502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #24-25, 2006
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

"Длинные Руки-3"

С 27 сентября по 4 октября на площадке Культурного центра "ДОМ" уже в третий раз пройдет главный авангардный музыкальный форум двух столиц - "Длинные Руки", организованный Центром поддержки и развития новой музыки "Девоцио Модерна", творческим союзом "Апозиция" (Санкт-Петербург) и компанией "Домпром".
"Длинные Руки" - фестиваль, на котором будут представлены несколько направлений актуальной музыки: новая компонированная, импровизационная, электроакустическая и экспериментальная. "Длинные Руки" - фестиваль-посвящение Николаю Александровичу Дмитриеву. В нем примут участие музыканты из разных стран мира, которых связывает его имя и деятельность на протяжении десятилетий. Некоторые из музыкантов уже бывали в России, благодаря Дмитриеву, других он хотел пригласить, но, к всеобщему сожалению, не успел.

Участники фестиваля 2006:
Pamela Z (США), JG Thirlwell (США), Bill Drummond & The 17 (Великобритания), David Cossin и Real Quiet (США), Riodji Hodjito (Япония), Леонид Федоров (Россия), Татьяна Гринденко (Россия), Игорь Захаров (Россия), Masahiko Satoh (Япония), Brotzmann-Pliakas-Wertmueller (Германия-Швейцария), Teruto Soejima (Япония), Wolfgang Schiftner и Kelomat (Австрия), Markus Stockhausen (Германия), Tara Bouman (Великобритания), Саинхо Намчылак (Австрия) и другие.

Расписание фестиваля 2006:
  • 27 сентября, среда - Pamela Z (США)
    David Cossin и Real Quiet (США)
  • 28 сентября, четверг - Мастер-класс Pamela Z (США) - в ГЦСИ
    Bill Drummond & The 17 (Великобритания)
    JG Thirlwell (США)
  • 29 сентября, пятница - Ryoji Hojito (Япония) -
    Игорь Захаров (Россия)
  • 30 сентября, суббота - Сайнхо Намчылак (Австрия) Wolfgang Schiftner и Kelomat (Австрия)
  • 1 октября, воскресенье - Леонид Федоров (Россия), Владимир Мартынов, Татьяна Гринденко (Россия)
  • 2 октября, понедельник - Лекция "История японского фри-джаза с 1965 до наших дней", Teruto Soejima (Япония) - в ГЦСИ
    - Markus Stockhausen & Tara Bouman (Германия-Великобритания) - на "Радио Культура"
    Masahiko Satoh (Япония)
    Brotzmann-Pliakas-Wertmueller (Германия-Швейцария)
  • 3 октября, вторник - НХА (Россия), "Детский день"
  • 4 октября, среда - Markus Stockhausen & Tara Bouman (Германия-Великобритания)

Выставки:

27 сентября - 4 октября
Коллективная выставка "Орбита Supremus", куратор Александр Шумов
"Параинферналия (ДОМашний дизайн)", куратор Александра Санькова


Подробнее об участниках - артистах импровизационной сцены:

"Келомат" (Kelomat) - Австрия
Состав: Вольфганг Шифтнер (Wolfgang Schiftner) - саксофон, Бернд Шатцингер (Bernd Satzinger) - контрабас, Херберт Пиркер (Herbert Pirker) - ударные
В полном соответствии с названием - группа Kelomat (популярная марка кастрюль в Австрии и джазовое импровизационное трио, образованное в 2002 году там же), смешает в своей музыке композицию и импровизацию, джаз и авангард, искусство и цинизм. Причем участники проекта Kelomat не скрывают, что используют рецепты известных музыкальных образцов, в результате получая собственный стилевой суп. Стартовая композиция дебютного диска Kelomat (с таким же названием) носила прозаичное название "Переборка картофеля": заявленная скромность не помешала трио уже в 2003 году получить за свои мятежные по духу авангардистские опусы награду "Австрийские молодые львы", присуждаемую лучшим молодым джазовым исполнителям года. Трио изрядно гастролировало по всему миру, выступало в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине, на Венском джазовом фестивале, в джазовой "мекке" Австрии - клубе Porgy and Bess и на многих других площадках. В Россию трио Kelomat приезжает впервые.
"Композиции Вольфганга Шифтнера (лидера группы) характеризуются музыкальными контрастами, свободой организации музыки и гармоническими диссонансами. Он всегда непредсказуем". (The Washington Post)
"Музыка Kelomat проходит по самой границе между композицией и импровизацией, смешивая альпийские песни со сложными ритмами и добавляя чуть-чуть иронии в серьезный джаз". (The Vortex - London)

