Как это было
в Москве
|
Sax-Mafia (Сергей Летов, Николай Рубанов, Эдуард Сивков)
концерт в ДОМе 16 сентября
За
15 минут до начала концерта в зале культурного центра "ДОМ" было
человек 10. Это включая меня, фотографа и троих музыкантов. Ближе к
восьми часам подтянулись еще человек 15-20 - вот, в общем-то, и вся
аудитория. Возможно, конечно, московская публика пресыщена
выступлениями Сергея
Летова с другими его проектами, но, право слово, концерт стоил
того, чтобы потратить на него пару часов своего воскресного вечера.
"Саксофонная мафия" - духовой квартет, созданный по инициативе Эдуарда
Сивкова (известного работами в проектах "Не те", "Оркестр московских
композиторов"), в состав которого, помимо самого Эдуарда, входят
Сергей Летов (Руководитель "Три O" и множества других проектов),
Николай Рубанов ("Аукцыон", "Союз коммерческого авангарда") и Юрий
Яремчук ("Русско-Украинский проект", "Оркестр московских
композиторов").
16 сентября "Мафия" выступала в усеченном варианте: отсутствовал Юрий
Яремчук. Но даже втроем за полуторачасовой сет музыканты успели
использовать восемь саксофонов: от баса до альта.
Начали
с мощнейшего, по сути эмбиентного номера: Рубанов и Сивков на двух
бас-саксофонах устроили такую стену звука, какая бывает, когда
несколько пароходов на пристани дают гудки, - превратили воздух у
сцены в густое вибрирующее поле; практически никакого ритма, только
наложения звуковых волн. И на этом фоне - летовский тенор, то
выходящий на какую-то неочевидную мелодию, то снова уходящий в
атональность. Знаете, есть такие специальные чаши для медитации:
палочкой проводишь по ее краям - и постепенно пространство вокруг тебя
наполняется звуком, вибрацией. Вот у этой композиции было что-то общее
с такой чашей. Пароходный эмбиент, сеанс медитации на палубе.
Совершенно чудесно.
Вторая композиция - абсолютная противоположность первой. Четкая
ритмическая (почти танцевальная) структура, игривая мелодия. За
неимением ударных и баса, двое саксофонистов выполняют роль
ритм-секции, третий - импровизирует. Практически все остальные
композиции были сыграны именно по такой схеме.
В третьем номере слышались армянские (альт вместо дудука) и восточные
мотивы, привитые джазовой структуре. С этно играть модно - это знают
взрослые и дети. Другое дело, что у кого-то это получается хорошо, у
большинства же - пошло. "Мафия" - первый случай. В их сете было еще
несколько композиций, развивающих этническую тему. Первая называлась "Этно.Ру"
и представляла собой нечто ярмарочно-балаганное, джаза там было по
минимуму, зато пряники, люди, карабкающиеся по столбам за сапогами, и
общая праздничная суматоха-толкотня так и лезли в голову.
Отдельного упоминания стоит композиция "Смена времен года", прямо по
ходу которой музыканты меняли инструменты, по очереди импровизируя на
тему одного из сезонов. Концепция, конечно, предсказуемая, но музыка
от этого совершенно ничего не теряла. Николай Рубанов, пританцовывая
за саксофоном (эти вот танцы Рубанова - это вообще отдельная история)
выдал совершенно потрясающее соло: живая, завязывающаяся в хитрый узел
мелодия. Один из лучших номеров за вечер.
Какие-то южноамериканские и опять же армянские мотивы можно было
расслышать в композиции, которую Летов предварил словами: "Новый марш,
похоронный… (переглядываясь с Рубановым и Сивковым) может, по поводу
отставки правительства?". Еще один номер, в котором не обошлось без
этники - "Пентаграмма". Как объяснил Летов, "пятиконечная звезда,
переходящая в шестиконечную и обратно… между звездой Соломона и
звездой Давида". В общем, легко догадаться музыка, какого народа была
слышна в этой композиции - кстати, пожалуй, самой фри-джазовой из всех
прозвучавших. Пока музыканты исполняли "Пентаграмму", к сцене
нетвердой походкой подошел человек со стаканом пива, сказал: "Да я
перед вами даже на колени упаду!" - ну и упал. Так и сидел на коленях
перед сценой, проделывая не совсем понятные пассы руками, пытался
пожать музыкантам руки и уже после концерта с благодарностью сказал:
"Моя еврейская душа прям запела!". На "Пентаграмме" Сивков выдал
классное соло, чем-то напоминающее манеру Джона Зорна, хотя, возможно,
это просто мои ассоциации на прием с прижимаемым к коленке жерлом
инструмента, впервые мной увиденный именно в зорновском исполнении.
Пожалуй, самая мощная и интересная композиция, что прозвучала на том
концерте. Недаром так пробрало персонажа с пивом.
Вообще, когда люди под влиянием музыки падают на колени (пусть даже не
в самом адекватном состоянии) - это, знаете
ли, чего-то стоит.
|
Сергей
Бондарьков
фото: Руслан Белик
|
Фестиваль Алекса Ростоцкого в клубе "Союз Композиторов"
13-14
сентября в клубе "Союз Композиторов" басист
Алекс Ростоцкий
провёл собственный двухдневный фестиваль.
