
Алексей Алексеевич, мы знаем, что одним из главных ваших учителей
был ваш отец. Кроме собственно любви к джазу и к гитаре, умения играть,
что еще он дал вам сегодняшнему? В том, что касается отношения к
творчеству, к концертной деятельности.
- Наверное, это все родилось вместе, все было при рождении заложено.
Кроме того, у отца вся работа была на виду, я все это принял сразу без
затруднений. Он немного делился со мной своими секретами игры на
инструменте, владения гитарой, особенно ритмом. А все, что происходило в
1950-1960 годах, работа отца в знаменитом квартете баяниста Бориса
Тихонова при эстрадно-симфоническом оркестре Всесоюзного радио и
Центрального телевидения - все это я видел и даже иногда заменял его в
квартете. Поэтому понимание того, как вести себя на сцене, пришло ко мне
из практики, из той, которую я имел от отца. Позднее я уже сам начал ему
что-то показывать - играл ему номера разных джазовых исполнителей, а он
с удовольствием слушал. Такой у нас был своеобразный обмен опытом.
На кого ориентировался ваш отец в своем опыте?
- В первую очередь, на Эдди Лэнга и, безусловно, на Джанго Рейнхардта.
Тогда уже было близко появление Чарли Крисчена. Еще очень большое
влияние и на него, и на меня оказал Херб Эллис, гитарист Оскара
Питерсона, я тоже услышал его в конце 1950-х годов по радио. Я считаю,
что Херб Эллис для меня был "зарубежным папой". Потому что я у него
услышал то, что мне хотелось - там была и мелодия, и гармония, и ритм
вместе, он играл, одновременно солируя и аккомпанируя, и с интересными
гармониями. Отец успел все это послушать, но воспользоваться этим ему
было труднее, потому что тогда еще не было по-настоящему джазовых
ансамблей, потому что квартет Тихонова и оркестр играли скорее в стиле
варьете. Но когда в репертуаре появилась румба, это был уже хороший
знак, это уже было близко к джазу.
Похоже ли то, что вы делаете на сцене, на то, что делал ваш отец?
- Некоторые старые музыканты, которые знали папу, говорят мне: "Сегодня
ты больше похож на него: и обликом, и тем, что играешь так же ритмично,
как он тогда". Потому что я в джаз пришел из ритма, потом гармонией стал
заниматься, а потом уже мелодией. И ритм я взял от папы. Я помню, что
многие музыканты, в том числе руководитель его оркестра Юрий Силантьев,
мне говорили: "Твой отец был хороший ритмач".
Для вас джаз всегда был приоритетом, вы всегда хотели играть джаз?
- И всегда играл, у меня никогда не было пауз, до сих пор. Никогда. Я
его начал играть и играю до сего дня, хотя я работал на двух больших
государственных службах, в оркестре радио и телевидения Силантьева и в
оркестре кинематографии Эмина Хачатуряна. Вся моя джазовая жизнь -
выступления в кафе, гастроли, фестивали - происходила одновременно с
работой в оркестрах. Нет, все было определено с самого начала, и я до
сих пор играю в том же стиле, ту же любимую музыку, мейнстрим, где есть
баллада, свинг, босса-нова, блюз.
А попробовать поиграть в смежных направлениях вам никогда не
хотелось?
- Нет, я еще здесь не успел разобраться, честно говоря, много есть над
чем поработать. Гитара еще настолько мало изучена, есть много того, что
просто не слышишь, а другие гитаристы это уже делают и умеют то, о чем
ты даже не думал, что это возможно.
Возвращались ли вы к домре после того, как закончили училище?
- (Смеется.) Нет, никогда не возвращался. Все, что было сыграно
на этом замечательном инструменте, осталось в рамках училища, больше -
нет, нет, ничего. Это был народный репертуар, специальная литература,
которая предлагается в музыкальных училищах.
На гитару вы этот репертуар никогда не перекладывали?
- Нет, но я много играл в училище на гитаре, и некоторые домристы,
овладев определенным количеством аккордов и ритмических приемов, уже
считали себя начинающими гитаристами и уходили играть в рестораны и в
Москонцерт. Так что я их познакомил с инструментом.
Много ли у вас учеников?
- На фестивалях во всех городах я всегда делился опытом, показывал все,
что знал. А последние тринадцать лет я сотрудничаю с салоном музыкальных
инструментов "Аккорд", мы вместе с руководителем салона Сергеем
Сперанским создали большую программу, страницу джаза в "Аккорде". Я веду
там мастер-класс "Из практики джазового гитариста". Ко мне приходят
слушатели - раньше одни молодые ребята, сегодня уже разных возрастов,
что приятно, многие могут опять вспомнить что-то, что они делали раньше.
