Утверждают, что в жизни всегда происходит то, что должно произойти. Тем
не менее, часто это должное выглядит как цепь счастливых случайностей,
удачное стечение обстоятельств, на первый взгляд совершенно не связанных
друг с другом. Вот и в цепочке событий, предшествовавших сибирскому туру
канадской скрипачки
Тани Калманович,
трудно уловить какую-либо логику. Впрочем, буду последовательным.
С
самой Таней Калманович я познакомился во время стажировки в Луивилле
летом 2006 года. Знакомство, правда, вышло весьма беглым - толком
пообщаться во время конференции Ассоциации джазовых школ не удалось
из-за пересыщенного графика. Несмотря на это, Таню я запомнил - по
концерту участников конференции, где она солировала в композиции Димоса
Димитриадиса, преподавателя из Греции. Глубокий, мощный звук её альта и
эмоционально окрашенная игра в сочетании с блестящей техникой - то, что
было тогда мной отмечено. Вскоре наши пути снова пересеклись: оказалось,
что Калманович администрирует сеть электронной рассылки ассоциации; но и
тут общение ограничилось парой писем. И лишь в связи с неожиданным
знакомством с красноярским продюсером Генрихом Хаскиным общение наше - и
человеческое, и профессиональное - не просто продолжилось, но и
невероятно углубилось.
Знакомство
же с Генрихом Яковлевичем опять-таки выглядело как случай: прошедшим
летом мы пересеклись в Красноярске, нужно было что-то от кого-то
передать. Разговорились; выяснилось, что мой собеседник возглавляет
музыкально-продюсерский центр, уже несколько лет занимающийся
организацией фестивалей и концертов в регионе и его окрестностях. Тут
же, по свежим следам, Хаскин познакомил меня с арт-директором
передвижного фестиваля "Классик-шоу" Святославом Оводовым - пианистом,
представителем династии профессиональных музыкантов, педагогом
Красноярского музыкального училища. В плане будущих контактов пока
ограничились общими разговорами; но уже через месяц сотрудничество
приобрело реальные очертания: очередному фестивалю потребовался
хэдлайнер из-за рубежа. Клич, брошенный по интернету, и был подхвачен
Таней Калманович.
Биография Тани выглядела как нельзя более подходящей для роли хэдлайнера.
Уроженка Канады, выпускница знаменитой Джульярдской школы, преподаватель
Консерватории Новой Англии в Бостоне, не ограничивающий свою
педагогическую деятельность одними Соединённым Штатами - она преподавала
в высших музыкальных учебных заведениях Голландии, Британии, Чехии,
изучала в Индии традиционную музыку, о которой пишет в настоящее время
диссертацию. Причём сфера интересов Калманович - современная
импровизация - полностью соответствовала идее нынешнего "Классик-шоу":
показать сибирской публике различные формы импровизационности в музыке,
как в компонированной, так и в создаваемой спонтанно. Три города -
Томск, Красноярск и Иркутск - стали пунктами проведения передвижного
фестиваля; четвёртым городом, с которого и началось Танино турне, стал
Новосибирск, где ей предстояло играть с джазовыми музыкантами.
Первая же репетиция в Новосибирске показала существенную разницу в
подходе к музыкальному материалу. Пьесы, предоставленные Таней для
исполнения, оказались детально аранжированными, с огромным количеством
выписанных фрагментов, с непростыми ритмическими рисунками.
Потребовалось значительное время, чтобы вникнуть в замысловатую ткань
этих композиций - и, честно говоря, даже после их исполнения на двух
новосибирских концертных площадках нам было в них недостаточно уютно.
Таня, вероятно, это почувствовала и не стала настаивать на большем
проценте своей музыки в концерте, ограничив её присутствие лишь тремя
опусами. Всё остальное пространство заняли свободные импровизации по
заданным схемам. Хотя свобода в их исполнении, признаться, получилась
весьма относительной - ритм-группа в лице Дмитрия Аверченкова и Сергея
Беличенко неизменно "скатывалась" на привычный джаз, Таня же
предполагала несколько иной язык в подобной музыке. Создалось
впечатление, что в обоих новосибирских концертах - и в "Бродячей
собаке", и в "Республике" - мы только и занимались тем, что искали общий
знаменатель, на основе которого можно было бы сотворить действительно
что-то органичное. К сожалению, более-менее внятная органика наметилась
лишь во втором выступлении квартета. Как заметил Беличенко после
концерта в "Республике", ещё бы недельку - и можно на диск записаться.
Впрочем, запись в планы уже никоим образом не вмещалась - на следующее
утро мы вдвоём с Таней отправились в Томск.
С этого города, собственно, и начиналась череда событий, составлявших
программу фестиваля "Классик-шоу". Его мероприятия не ограничивались
одними лишь концертами: поскольку в организации фестиваля принимали
участие не только концертные организации, но и музыкальные учебные
заведения, к выступлениям добавились и встречи со студентами и
педагогами разного формата - от дружеских посиделок за чашкой чая до
мастер-классов и творческих мастерских. Клубных концертов более не
намечалось: единственное выступление вне фестивального графика в томском
джаз-клубе "Underground" отменил лично хозяин этого клуба, мотивировав
своё решение тем, что "эта психоделия отпугнёт посетителей".
