502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #33, 2006
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Программа "Открытый Мир": российские музыканты в Институте Дейва Брубека

Когда на сцену концертного зала Тихоокеанского университета в городе Стоктон вышел светловолосый молодой человек и сказал по-русски: "Добрый вечер", публика начала недоуменно переглядываться. Язык Пушкина и Тургенева большинству присутствующих был недоступен. Улыбнувшись, молодой человек приветствовал публику на безупречном английском и пригласил на сцену своих партнеров по ансамблю.

Альт-саксофонист Константин Сафьянов, солист оркестра Игоря Бутмана, приехал в Стоктон в составе делегации российских джазовых музыкантов по программе "Открытый мир". В течение двух недель (7-21 сентября) ребята жили в шестом по величине городе Калифорнии, известного, кроме своего порта, еще и тем, что здесь в сороковых годах в местном кампусе Тихоокеанского университета учился Дейв Брубек. Пять лет назад при университете был создан Институт Брубека, занимающийся изучением и популяризацией обширного музыкального наследия легендарного американского композитора и пианиста. Помимо архивной деятельности, институт ведет ряд образовательных и просветительских программ, поэтому прием в Стоктоне делегации российских джазовых музыкантов, приехавших сюда по линии программы "Открытый Мир", органично вписался в программу работы института.
Сама программа, финансируемая Конгрессом США и координируемая Центром подготовки лидеров "Открытый Мир" при Библиотеке Конгресса, уже в который раз становится прекрасной возможностью для молодых российских музыкантов открыть для себя Америку, поучаствовать в американской джазовой жизни, встретиться с живыми джазовыми легендами и завязать контакты, которые, возможно, не раз еще пригодятся им в жизни и творчестве.
Эта российская делегация стала уже второй по счету группой "Открытого Мира", перед которой распахнул свои двери институт Брубека. Два года назад институт уже принимал нашу группу из восьми молодых музыкантов, оставивших о себе самые теплые воспоминания на гостеприимной калифорнийской земле.
Нынешнюю группу, как выяснилось еще до поездки, ждала обширная и насыщенная программа, которую предстояло выполнить в течение всего двух недель. Запись на одной из самых известных в США студий звукозаписи “Fantasy Studios”, выступления на джазовом фестивале в Монтерее и в консерватории Стоктона, встречи с Дейвом Брубеком и Оскаром Питерсоном - все это выпало на долю семерых наших музыкантов: петербургского контрабасиста Вадима Михайлова и москвичей Алексея Чернакова (фортепиано), Артема Федотова (ударные), Петра Маланова (гитара), Константина Сафьянова (альт-саксофон, флейта), Дмитрия Кондрашова (сопрано и тенор-саксофоны) и Евгения Волошина (баритон-саксофон). В течение двух недель ребятам предстояло не только адаптироваться к реалиям калифорнийской жизни, научиться находить общий язык со своими американскими коллегами, но и образовать музыкальный коллектив, который достойно смотрелся бы на местных джазовых площадках.