Первый день фестиваля прошел под названием "Блоха в саду Тюрильи" (Ростоцкому
очень понравилось это название статьи в газете "Культура", где
журналист соединил две его композиции в одно название). Вначале
Ростоцкий играл соло; на третьей пьесе к бас-гитаре присоединился
саксофон - на сцену вышел молодой музыкант Андрей Красильников,
который уже около года сотрудничает с Алексом. Вместе они играли тему
Орнетта Коулмана "Broadway Blues", которую
дополнил стишок про Бибигона, выразительно прочитанный Ростоцким.
Чуковский, сопровождаемый пассажами саксофона, удивительно органично
вписался в джазовую композицию 60-х годов. Саксофон ведет сольную
партию, на его фоне нарастает звук бас-гитары. Кажется, что она сейчас
догонит саксофон и захлестнет его своим звуком. Но нет, оба
инструмента затихают, словно по обоюдному согласию. Ростоцкий
пропевает партию баса голосом. Пассажи баса, пассажи голоса Ростоцкого.
Вскрикивает Алекс, вместе с ним вскрикивает и бас-гитара - может,
наоборот? А саксофон ставит акценты в звучании этого единства человека
и инструмента, так и пытается расшалиться, но, начав безобразничать,
тема обрывается.
На смену веселым композициям пришла легкая и мелодичная - "Ветер и
цветок". Эта пьеса с романтичным названием посвящается другу
Ростоцкого - фотографу из Лондона. Спокойная, счастливая и чистая, как
родник, мелодия. Тут есть и цветок, и ветер, нежно ласкающий его
лепестки, и тихая тоска одинокого цветка по ветру. Добрая грусть.
За соседним столиком, расчувствовавшись, молодой человек решил
поухаживать за девушкой, но переусердствовал и уронил стеклянную
крышку чайника в чашку. От звука зал вздрогнул.
Первый сет завершила сама "Блоха в саду Тюрильи". Пьесу украсил вокал
Алекса - первый куплет "Блохи" Мусоргского.
Откуда появилось название вашей последней работы "Время, когда
рыбы думают о прошлом"?
Вы
знаете, я сам "рыба", многие вещи у меня связаны с рыбами. Я все
время рисую рыб. Еще это, конечно же, моменты восточной философии,
книги. Просто хотелось создать такое название, чтобы, увидев его,
людям захотелось подумать над ним, почитать разную литературу, чтобы
найти объяснение.
Будете ли вы сегодня показывать фрагменты из вашего фильма с тем
же названием?
Ну, во-первых, сказать "мой фильм" было бы неправильным, потому что
в работе над ним участвовало много людей. Я попросил друзей снять
сюжеты своих путешествий, а затем мы смонтировали видео, добавив
музыкальный фон. Презентация прошла уже давно, три года назад, но
открытого показа никто не устраивал. Да, хотелось бы показать его и
широкой публике, но это требует очень больших затрат.
Александр Евгеньевич, в первый день фестиваля вы прочитали
публике стихи Чуковского. Почему Чуковский? Какие еще авторы/поэты
Вам особенно близки?
Все очень просто: в зале сидела маленькая девочка, захотелось
прочитать для нее Чуковского. К тому же, Бибигон - мой любимый
герой. А так нет определенных любимых писателей, не могу сказать,
что я знаток литературы. Если увижу нового интересного автора сразу,
хочу прочитать о нем, потом принимаюсь и за его произведения. Люблю
интересные хорошие книжки.
Уже несколько лет существует успешный проект "Джазографика", где
удачно сочетается музыка и живопись, будете ли вы создавать другие
подобные проекты в ближайшем будущем?
Меня сложно обвинить в "ничегонеделании" (улыбается). У меня
постоянно есть новые идеи, новые проекты. Да, есть идея создать
фестиваль современного искусства, чтобы там был, допустим
современный балет и мультипликация. В действительности, это очень
пограничные вещи. Хочется, чтобы джаз там был представлен как одна
из страничек современного искусства.
Какие композиторы, кроме Мусоргского, вам близки?
Честно говоря, я не очень жалую классику, мне интересно её
приложение в современном искусстве. Вот сегодня я буду играть
переложенную на бас-гитару композицию Клода Дебюсси. Люблю этого
композитора. Альбом, полностью посвященный Мусоргскому, я записал в
первую очередь для того, чтобы распространить русскую музыку по
миру. Я хочу, чтобы люди в разных уголках мира покупали мои
пластинки и чувствовали, что это русская музыка, русский дух.
Нравится ли вам русский музыкальный театр?
Да, я хожу иногда. Недавно смотрел "Бориса Годунова" в Большом в
постановке Сокурова. Оркестр, правда, играл плохо, никак им польская
сцена не удается. Но что тут скажешь? Они классические композиторы,
а я джазовый, никакого отношения к классике не имею. Скажешь, что
они плохо сыграли - они ответят, что я ничего не понимаю. Им
кажется, что у меня все ноты неправильные. Такой вот конфликт
жанров.