Masahiko Satoh (Япония) - фортепиано
Масахико Сато - знаменитый новоджазовый пианист, композитор и аранжировщик, живущий в Токио; обладатель Japan Jazz Award за свой первый альбом "Palladium", изданный в 1969 году. Позднее он выпустил еще несколько альбомов в Соединенных Штатах в составе трио вместе с барабанщиком Стивом Гэддом и контрабасистом Эдди Гомесом, практически все его диски получили мировую известность. Он дважды получал Award of Excellency на Национальном Фестивале Искусств Японии за свои альбомы "Four Jazz Compositions" (1970) и "Yamataifu" (1972), кроме того, он написал музыку для анимационного фильма Хаяо Миядзаки "Panda! Go, Panda!" (или "Panda kopanda", 1972 год), а также для первого полнометражного анимэ на основе игры "Final Fantasy". Как композитор и аранжировщик он работал со многими известными джазовыми исполнителями, среди которых - Нэнси Уилсон (Nancy Wilson), Арт Фармер (Art Farmer), Хелен Меррилл (Helen Merrill), Накагава Масами (Nakagawa Masami), Ито Кимико (Itoh Kimiko), Миямото Фумиаки (Miyamoto Fumiaki), Нед Ротенберг (Ned Rothenberg) и многие другие.
В 1993 году Сато принял участие в музыкальном проекте, посвященном традиционной музыке буддийских монахов (диск "Buddhist Music with 1000 Syomyo Voices") в монастыре Будокан в Токио. Масахико Сато часто выступает на джазовых фестивалях, в том числе на Берлинском Фестивале, Donau Eschingen, в Мерсе, Монтре, на East Meets West в Нью-Йорке; его концертные туры проходят в Африке, Австралии, России и Латинской Америке. Первые российские гастроли Масахико Сато прошли в 2003 году, он выступал в Культурном центре "ДОМ" и на джазовом фестивале в Архангельске.

Teruto Soejima (Япония)
Ведущий теоретик и исследователь нового японского джаза, музыковед и джазовый продюсер. Хотите узнать все о японском авангарде последних 4-х десятилетий - спросите Тэруто Соэдзима. Его роль в становлении современной импровизационной музыки Страны Восходящего Солнца можно красноречиво обозначить одним-единственным словом - гуру. Соэдзима - обладатель энциклопедических знаний по истории современного искусства Японии и циклопических связей по всему миру. Первым продюсером и музыкантом, с которым Соэдзима-сан стал работать в России (в 1988 году), был Владимир Резицкий (известный саксофонист, организатор и руководитель джазового фестиваля в Архангельске), вторым его другом стал Николай Александрович Дмитриев (продюсер и арт-директор Культурного центра "ДОМ"). Именно эта дружба позволила показать в России современную музыку Японии. Тэруто Соэдзима - организатор многочисленных гастролей авангардных японских музыкантов. Кроме того, он автор книг по истории нового джаза в Японии, последние 20 лет преподает в различных японских и мировых университетах. Лекция господина Соэдзима - "История японского фри-джаза с 1965 года до наших дней" - пройдет в Государственном центре современного искусства в Москве и Институте ПРО Арте в Санкт-Петербурге.