Кроме того, четыре раза в сезон я веду программы "Мастера джаза" в Музее
Глинки. Одна программа - это отчетный концерт моих слушателей, которые
могут из мастер-класса перейти на филармоническую сцену. Другой концерт
мой собственный, еще на один я приглашаю своих замечательных друзей,
солистов, таких, как аккордеонист Владимир Данилин, пианисты Игорь Бриль
и Даниил Крамер, мультиинструменталист Давид Голощекин. И четвертый
концерт - "Джаз и поэзия". Девизы этого цикла - "Общение и
просветительство" и "Инструменты оживают в руках музыкантов". Мне очень
хочется, чтобы как можно больше молодых людей, а может быть, и среднего
возраста приобщились к джазовой гитаре.
Кто из посещавших ваши мастер-классы потом регулярно играл с вами?
- Есть один замечательный гитарист, сейчас уже закончивший училище, Петр
Маланов из Владимира. Второй - москвич Максим Шибин, у него совсем не
музыкальное образование, он учился автоматике и приборостроению. Я играю
с ними в концертах в три гитары, еще мы добавляем контрабас, это
называется "Джаз-Аккорд-Гитара-Бэнд". Мы участвовали в студенческих
фестивалях "Фестос" и получали там награды.
Бывает ли, что во время совместной игры партнер вас чем-то удивляет,
вам приходится на ходу подстраиваться под него, бывали ли какие-нибудь
неожиданные опыты сотрудничества?
- Такое случается, когда мы играем с Даниилом Крамером. Мы
договариваемся, что будем играть что-то, а что - неизвестно. И вот мы,
так сказать, вплетаем друг в друга какие-то косы, иногда получается
что-то оригинальное. Здесь мне пригождается моя работа в кинематографе.
Потому что там я много играл неопределенной музыки, что-то нужно было
делать в зависимости от ситуации на экране или просто создавать
настроение. Но вообще я не могу сказать, что часто практикую такие вещи.
Мейнстрим - стиль определенный, здесь все более или менее понятно. А по
тому, у кого какая импровизация получится, тебе становится ясно, понял
тебя партнер или нет. Во время игры возникают какие-то мысли, идеи -
особенно это проявляется, когда играют две гитары. Я очень люблю играть
в две гитары - это как два оркестра, потому что каждая струна
соответствует какой-то оркестровой группе. И когда человек владеет всей
палитрой - и соло, и аккомпанементом, и еще всякими перкуссионными
моментами - это очень важно, на гитаре тоже надо уметь делать - это
приятно удивляет.
Как вам кажется, насколько тот мейнстрим, который играете вы, сегодня
востребован на Западе, насколько он распространен, то же ли к нему
отношение, как здесь?
- Не могу сказать определенно, я давно не выезжал, с 1992-1993 года,
наверное. Я могу судить только по тому, кто к нам приезжает, и всегда
радуюсь, если приезжают представители мейнстрима. Думаю, что все это
осталось, не может это так исчезнуть бесследно. Но главное - там всякий,
кто хочет, может пойти послушать свою любимую музыку туда, где ее
играют. У нас ситуация не совсем такая. Зрителя обрабатывают, отодвигают
куда-то вбок, а надо ему дать доступ ко всему. У нас подчас для
мейнстрима не особо богатая реклама - так, листочек, может быть,
какой-нибудь. Должны быть места, где определенные исполнители выступают
регулярно. Поэтому концертная программа должна быть на пятьдесят
процентов стабильной, чтобы люди могли посещать эти специальные места и
слушать хорошую музыку, ту, которая им нравится. Конечно, у нас есть
хорошие джазовые точки, но для такой громадной Москвы этого все равно
маловато.
В связи с этим возникало ли у вас ощущение, что то, что вы играете,
устаревает - не для вас, конечно, а для публики?
- Как я уже сказал, мне кажется, что публика должна прежде всего иметь
доступ ко всему хорошему. Все хорошее - оно хорошее, будь оно старое,
среднее или еще какое-нибудь. Куда молодежь пойдет - только на
новенькое? А почему она не должна пойти на старенькое? Мы тут же
говорим: "Да ей это не интересно". Неправда. Я концерты играю и вижу
приходящую молодежь. Они только раскрывают глаза и удивляются, говорят:
"А мы не знали, что еще и так можно играть на гитаре".
Беседовал
Григорий Дурново
Сокращенная публикация:
"Газета" 05.09.2006
|