Выпуск #29,
2006
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Рецензии
|
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени
|
|
 |
Paolo Fresu 5tet Plays the Music of Tino Tracanna
-
"Incantamento"
Blue Note, 2006
64:40
|
* * * * *
|
|
Трубач Паоло Фрезу родился на итальянском острове Сардиния в 1961 г. и
на европейской джазовой карте представляет Италию. Правда, при этом
примерно шесть месяцев в году он живет в Париже - оттуда удобнее ездить
на записи и выступления: Фрезу - один из самых открытых европейских
музыкантов, он постоянно с кем-нибудь сотрудничает, так что дискография
Фрезу за 25 лет работы превышает 130 наименований альбомов! Некоторые
партнерства в творческой жизни Паоло длятся чрезвычайно, по джазовым
меркам, долго: так, Paolo Fresu 5tet с блестящим тенористом Тино
Траканна, музыке которого посвящен новый альбом этого проекта,
существует непрерывно с начала 1980-х.
Траканна, давнишний партнер Фрезу, предстает здесь зрелым джазовым
мыслителем, искушенным и в американском языке джаза, и в сугубо
европейских корнях той музыки, в создании которой Тино вместе с Паоло
принимает участие уже четверть века.
Разнообразие настроений, эмоций, ритмических и гармонических фактур в
альбоме реализуется скромными, сугубо традиционными средствами
акустического джазового квинтета (с редкими вкраплениями электропиано),
где, кроме Паоло и Тино, играют также пианист Роберто Чипелли,
барабанщик Этторе Фиораванти и басист Аттилио Занчи. Что действительно
завораживает - это не изобилие используемых выразительных возможностей,
а их тонкость. Траканна и особенно Фрезу, безусловный лидер ансамбля,
умеют сыграть на таких тонких тембральных нюансах, использовать для
передачи тех или иных эмоциональных оттенков такие изящные звуковые
оттенки, что в стремлении вновь и вновь улавливать тончайшее мастерство
солистов невольно хочется переслушать каждое соло.
Технически и творчески запись весьма современна и представляет
любопытное смешение "натуральной школы" - нью-йоркской манеры
звукорежиссуры, реалистично и живо воспроизводящей звучание
акустического ансамбля, и "норвежской манеры", прославленной европейским
лейблом ECM, с его протяженной реверберацией и массой искусственных
звуковых пространств (звукорежиссер Жерар де Аро, студия La Buissonne,
Перн-ле-Фонтэн, Франция)..
|
|
 |
MoHa!
-
"Raus aus Stavanger"
Rune Grammofon, 2006
44:08
|
* * *
|
|
Творческие ориентиры молодого норвежского дуэта MoHa! очевидны: Фред
Фрит, Крис Катлер, покойный Дерек Бэйли, из более молодых поколений
радикальных импровизаторов - Scorch Trio и Supersilent, с которыми дуэт
теперь записывается на одной студии, Athletic Sound (Хальден, Норвегия).
Участники дуэта - гитарист Андерс Хана и барабанщик Мортен Ольсен -
крайне молоды: в момент записи альбома (2005) первому было 23, второму -
24. С бескомпромиссностью молодости, уже достаточно искушенной в
звучаниях самого переднего края европейского импровизационного
авангарда, эти двое юношей в совместном музицировании уже восемь лет
осваивают те пути, которыми два предыдущих поколения адептов радикальной
импровизации ходили, соответственно, в 70-80-е и затем в 90-е годы.
Неконвенционное звукоизвлечение, свобода ритма (и свобода от ритма,
временами), полная свобода спонтанных импровизационных построений, в
которых оба участника дуэта играют не друг с другом, а, скорее, учитывая
друг друга; наконец, обильное использование электроники - все это не
сами MoHa! придумали, но отдаются они этому сокрушительному потоку
звуков с завидной страстью и самоуглубленностью. Они нашли отличное
место для выпуска результатов своих творческих поисков -
бескомпромиссный норвежский авангардный лейбл Rune Grammofon. Альбом, в
общем-то, представляет собой дебют дуэта в грамзаписи: Ольсен играл с
Фредом Фритом, Акселем Дёрнером, покойным Стивом Лэйси; Хана - в
радикальных группах Jaga Jazzist, Ultralyd и Noxagt, но совместную
запись дуэтом они издают впервые. При определенной подготовленности
слушателя к продуктам радикального европейского авангарда и определенной
снисходительности к неизбежной для столь молодых музыкантов вторичности
приемов и идей, эта запись не может не производить весьма сильного
впечатления. Правда, соответствующей подготовкой и одновременно
снисходительностью вряд ли обладает чрезмерно широкий круг слушателей.
|
|
 |
Tied & Tickled Trio
-
"a.r.c."
