вы находитесь на архивных страницах портала «Dжаз.Ру»: перейти на новую версию | реклама на «Dжаз.Ру»: в сети с 1998 года - всё о джазе по-русски!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #29
"Ленинградский диксиленд": только один вечер, проездом...
Олег КувайцевГород плывет навстречу второму Московскому фестивалю "Джаз в саду Эрмитаж". А на встречу с этим городом ( здесь: Москва) проездом из Обнинска в Петербург 26 июля приезжал "Ленинградский Диксиленд". Старейший. Все то джазовое, что рождалось в нашей стране (здесь: Советский Союз) во времена первого Всемирного фестиваля молодежи и студентов, потом сфокусировалось в "Ленинградском Диксиленде". Когда Александр Усыскин и ныне покойный Всеволод Королев создавали этот оркестр, ледяная эпоха запретов на аккордеон в музыкальных школах, фокстрот и танго на танцевальных вечерах уже начала таять. В силу своего возраста не могу этого помнить, но, говорят, были такие времена, когда нечего было слушать, кроме чешских пластинок и пластинок "Ленинградского Диксиленда". Наше время: "Л.Д." записывается и издается в Америке компанией "Power Records".
"Мы часто бываем в Америке, потому что нас часто приглашают. - рассказывает Олег Кувайцев, руководитель "Л.Д." с 1980 года. - У нас бывают гастрольные туры на 40-30 дней, в ходе которых мы играем в тридцати городах, или даже больше. Как-то я подсчитал, что за тот месяц, который мы находимся в Америке, раз 50 нам приходится садится в самолет. В 1987 году, после первых американских гастролей, мы организовали у себя в Ленинграде Филармонию джазовой музыки. Теперь это наша постоянная концертная площадка". (Руководит Филармонией Давид Голощекин, который в Штаты ездил с "Л.Д." в качестве скрипача - ред.)
26 июля время между двумя поездами музыканты "Л.Д." коротали на концертной площадке сада Эрмитаж. Так как Алексей Баташев и Борис Алексеев были его организаторами и его ведущими, то концерт получился выездной радиопередачей (отмечалось шестилетие их совместной джазовой программы на радио "Эхо Москвы"). Много музыки и немного разговоров. Радиослушатели "Эха Москвы" стали непосредственными участниками этого музыкального события, заказав за несколько дней все столики в кафе сада Эрмитаж и заняв за несколько часов все свободные скамейки в парке.
За несколько минут до начала концерта одна пожилая дама, поглядывая на репетирующих музыкантов, волновалась: "Где банджист ? Почему с ними нет банджиста ? Банджо - это ведь сердце диксиленда !" В это время за сценой: "Ну что вы ! Ершов - это наш раритет. Мы не можем позволить ему играть. Он уже давно с нами не играет. Мы вынесем его гипсовым бюстом на сцену. Пусть рядом с Чайковским и Баташевым постоит. " Они так шутили.
Под старинные мелодии пары закружились в быстром, медленном, потом опять быстром фокстроте. Сумерки. В саду зажигают фонари и фонарики. С эстрады плывет "Сибирская колыбельная". Взрослые, зажмурившись, плывут по волнам своей памяти. Маленькие дети, как мышата за дудочкой Нильса, тянутся к музыкантам и медленно сжимают вокруг сцены кольцо. Пары кружат. Родители вспоминают. Кто-то маленький взбирается наверх к человеку, играющему на трубе, к Юлию Соуру, тыкается в клавиши Владислава Панкевича, проходит мимо тромбониста Анатолия Александрова, заглядывает в барабаны Александра Скрыпника. В нескольких шагах стоит Олег Кувайцев (альт-саксофон). Чуть слева - сердце диксиленда, Борис Ершов. Малыш подбирается к ветерану ансамбля, кларнетисту Александру Усыскину. Подошел, замер, долгий взгляд снизу вверх, а теперь соло ревом...
Концерт был очень теплый. Горячий. Алексей Баташев пел. Все танцевали. Со всех сторон летело: "Чудно!", " Изумительно!". В школе учили, что "нравилось - не понравилось" - это американский способ оценки произведения искусства, а нам надобно смотреть глубже. Как это было по-русски - "зри в корень" ? Так "Л.Д." этот корень и есть.

Ася Мелкумова

На первую страницу номера