Русский музыкальный балет не люблю. Вот современный балет - другое
дело. Балетный ансамбль похож на джазовый, поэтому я люблю смотреть.
И напоследок, Александр Евгеньевич, как, по-вашему, проходит
фестиваль?
Да я не знаю... Народу вчера мало было - это плохо. Посмотрим,
как сегодня выступим, как зрителю понравится эта программа. У меня
было предложение к нескольким городам, что я приезжаю и устраиваю
фестиваль - даю 15-20 концертов, и каждый день другая программа. Они
делают глаза по 5 рублей и не верят, что я это смогу. Ну не верят, и
не надо. А я могу. В Москве мне поверили - я играю.
Второй вечер фестиваля прошел под названием "Джазографика".
Классическое джазовое трио - фортепиано, бас, ударные - и испанский
художник Фернандо Химено Перес совместными усилиями создают
неповторимый художественный образ, который зритель воспринимает как на
слух, так и на глаз. Этот проект существует уже несколько лет и без
преувеличения очень успешен. Все-таки зрелищность - залог успеха.
В этот раз источником вдохновения для импровизаторов служат советские
песни. Начали с "Ласковой песни" Марка Фрадкина.
Голос Ростоцкого мерно читает стихи, кисточка художника мазок за
мазком воссоздает расплывчатое, туманное настроение песни. Капли
краски перетекают одна в другую, создавая неповторимые оттенки, звуки
сливаются один с другим, создавая мелодию. Сгущаются звуки - сгущаются
краски. Ярче звуки - ярче краски. Художник удивительно точно
отслеживает настроение композиции. Акценты в мелодии рождают яркие
пятна на бумаге, но вскоре они расплываются в основной массе цвета,
оставляя о себе лишь размытые воспоминания. Так же исчезают и звуки.
Художник намеренно использует много воды, чтобы подчеркнуть текучесть
и размытость, такая же и мелодия: она течет как вода.
Песня композитора Юрия Бирюкова из кинофильма "Дом, в котором я живу"
- "Ты сама догадайся" ("Тишина за Рогожской заставой..."). Фернандо
Химено Перес, недолго думая, рисует на листе влюбленную пару, в то
время как на сцене и вправду накаляются страсти. Пианист подпрыгивает
со стула, барабанщик неустанно нагнетает напор на тарелках, только
лишь Ростоцкий, кажется, сохраняет самообладание, но так ли это?
В картине преобладает розовый цвет. Видно, что композиция вышла легкая
и игривая.
Затем музыканты создали образы на лирические песни Никиты
Богословского - "Три года ты мне снилась" и "Почему ж ты мне не
встретилась?". Теплые джазовые аранжировки заглушают советскую тоску,
рождая светлые трогательные интонации. В них русская народная грусть,
советская вера и беззаботность черных музыкантов сливаются воедино.
Ростоцкий создает впечатляющие коллажи, несовместимое у него сливается
в яркий союз. В наших привычных песнях больше нет печали и отчаянья,
их рассеяло неповторимое жизнелюбие афроамериканцев.
Первую часть вечера музыканты окончили патриотической композицией. На
холсте испанского художника под солнцем краснела кремлевская стена.
На смену классическому трио во втором отделении пришёл квартет. Вечер
продолжили произведения из альбомов Ростоцкого "Время, когда рыбы
думают о прошлом"и "Splashes", начиная с жизнерадостной "African
Village" - интересное сочинение Ростоцкого. Композицию начинает
имитация народного африканского вокала (по звучанию напоминающее
горловое пение), затем звучат народные мотивы, солирует саксофон,
похожий на звуки тропических джунглей.
Алекс Ростоцкий отреагировал на потрясшее весь джазовый мир печальное
событие - смерть клавишника Джо Завинула, сыграв одну из композиций
великого музыканта в его память.
Художник уже не помогал музыкантам создавать музыкальные образы,
однако вторая часть вечера получилась ничуть не менее яркой. Теперь
музыканты создавали свою картину, квартет компенсировал отсутствие
визуального образа потрясающей энергетикой.
Фестиваль завершили две великолепных пьесы: вариации на произведение
Клода Дебюсси "Затонувший собор" и "Сад камней", названный Ростоцким
"громогласным". Заключительный удар барабана. Занавес опущен, длинные
и бурные овации. Фестиваль подошел к концу. |
Ольга
Ягова |
В нынешнем составе московская группа Urban Funk Army существует
второй год. Асия Низамова, Полина Касьянова, Марк Симон, Александр и
Сергей Липские, Андрей Якунин, Александр Лифшиц, Борис Ионов, Олег
Шунцов, Константин Лиховид, Александр Сахаров, Александр Касилов -
дюжина смелых. Музыканты молоды (средний возраст 23-24) и полны
энтузиазма. Начав не с самых престижных площадок, сегодня Urban Funk
Army выступают в "Союзе Композиторов" и "16 тоннах". По ссылке -
фотоотчет о недавнем концерте группы как раз из "16 тонн"...>>>> |
|
|