Уже в первый день своего пребывания в Калифорнии наши музыканты познакомились с членами квинтета института Брубека - своими сверстниками, приехавшими в Стоктон из разных уголков США и Канады. В рамках программы оба музыкальных коллектива - американский квинтет и российский ансамбль, носивший на афишах гордое название "Септет Открытый Мир", и путешествовали, и выступали вместе. Наши и американские музыканты не только выступали на одной сцене, но и сделали несколько композиций в смешанных составах. Во время затишья между выступлениями можно было наблюдать, как наши гитарист Петр Маланов и контрабасист Вадим Михайлов репетируют вместе с американскими пианистом Гленном Залески и барабанщиком Кори Коксом (именно в этом составе на фестивале в Монтерее они исполнили бурно встреченную публикой рейнхардтовскую "Nuages"). В это же время американский саксофонист Лукас Пино и канадский трубач Брайан Чали вместе с нашей духовой секцией занимались авторской композицией Алексея Чернакова "Трилогия, часть вторая".
Неудивительно, что американские музыканты общались с нашими музыкантами больше, чем кто-либо, и смогли составить наиболее полное мнение. Вот что сказали они о наших ребятах в последний день их пребывания в Стоктоне:
Лукас Пино (тенор-саксофон): "Прежде всего, хочу отметить, что ребята из России очень понравились мне и как музыканты,  и как люди. Самая первая встреча с ними была очень теплой. Еще до того, как мы начали вместе играть, у нас с ними сложились очень хорошие отношения. Все они произвели на меня большое впечатление. У каждого из них есть что-то индивидуальное, как у Константина - его опыт выступления с биг-бэндом в Москве, или у Петра - его увлечение цыганским джазом. Даже то, что мы в обыденной жизни говорим на разных языках, не стало для нас барьером для взаимопонимания. В музыкальном же плане при общении с ними я не обнаружил никаких трудностей - мы воспитаны на музыке одних и тех же джазовых мастеров, в этом плане у нас - общая родина".
Гленн Залески (фортепиано): "Что касается меня, то я многому у них научился. Я много общался с российским пианистом Алексеем Чернаковым. Он блестяще владеет инструментом, и мне очень захотелось понять, в чем секрет его мастерства. Он мне рассказал много интересного про российскую фортепианную школу, и я ему очень за это благодарен. И Алексей, и его друзья - замечательные ребята, и я желаю им всего самого наилучшего в жизни и творчестве".
Брайан Чали (труба): "Афиша нашего совместного с российскими музыкантами концерта гласила: "Музыка - это универсальный язык"; опыт нашего сотрудничества подтвердил, что это так и есть. Пускай нам в общении приходилось преодолевать языковые барьеры между русским и английским языками, но когда мы начинали играть вместе - этот барьер исчезал. Уровень исполнительского мастерства российских музыкантов превзошел все мои ожидания".
Кори Кокс (ударные): "Замечательные ребята - вот все что я могу сказать. Для меня общаться и играть с ними на протяжении этих двух недель было сплошным удовольствием".
Крис Смит (контрабас): "А мне хотелось бы выразить надежду на то, что в будущем мы сможем снова встретиться с этими российскими ребятами. После встречи с ними мне захотелось съездить в Россию, увидеть эту страну своими собственными глазами. Мне хотелось бы поблагодарить ваших музыкантов за то, что они нашли возможность приехать сюда и благодаря им мы теперь знаем гораздо больше и о вашей музыке и о ваших людях".
Необходимо отдать должное американским организаторам программы из института Брубека и координатору Чарльзе Ноблох - в течение двух недель собственные выступления наших музыкантов чередовались с посещениями концертов и встречами с выдающими исполнителями.

Имя Дейва Брубека в Стоктоне можно встретить не только в архивных коллекциях - его именем здесь названа улица. Естественно, встреча с живой легендой стала одним из самых ключевых моментов всей программы. Несмотря на свой возраст (а Брубеку уже 85), мэтр демонстрировал живой интерес ко всему происходящему. Узнав, что на встречу с ним приехали музыканты из далекой России, он с удовольствием рассказывал, как в конце восьмидесятых ему удалось, наконец, приехать в Советский Союз, где на его концерте в Спасо-Хаузе присутствовали сразу два президента - Рейган и Горбачев. Он внимательно слушал, как импровизируют молодые российские музыканты, а когда кто-то из них ошибся в своем соло, улыбнувшись, посоветовал: "даже если ошибаешься, не делай виду, что ты сделал ошибку. То, что ты ошибся, становится понятно публике лишь после того, как ты показал всем своим видом, что это была ошибка". На осторожный вопрос, о том, продолжает ли он выступать, он ответил: - "Если бы вы видели, сколько мне предстоит выступать в ближайшее время, вы бы упали замертво". И наконец, видимо поддавшись какому-то внутреннему порыву, Брубек сел за рояль и сыграл с нашими ребятами блюз.
После встречи с Брубеком наш саксофонист Дмитрий Кондрашов сказал: "Когда мы играли с Дейвом Брубеком, сразу было видно музыканта с очень большой буквы. Когда слушаешь великих музыкантов, следишь за тем, как они развивают мотив, как мыслят, это, естественно, влияет на тебя". А Петр Маланов добавил: "Для меня огромное значение имело общение с носителями джазового языка, я теперь значительно лучше чувствую манеру джазового исполнения, манеру фразировки, философию джаза, отбросил много комплексов по поводу импровизации, стал гораздо раскрепощеннее. Джаз, собственно, и развивался потому, что это свободная музыка".

Первым испытанием наших ребят на прочность стала сессия в студии звукозаписи "Fantasy Studios". Уже одно то, что на этой студии, принадлежащей лейблу Concord, записывались такие гранды, как Сонни Роллинз и Билл Эванс, Рэнди Бреккер и Чик Кориа, не могло не стать дополнительным психологическим грузом. Волнение не могло не сказаться. Первую из двух вещей, которую они записывали в составе септета "Открытый Мир", "The Riot" Хэрби Хэнкока, удалось сделать лишь с шестого дубля. Но зато, распробовав вкус студийной работы, "The Jody Grind" Хораса Силвера сразу сыграли так, что главный продюсер студии Ник Филлипс лишь поднял вверх большой палец - "великолепно!". Комментируя свои ощущения от работы в "Fantasy Studios", наш пианист Алексей Чернаков сказал: "Запись в Fantasy Studios стала для меня центральным событием всей программы - я своими глазами смог увидеть то, как этим занимаются настоящие профессионалы".

