502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #31-32, 2006
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Праздник состоялся: XX фестиваль "Джаз на Красном море" (Эйлат, Израиль)

Фрэнк ЛэйсиПеред фестивалем я, видимо, преувеличил любовь к музыке и Израилю джазовых музыкантов и независимость их от политизированных кругов менеджмента. Казалось, что, если в течение трех лет еженедельных терактов в Эйлат приезжали Рон Картер, Тутс Тилеманс, Фил Вудс, Дидье Локвуд, Билли Кобэм, Джеймс Муди, Take 6 (список звезд далеко не полон), то уж на юбилейный фестиваль все приглашенные точно приедут. Война была на Севере Израиля и к середине августа закончилась, Эйлат - на Юге, причем сроду в нем ни одного происшествия не было. Никто не ожидал, что после окончания военных действий в Ливане половина (!) приглашенных музыкантов откажется приехать. В результате отказов - срочные приглашения свободных музыкантов (в Израиле говорят - "на 90-й минуте", хотя в современном футболе играют и по 95 минут…) и, впервые в истории фестиваля, сокращение его с четырех до трех дней. Информация об отказах быстро разошлась по стране и резко сократила число желающих провести три последних дня августа в Эйлате. Однако…
Действительно, народу приехало меньше обычного. Стоянка была не переполнена, занять места в первых рядах было легче обычного, однако "слухи о смерти" были преувеличены. На каждом из концертов сидело не менее 500 человек, атмосфера на набережной была традиционно фестивально-джазовой, а некоторые концерты заставляли фанов забыть о том, что кто-то из знаменитостей не приехал.
Два ансамбля представляли африканскую музыку. Познакомиться с корнями джаза (вернее, частью этих корней) интересно, однако в большом количестве эта музыка надоедает гармоническим и ритмическим однообразием. Но нельзя не отдать должное высочайшему мастерству южноафриканской певицы Сутукази Ароси. Колоссальный вокальный диапазон сочетается с сумасшедшим драйвом, а использование различных видов вокальной техники - с оригинальной пластикой. Певице аккомпанирует квинтет неплохих музыкантов, каждый из которых не тянет на солиста, но и не пытается солировать, от чего общее впечатление выигрывает. Мультимузыкант и певец из Гвинеи Мори Канте интересен, когда играет, но его пение в больших количествах приемлемо либо на семинарах по африканской музыке, либо, когда слушатели - те, для кого подобный музыкальный язык - родной. У Мори Канте сильная и большая команда, но от этого концерт интереснее не стал. Все музыканты прекрасно владеют джазовым языком, что обнаружилось на джем-сешнс, однако, к сожалению (не только моему), на концертах они этого демонстрировать не захотели.
Вместо легендарного диксиленда Preservation Hall Band устроители фестиваля в последний миг пригласили ансамбль "Послы Нового Орлеана", оказавшийся диксилендом уровня ниже любой критики. Прилично играли разве что тромбонист и кларнетист. Однако ругать пристрастно "Послов" не могу, ибо без них на фестивале диксиленда не было бы вообще. А он, с регтаймами и блюзами 20-х годов, с "Вестсайд блюз" и "Когда святые маршируют", необходим значительному проценту фестивальной публики. Придирчивые знатоки смогут заполнить камерный зал, но коммерческим мероприятие делают широкие массы любителей джаза. А большинству из них "Послы" пришлись по душе. Особенно весело было на втором концерте, когда по инициативе диксиленда часть зала превратилась в танцплощадку. А танцующим не так важно, умеют ли грамотно играть трубач и барабанщик.
Квартет Рика Маргицы также был приглашен "на замену", но замена оказалась превосходной. Сам Маргица - великолепный саксофонист, игравший несколько лет с Майлсом Дэйвисом. Вместе с ним играет незаурядный пианист Фрэнк Амсалем. Фамилия в Израиле более чем популярная - одна из типичных фамилий евреев - из стран Северной Африки, однако Фрэнк, родившись в еврейской семье в Алжире, уехал не в Израиль, а во Францию, где и стал музыкантом. Сегодня Амсалем живет в Америке и не только является партнером многих крупных музыкантов, но и сам - авторитетная фигура в джазе. Вместе с Маргицей и Амсалемом играют молодые басист и барабанщик, фамилии которых, к сожалению, не фигурировали в буклете, но, полагаю, мы о них еще услышим - музыканты более чем достойные. Квартет не эпатировал публику экзотическими одеждами, жестами и звуками, но предлагал насладиться кул-джазом, чуть более современным, чем играли Дэйвис и Маллиган. После африканского фольклора и самодеятельного диксиленда это воспринималось с особенной благодарностью.
Гонсало РубалькабаПианист Гонсало Рубалькаба еще три года назад завоевал Эйлатский фестиваль. На этот раз музыкант произвел еще большее впечатление тончайшим пианизмом и композиторским талантом. Треть концерта была посвящена сольным коротким пьесам, которые я бы назвал джазовыми прелюдиями. Каждая из них - жемчужина, а вместе они составляют органичное ожерелье, близкое лучшим классическим циклам. 24 прелюдии Шопена, возможно, больший предмет для подражания Рубалькабы, нежели творчество джазовых пианистов. После прелюдий на сцену вышли молодой басист Армандо Хола и уже знакомый нам барабанщик Игнасио Берроа. На этот раз ритм-секция самостоятельно не произвела особого впечатления (какое произвел Берроа три года назад), но была идеальной составляющей композиций Рубалькабы, не баловавшего публику стандартными темами - в одном из концертов прозвучала только "Бесамэ мучо" (но гениально!), в другом была остроумнейшая импровизация на совершенно не джазовую тему "Марша Радецкого" Иоганна Штрауса-отца.
Александр СипягинКульминацией фестиваля стало выступление септета Mingus Dynasty. Здесь сошлось все, за что можно полюбить джаз. Невероятная экспрессия сочеталась с исключительным профессионализмом и чистотой музицирования, яркие и броские темы развивались в виртуозных сольных и коллективных импровизациях, ни один из сценариев не повторился дважды (обычно даже великие строят в мэйнстриме композиции по принципу тема - импровизации - тема и т.д., причем если сильные барабанщик и басист, то и они солируют почти в каждой пьесе, что часто не оправдано композиционно). Каждый из семи участников - супервиртуоз не только в умении играть, но и в умении слушать партнеров и им аккомпанировать. Напомню, что в "Династии" играют двое русских - трубач Александр Сипягин и контрабасист Борис Козлов, которые находятся не на вторых ролях, поскольку вторых ролей в септете нет вовсе. Они - такие же звезды, как и остальные пятеро - саксофонисты Крэйг Хэнди и Уэйн Эскофри, тромбонист Фрэнк Лэйси, пианист Джордж Каллиган и барабанщик Дональд Эдвардс. Выделю в "Династии Мингуса" лишь Лэйси - он не только блистательный тромбонист, но и своеобразный певец с сиплым и удивительно зажигающим голосом, и шоумен, одетый в свободные одежды, оттеняющий остальных шестерых музыкантов, строго одетых и строго себя ведущих. В Эйлате каждый гостевой ансамбль играет дважды и, как правило, одинаково. "Династия" сыграла два абсолютно разных концерта. Общего в них было лишь одно - они были блестящими.