Маркус Штокхаузен (Markus Stockhausen) - труба, Тара Боуман (Tara Bouman) - кларнет
Маркус Штокхаузен - не только трубач, но один из универсальных музыкантов нашего времени. Как истинный талант, он работает в широком спектре музыкальных стилей и уверенно чувствует себя не только в джазе, но и в современной и классической музыке - как солист, импровизатор и композитор. Маркус Штокхаузен играет интуитивную музыку, он - участник нескольких джазовых групп, выступает как солист - исполнитель академической музыки для трубы.
Маркус родился в Кельне в 1957 году, с 6 лет учился играть на фортепьяно. В 1975 поступил в Кельнскую консерваторию. За год до окончания, в 1981 году, он получил премию Deutscher Musikwettbewerb. В течение долгого времени работал в тесном сотрудничестве со своим знаменитым отцом, композитором Карлхайнцем Штокхаузеном.
В дополнение к сольным выступлениям, Маркус занимается джазом: регулярно выступает с трио MAP с контрабасистом Арильдом Андерсеном и перкуссионистом Патрисом Эралем, а также в дуэте с гитаристом-виртуозом Ференцем Снетбергером. Оба ансамбля также играют с оркестрами, включая исполнение их собственных сочинений. Другие джазовые ансамбли, с которыми работает Маркус: квартет Joyosa с Арильдом Андерсеном, Ференцем Снетбергером и Самюэлем Рохрером и Трио Stockhausen-Comisso-Thomé. Он исполняет интуитивную музыку в дуэте Moving Sounds с женой, кларнетисткой Тарой Боуман (именно этот проект и будет показан в Москве и Петербурге на фестивале "Длинные Руки"), а также выступает с пианистом Фабрицио Оттавиуччи, с которым сотрудничает с 1987 года.
Концерт для трубы "Jet Stream" Петера Этвеша, посвященный Маркусу Штокхаузену, был впервые представлен с большим успехом Симфоническим Оркестром Би-би-си в Лондоне. Французская премьера этого концерта состоялась в 2004 и была исполнена с Филармоническим Оркестром Радио Франции.
Маркус Штокхаузен реализовал несколько успешных музыкальных проектов в близком сотрудничестве с младшим братом Саймоном (проект Duality, соединяющий живые и электронные звуки, в котором приняли участие Тара Боуман и Андреа Марсели). С 2000 года Маркус проводит ежемесячную серию концертов интуитивной музыки вместе с Рольфом Завелбергом в церкви St.Maternus в Кельне.
Как композитор, он является автором сочинений для камерного хора RIAS, Лондонской Симфониетты, Оркестра d'Archi Italiana и Камерного оркестра города Винтертур (Швейцария).
Музыку Маркуса Штокхаузена выпускают такие звукозаписывающие компании, как ECM, Aktivraum-Verlag, EMI Classics, CMP, ACT, UBM, NETWORK GmbH, MA Records и Stockhausen-Verlag.

Brötzmann - Pliakas - Wertmüller (Германия-Швейцария)
Состав: Петер Бретцманн (Peter Brotzmann) - саксофон, Марино Плиакас (Marino Pliakas) - e-bass, Михаэль Вертмюллер (Michael Wertmueller) - ударные
Дамы и господа, крепитесь! Взрывное импровизационное трио во главе с легендой свободного джаза - Петером Бретцманном - 2 октября выступит в Москве. Фри-джаз, эмбиэнт, новая музыка и трэш-метал в одной термоядерной капсуле. Перед концертом советуем выключить все электронные приборы во избежание самоуничтожения оных. Соперничать по количеству излучаемой притягательной энергии с трио Brötzmann - Pliakas - Wertmüller могут только космические черные дыры, чье существование еще не полностью доказано. А трио существует и выступит в Москве - всенепременнейше!