Уж
не знаю насчёт "психоделии", но опасения организаторов "Классик-шоу"
относительно сложности и непривычности современной импровизации для уха
непосвящённой провинциальной аудитории оказались беспочвенными. При
очень разных форматах наших выступлений - от 15 минут в общем концерте в
Красноярске до полноценного полуторачасового концерта в Томской
филармонии - и разных размерах аудитории (на концерте в Красноярске
присутствовали почти 700 человек, в Иркутске и Томске - вряд ли более
сотни) количество слушателей, покинувших зал во время нашей игры не
превысило число три. Нужно отдать должное Тане, игра которой стала на
удивление более разнообразной и изобретательной, и в то же время – более
тонкой и глубокой, нежели в новосибирских выступлениях. Думаю, сказался
момент адаптации - в Новосибирске Калманович отходила от сложного
перелёта, в силу обстоятельств занявшего почти три дня. Но более
существенный позитивный фактор, на мой взгляд, заключался в том, что
исчез элемент невольного джазового "навязывания", исходивший от
ритм-группы: дуэтная игра предоставляла большую свободу и позволяла
строить импровизацию, базирующуюся на элементах классического
музыкального языка, значительно более продуктивно.
О своих музыкальных пристрастиях Таня подробно рассказывала на
многочисленных творческих встречах. "У меня нет специального джазового
образования, - признавалась она, - но меня всегда тянуло к импровизации.
Во время обучения в Джульярде у меня были проблемы с педагогом именно по
этой причине - академическая атмосфера препятствовала свободе
самовыражения, к которой я всегда стремилась. В результате педагога
пришлось сменить... Джазовой же импровизацией я начала заниматься лет
семь назад, но, хотя иногда и играю стандарты в джазовых коллективах,
основное поле моей творческий деятельности - это импровизация,
проистекающая из классики, точнее - из академической музыки ХХ века -
Бартока, Лигети, Шостаковича."
Впрочем, творчество не даёт должных доходов, потому и приходится
заниматься рутиной. "Я играю на свадьбах, - признаётся Таня, - еврейскую
и ирландскую музыку, а также поп-мелодии. Это сложная работа, отнимающая
много сил и времени, но она даёт заработки. В моей ситуации это
существенно, ведь я живу в непростых условиях - я гражданка Канады,
обитающая в одном из самых дорогих городов мира - Нью-Йорке. В этот
город я стремилась давно и сейчас не представляю, что могла бы жить
где-то в ином месте - ведь тут столько потрясающих музыкантов... Но за
всё надо платить."
Множество вопросов на встречах было связано с состоянием музыкального
образования в США. "В Америке много музыкальных учебных заведений - и
частных, и государственных, - рассказывала Таня, - но они финансируются
крайне недостаточно. И потому многие, даже очень престижные,
университеты охотно принимают студентов, которые в состоянии платить за
своё обучение. При этом не слишком обязательно, чтобы у этих студентов
были высокие профессиональные способности - главное, чтобы своими
деньгами они могли компенсировать недостаток финансирования. Иностранным
студентам отдаётся предпочтение из тех же соображений - ведь
предполагается, что они могут платить за обучение больше. В Европе
ситуация несколько лучше, и тем, кто желает там учиться, можно
порекомендовать ряд учебных заведений, которые учат не хуже
американских, но при этом значительно дешевле для иностранцев -
например, в Гааге или в Хельсинки... В США же с музыкальным образованием
в принципе серьёзные проблемы - ещё 30 лет назад в каждой
общеобразовательной школе был достаточно сильный курс обучения музыке,
были и неплохие музыкальные школы. Сейчас всё иначе - престиж профессии
музыканта упал, и множество даже именитых исполнителей поддерживают своё
благосостояние за счёт клубных заработков. А стройной системы
музыкального обучения молодёжи практически нет»
Не могло не вызвать вопросов и русское происхождение имени гостьи. "Моя
фамилия - Калманович - досталась мне от отчима, русского еврея,
родившегося на Кипре - его родители эмигрировали туда из России в 1917
году. Предки же моих родных родителей - выходцы с Украины и Польши,
покинувшие свои земли ещё в конце XIX века. Имя я получила от моей мамы
- она назвала меня по имени главной героини популярного в 60-е годы
фильма "Доктор Живаго". На этом фоне моё сильное желание приехать в
Сибирь выглядит вполне естественным - эта земля манит меня ещё с
подросткового возраста..."
Сибирский тур, похоже, принёс Тане массу открытий. Она поражалась
теплоте приёма и заботе, которую к ней проявляли на протяжении всего
путешествия; её несказанно удивила глубина вопросов, которые ей задавали
на встречах с музыкальной общественностью - о музыке, её содержании, о
жизни вообще. "В Нью-Йорке таких серьёзных и глубоких тем в музыкантской
среде не касаются в принципе, - призналась она однажды, - в основном все
разговоры сводятся к тому, кто какую халтуру заполучил." Пожалуй,
серьёзного удивления не вызвала лишь сибирская зима - в Канаде, откуда
Таня родом, те же снега и морозы. Но такой чуткой и отзывчивой
аудитории, таких заинтересованных и инициативных студентов, буквально
атаковавших гостью вопросами, такого внимания со всех без исключения
сторон, по собственному признанию Тани, она ещё не встречала никогда.
Что ж, кажется, удовлетворение туром - обоюдное. Подводя его итоги, все
сошлись на необходимости продолжать начатые контакты, придав им
образовательный характер. Наверное, слишком самонадеянным прозвучало бы
высказывание, что российская импровизационная музыка прирастать будет
Сибирью, но - как знать, может быть, в этой области что-то и удастся
сделать. Особенно - если Запад нам поможет. И сдаётся мне, что в лице
Тани Калманович - канадского импровизатора и педагога из Нью-Йорка
украинско-польского происхождения с русской фамилией - мы приобрели в
благородном деле распространения импровизационной музыки надёжного
союзника.
Роман
Столяр
Новосибирск - Томск - Красноярск - Иркутск - Новосибирск
|