Джем

Джем-сешн во дворе гостиницы "Ривьера" - неотъемлемая часть фестиваля. В последние годы большинство тех, кто выходил в три часа ночи на сцену, составляли молодые израильские джазмены. Выход "звезд" стал редкостью, и джем стал меньше привлекать публику. На этот раз две джемовых ночи были по-настоящему неповторимыми. В одну из ночей трио Рубалькабы практически не уходило со сцены (и здесь они таки играли стандарты!), а к ним добавлялись и весьма достойные израильтяне (порой выглядевшие не менее техничными и изобретательными, чем "гранды").
Ариэль Ланьи и Борис КозловОтдельно отмечу 8-летнего иерусалимского пианиста Ариэля Ланьи: этот настоящий джазовый вундеркинд блестяще сыграл пьесу Колтрейна с Козловым на его мастер-классе. www.arielpiano.com). А под утро для совместного пения на эстраду вышли Сутукази Ароси и Фрэнк Лэйси - и это было незабываемо. Вторая ночь была праздником негритянской музыки: кроме Сипягина и Козлова, все остальные были темнокожими, причем жители Нью-Йорка работали рядом с африканцами, также отлично игравшими традиционную музыку.
Солнце над Красным морем уже вставало, а музыка еще звучала во дворе "Ривьеры". Праздник состоялся.

Владимир Мак,
Израиль

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service