После работы в студии пришло время испытать свои силы на широкой публике - да еще какой. 16 сентября наши музыканты выступали на одном из самых престижных джазовых фестивалей - в Монтерее. Несмотря на то, что совместное выступление септета "Открытый мир" и квинтета Института Брубека организаторы фестиваля поставили на час дня, зал "Night Club" был полон. И надежды самой взыскательной и разбирающейся в джазе публики не были обмануты. В течение полуторачасовой программы нашими музыкантами были исполнены разноплановые композиции, в которых каждый из них сумел показать свои сильные стороны. В "Nuages" блеснул своим неповторимым цыганским колоритом гитарист Петр Маланов, в авторской вещи "Трилогия, часть вторая" продемонстрировал свой самобытный талант композитора и аранжировщика Алексей Чернаков, в "The Riot" и "The Jody Grind" мастерски исполнили свои соло наши саксофонисты Константин Сафьянов, Дмитрий Кондрашов и Евгений Волошин. Четко и, по отзывам очевидцев, очень зрело отработала наша ритм-секция - Вадим Михайлов и Артем Федотов. Едва замолк последний аккорд, как слушатели наградили наших ребят шквалом аплодисментов. А генеральный менеджер фестиваля Тим Джексон, несмотря на свою огромную занятость, нашел время, чтобы встретиться с российскими музыкантами и сказал им: "Я восхищен уровнем вашего мастерства. Просто замечательно, что вы нашли возможность приехать к нам из далекой России и так блестяще выступить. Я желаю вам успехов и буду рад видеть на нашем фестивале снова". К слову сказать, успеху наших музыкантов радовались и журналисты популярнейшего джазового журнала Downbeat, главный редактор которого Джейсон Корански, пользуясь случаем, передал привет редактору портала "Джаз.Ру" Кириллу Мошкову (и тебе привет, Джейсон! - ред.).
Константин Сафьянов и Алексей Чернаков дают автографыУже через два дня после возвращения из Монтерея наших музыкантов ждало выступление еще на одном концерте - на этот раз в Стоктоне. В течение этого времени им довелось работать над программой со специально для этого случая приехавшим в Калифорнию нью-йоркским композитором Джоном Федчоком, который, помимо своих оригинальных аранжировок, известен своим блестящим мастерством исполнителя-тромбониста. После концерта - как и в Монтерее, собравшего полный зал - Федчок заметил: "Ребята произвели на меня впечатление очень профессиональных музыкантов, замечательно владеющих своими инструментами и прекрасно чувствующих то, что такое джаз. Для того, чтобы играть джаз, необходимо владеть его музыкальным языком, и ребята прекрасно это продемонстрировали".