Питер Бретцманн
Петер Брётцманн (фото: Петр Ганнушкин, Downtownmusic.Net)Бретцманн - не реликт эры освобожденного джаза, как принято считать. Он - Человек, раскрепостивший музыку, а потом ставший классиком. Но классиком не музейного образца, напротив, его творчество по-прежнему актуально, живо, амбициозно и неповседневно. Он - музыкант, который не просто говорит о свободе, он ею живет.
Человек по имени Петер Бретцманн, играющий на немыслимом количестве разных инструментов, таких как саксофон, бас-саксофон, различные кларнеты, тарогато, родился в Ремшайде, в Германии 6 марта 1941 года. Искусство появилось в жизни Питера сначала в виде живописи - Питер заканчивает Художественную Академию в Вуппертале. Однако ситуация с выставками в Германии того времени не устраивала молодого артиста, и он получает большее удовлетворение, играя с полупрофессиональными музыкантами, не прекращая заниматься живописью (не столько для того, чтобы не терять формы, сколько используя свое мастерство для оформления собственных грампластинок).
Будучи, по сути, кларнетистом-самоучкой, он скоро начинает осваивать саксофоны и до встречи с Петером Ковальдом играет традиционный джаз. В течение 62-63 годов Бретцманн и Ковальд с разными барабанщиками играют вариации на темы произведений Штокхаузена, Дэвида Тюдора и Джона Кейджа. В середине 1960-х он играл с американскими музыкантами, такими как Дон Черри и Стив Лэйси и, после пребывания в Париже с Доном Черри, возвращение в Германию для него ознаменовало новую тему его творчества, которая будет принята различными музыкантами - Алексом фон Шлиппенбахом и Манфредом Шуфом.
Трио Петера Бретцманна, Петера Ковальда и Свена-Аке Йохансона начало играть в 1965-66-м, и комбинация их и квинтета Шуф/Шлиппенбах первой стала называться Оркестром Globe Unity. В 68-м году Питер собрал лучших музыкантов авангардного джаза и записал с ними альбом, надолго определивший развитие европейской свободной импровизационной музыки. Выпущенная гораздо позже концертная версия еще раз подтвердила, что к концу 60-х европейский авангард достиг тех же высот, что и музыка "черных" пионеров фри-джаза, и даже предсказала появление сегодняшнего панк-джаза. В конце 90-х эти его достижения в очередной раз были оценены на родине джаза, в первую очередь - свободного джаза: сенсацию произвели его выступления на тех авангардных фестивалях в Чикаго, которые устраивает один из самых перспективных американских музыкантов Кен Вандермарк.

Марино Плиакас
Гражданин Греции и Швейцарии, Марино Плиакас родился в 1964 году. Обучался игре на классической гитаре в Цюрихской консерватории, и, одновременно, истории в Цюрихском Университете. Известный исполнитель в области новой музыки, фри-джаза/импровизации, рока, перформанса. Впервые выступал в России на шестом фестивале SKIF в составе группы Steamboat Switzerland, помимо которой играет и играл с импровизационным струнным квартетом Die Firma, Стефаном Виттвером (SLUDGE 2000/3000), Джимом О'Рурком (Jim O'Rourke), Нельсом Клайном (Nels Cline), Кеном Вандермарком (Ken Vandermark), Лари Полански (Larry Polansky), Дэвидом Драмом (David Dramm), Джином Коулменом (Gene Coleman), Аланом Уилкинсоном (Alan Wilkinson), Стивом Ноублем (Steve Noble) и многими другими деятелями авангарда.

Михаэль Вертмюллер
Современный швейцарский композитор, проживающий в Берлине с 1996 года. Участник группы "Massaker" (вместе с сыном Петера Бретцманна - Каспаром), дуэта Werther/Wittwer со Стефаном Виттвером и группы Alboth!. Он же - один из самых громогласных и задиристых импровизационных барабанщиков мира. Используя двойную педаль и, практически, стандартную ударную установку, он извлекает из нее почти немыслимую музыкальную волну, энергию, способную заживо заворожить и приручить самого искушенного слушателя. Со штирнеровским эгоизмом его ритмы внедряются в любую импровизационную схему, жестко, но без деструкции, не ломая, а оттачивая и определяя границы "крикливого" фри-джаза. Остается только жалеть, что каждый, кто услышит Михаэля, еще год по прошествии концерта будет с трудом воспринимать звучание других, неВЕРТМЮЛЛЕРовских барабанов.

Благодарим за финансовую поддержку фестиваля "Длинные Руки" 2006:
Фонд Форда
Trust for Mutual Understanding
Немецкий культурный центр имени Гете в Москве
Japan Foundation и Посольство Японии в Москве
CEC ArtsLink,

Благодарим за организационную поддержку:
Центр развития и поддержки новой музыки ДЕВОЦИО МОДЕРНА, компания ДОМПРОМ, ДОМ, МДСТ, "Длинные Руки", Рустамушки Интернешнл, Творческий Союз АПОЗИЦИЯ, Государственный Центр Современного Искусства, Институт ПРО Арте в Санкт-Петербурге

Партнеры фестиваля: Linia Grafic!, Flynet, Aфиша, Ostengruppe, Турне, Выражайтесь печатно, Большой город, радио Культура, Академсервис, Sim, Длинные руки, Рустамушки Интернешнл, МДСТ, Zvuki.ru, Супремус, Арт-Бля, Видеодом, Синефантом, Jazz.ru

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service