Morr Music, 2006
70:45 DVD + CD 19:53
|
* * *
|
|
Баварский ансамбль Tied & Tickled Trio, строго говоря, никаким трио не
является - за все восемь лет его существования в нем никогда не было
меньше пяти-шести участников. То есть если это и трио, то очень
извращенное, то есть "связанное и защекотанное", как подсказывает
название коллектива. Идея группы проста - взять лучшее из европейской
джазовой школы, поздних экспериментов Майлса Дэйвиса, а самое главное -
из много численных современных электронных стилей (как танцевальных, так
и экспериментальных), прежде всего тех, где силен импровизационный,
спонтанный элемент, все это хорошенечко перемешать и получить на выходе
некую новую сущность, которая была бы больше, чем простая сумма
составных элементов.
Получается не всегда. Ну, то есть, в группе (сейчас это 9 музыкантов)
есть по крайней мере один сильный импровизатор - тенор-саксофонист и
флейтист Йоханнес Эндерс; весьма мастеровиты и бас-кларнетист Ульрих
Вагенхайм, и второй саксофонист Штефан Шрайбер, и экспериментирующий с
электронной обработкой тромбонист Герхард Гшлёссль. Проблемы начинаются,
когда дело доходит до концепции, которую генерируют основатели
коллектива - барабанщик Маркус Ахер и его брат Миха Ахер, играющий на
бас-гитаре и трубе. То есть играют-то они очень хорошо, а вот с
перемешиванием составных элементов получается не всегда. Сильные
ансамблевые эпизоды показывают и незаурядный композиторский потенциал, и
хороший вкус аранжировщика. Синтезаторно-шумовые эпизоды (где главную
роль играет электронщик Андреас Герт) - как, видимо, и надо - в
достаточной степени гипнотичны, монотонны и медитативны. Но между собой
эти эпизоды решительно не смешиваются, что особенно явственно слышно (и
видно в DVD-части альбома, концертном фильме "Observing Systems", в
нарочито lo-fi манере снятой в мюнхенском клубе Registratur), когда
духовики пытаются импровизировать поверх вязкого, тягучего электронного
бульканья. Бульканье отдельно, соло - отдельно. Хотя надежда на более
органичный сплав не покидает слушателя до самого конца.
|
|
 |
Jamie Cullum
-
"Catching Tales"
Universal, 2005
60:32
|
* * * * |
|
23-летний британский вокалист Джейми
Каллум на своем новом (четвертом по абсолютному счету, втором
международном) альбоме все еще играет на своем мальчишески-подростковом
обаянии, но уже явно дрейфует в сторону взрослых музыкальных интересов.
В его манере и материале остается все меньше ученичества, очевидные
влияния Фрэнка Синатры и Ната "Кинга" Коула уступают место уже вполне
сложившейся собственной манере (пусть это и сужает исполнительские
возможности Джейми), а стилизованный поп-джаз его международного дебюта
"Twentysomething" (2004) ощутимо разбавляется современными танцевальными
ритмами, пряной мелодикой ритм-н-блюза и прямолинейной эротикой
современной соул-музыки. Запись вокала с оркестром без наложений и
монтажа, одним дублем, как это было на предыдущем альбоме - в прошлом.
Теперь Джейми в большинстве песен сам прописывает рояль, электронные
клавишные и гитару (хотя он и не виртуоз на всех этих инструментах, но
играет вполне профессионально), а кое-где еще ксилофон и перкуссию, а
партии бас-гитары играет его старший брат Бен, тоже профессиональный
музыкант, который также пишет аранжировки для бэк-вокала (помимо
бас-гитариста, в альбоме задействован также контрабасист, Джефф Гаскойн).
Более того, он и большую часть материала для альбома написал сам: даже
знаменитый маскулинный гимн 60-х, "Get Out Of My Life Woman", написанный
Алланом Туссэном и прославленный исполнением великого Джо Уильямса
(1966), подвергся в версии Каллума такой массивной переработке, что он
переименовал его и записался соавтором Туссэна (открывающий альбом трек
"Get Your Way"). В общем, юноша растет. Хотя стилистический дрейф
очевиден, Каллум все еще числит себя джазовым музыкантом. Да,
собственно, почему бы и нет? Джаз (пусть даже в самой своей
"поп"-версии) в 2000-х нуждается в популярных певцах не меньше, чем
нуждался в них в 1950-х, а ведь ни Джо Уильямса, ни Ната "Кинга" Коула
уже нет на свете.
Константин
Волков,
для Stereo&Video
|
|
|
|