С Джоном Федчоком

Концерт в Стоктоне пришелся на последний день пребывания наших ребят гостеприимной Калифорнии. Мы попросили их поделиться своими впечатлениями от поездки, и вот что они ответили:
Дмитрий Кондрашов: "Эти две недели оказались для меня очень насыщенными. И запись на студии, и общение с Дейвом Брубеком и Оскаром Питерсоном, и фестиваль в Монтерее. Для меня это была первая поездка в Америку. Я был приятно удивлен тем, что у американцев, с которыми мы общались, был огромный интерес к нашей стране. Мы обсуждали с ними самые разные темы и практически везде могли достичь взаимопонимания. Что касается джаза - я знал, что здесь живут звезды, что здесь круто играют, а вот людей я не знал. Люди - это самое большое открытие. Общаясь же с молодыми американскими музыкантами, я еще раз убедился в том, что у них всех очень хорошая джазовая школа, и что они очень трудолюбивы - в этом нам у них надо поучиться. Я думаю, у них очень большое будущее в музыке."
Вадим Михайлов: "Мне все понравилось, особенно фестиваль и запись на студии. Нам всем было легко найти контакт с другими музыкантами: ведь музыка - это международный язык, в котором все легко понимают друг друга. Здесь, в Институте Брубека, все сделано для того, чтобы жить и учиться музыке. В распоряжении музыкантов есть все, что нужно - аппаратура, инструменты. Здесь есть все, что нужно музыканту для того, чтобы он занимался, играл и не думал ни о каких бытовых проблемах. Программа была организована замечательно - жаль только, что так быстро все закончилось".
Алексей Чернаков: "У нас была отличная поездка в Монтерей, удачное выступление там, мы познакомились с Дейвом Брубеком - все было здорово. Мне хотелось бы сказать большое спасибо организатором программы - они проделали очень большую работу - в этом была видна и американская расчетливость и русская душа".
Петр МалановПетр Маланов: "Я рад тому, что получил много информации по поводу звукозаписи. Важно было увидеть то, как работают по-настоящему фирменные звукорежиссеры, кое в чем получил подтверждение, что мы, с людьми, с которыми я работаю, мы идем в нужном направлении. Программа была очень насыщенной, мне все понравилось. Много дало общение с Джоном Федчоком. Я понял, как надо строить концертную программу, какие должны быть подобраны вещи, как стилистически правильно их играть и как работать с публикой более эффектно".
Евгений Волошин: "Нас принимали просто замечательно. Приятно удивило то, насколько американцы готовы прийти на помощь, ничего не требуя взамен. В творческом плане поездка дала массу энергии, массу стимулов к творчеству, очень много теплых ощущений. Я рос в своих собственных глазах. У меня после этой поездки огромное желание развиваться, стремиться к цели. Очень полезным было общение с молодыми американскими музыкантами. Поразительно то, что уже в таком молодом возрасте - восемнадцать-девятнадцать лет, ребята мыслят в музыке на несколько лет вперед. Воспоминания от общения с легендарными людьми - Питерсоном, Брубеком, которые создавали эту музыку - останется надолго. Конечно, накопилась усталость от поездки, но эта усталость радует - это новые впечатления, которые освежают мысли и чувства. Джаз - это музыка ощущений, настроений и то, что мы чувствуем, мы и выносим на публику. Больших проблем с языком не было - мы понимали друг друга".
Константин Сафьянов: "Мне запомнилась дружелюбная атмосфера, прекрасная погода, замечательные принимающие семьи, фестиваль с массой прекрасных музыкантов, которых я мог только мечтать увидеть вживую. Само выступление на фестивале стало для меня незабываемым впечатлением. Мы разговаривали со зрителями - я никогда не делал этого в России. Общение с ребятами из института Брубека позволило понять ту разницу, которая существует в общении - они более раскованы, это проявляется и в музыке тоже. Я думаю, что и мы могли бы это использовать в России. Мне кажется, что джазовая музыка на этом и основывается."
Артем Федотов: "Хочется сказать огромное спасибо всем, кто организовал данную поездку, нашим переводчикам, принимающим семьям, всем, кто внес какую-нибудь лепту в то, чтобы все это состоялось. Я хочу так же поблагодарить Михаила Грина и всех своих учителей и родителей - их заслуга том, что я здесь оказался, огромна. Эта, первая для меня, поездка в Америку, участие в фестивале в Монтерее, запомнится мне на всю жизнь и хочется надеяться, что это не последний раз и наши связи будут укрепляться".
А что же американская сторона? Чем стал прием делегации из России для тех людей, на плечи которых легла вся организационная работа по логистике, размещению в гостиницах, переездам, встречам? Общее мнение американских хозяев выразил декан консерватории при Тихоокеанском университете Стивен Андерсон, человек, от которого, пожалуй, больше всех зависел успех программы. Он сказал: "Я думаю, что программа полностью удалась. Нам довелось в течение двух недель тесно общаться с представителями российской джазовой культуры - а это происходит не слишком часто. Думаю, что и вашим ребятам этот опыт оказался полезен. Время их пребывания в Стоктоне оказалось очень насыщенным - встречи с гигантами джаза Дейвом Брубеком и Оскаром Питерсоном, выступление на фестивале в Монтерее, запись на Fantasy Studios под руководством одного из лучших американских продюсеров - все это является очень ценным опытом. Сказать по правде, когда я только узнал состав этой группы, я был немного обеспокоен - к нам должно было приехать сразу три саксофониста! Но когда я услышал звучание группы, понял, что все получилось просто замечательно. Очень удачно вошел в состав гитарист Петр Маланов, он добавил новое измерение в звучание ритм-секции. Три саксофона - альт, тенор и баритон составили очень органичное целое. Это особенно удачно проявилось на концертном выступлении с Джоном Федчоком, тромбон которого замечательно влился в звучание духовой группы. Я очень надеюсь, что поездка оказалась полезной для российских музыкантов - и с содержательной точки зрения, и в плане всей программы их пребывания у нас. Мне хотелось бы надеяться, что каждый из них увезет в своем сердце что-то, что поможет им в жизни и в их профессиональных карьерах. Думаю, что это общение оказалось полезным и для наших ребят - музыкантов из квинтета Института Брубека, которые на протяжении всех этих двух недель очень плотно общались, репетировали и выступали с российскими музыкантами. Очень надеюсь, что когда-нибудь им еще доведется выступать вместе".
На следующий после концерта день наши музыканты уже покидали солнечную Калифорнию. Впереди их ждали новые концерты, гастроли и записи. Но хочется верить, что тот опыт, те встречи и впечатления, которые дала им программа "Открытый Мир" еще не раз помогут им в их жизни и творчестве.

Борис Ярмахов
Нижний Новгород - Москва - Стоктон
фото автора

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service