, акустический рояль, что-то неопределенное в углу) и его же лет тридцати от роду синтетическую MIDI-гитару с короткими струнами в середине только для дерганья, но не над грифом, где под ладами стоят датчики, имитирующие зажим струн. Со всем этим арсеналом трио сыграло наиболее разнообразный сет из четырех недавних с участием Сэфта и Превита. От тихого шороха пластика и полиэтиленовых пакетов Паркинс с вкраплением едва заметных шумов щеток Превита и игры внутри рояля Сэфта до громоподобного, с четким хип-хоп / брейк-бит / дабовым ритмом, месива с ближневосточным колоритом и воем фальшивых и настоящих струн и барабанов. Грандиозное шоу.

Иван Шокин,
Нью-Йорк

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service