После II фестиваля
        "Джаз в саду Эрмитаж" довелось услышать
        такое мнение (пожилой джазовый фан открыто и
        бурно делал его достоянием гласности, явно
        рассчитывая на уши организаторов): мол,
        пятнадцать-двадцать лет назад любой
        джаз-фестиваль был открытием, революцией. А
        теперь - скука одна. Все одно и то же. Вот и в
        "Эрмитаже", мол, тоже - полное повторение
        прошлого года. 
        Позвольте публично с этим господином не
        согласиться, хотя, конечно, право на свое мнение
        он имеет. 
        Во-первых, в наше время фестивали, как правило,
        молоды. Это только Новокузнецкий фестиваль в 14-й
        раз проведен (и еще несколько периферийных долго
        держатся). Что же до московских фестивалей, то их
        история в основном исчерпывается двумя, тремя,
        максимум - пятью годами. Некоторые - например,
        фестиваль, проводимый Московским
        джаз-ангажементом - даже перестали ставить
        порядковый номер в своем названии, настолько
        извилиста и прихотлива их история, со сменой
        названий, площадок и концепций. Вот и фестиваль в
        "Эрмитаже" прошел всего во второй раз.  
        Естественно, каждый новый фестиваль - почти
        всегда открытие: новая компания организаторов в
        соответствии со своими вкусами и кругом
        знакомств формирует новую программу. А поскольку
        новых фестивалей в последние три года очень
        много, то и впрямь создается впечатление
        революционной новизны. Нет, не двадцатилетней
        давности это ощущение - гораздо свежее. 
        Но вот наступает момент, когда фестиваль
        проходит не в первый раз, а во второй. А делать его
        продолжает все та же компания, все с теми же
        вкусами и тем же кругом знакомств. Ага, кричат
        тогда знатоки - опять то же самое! 
        Выходов тут два. Либо количественный, либо - в
        полном соответствии с марксистской диалектикой -
        качественный. Опять-таки в полном соответствии с
        непобедимым учением оба они, количественный и
        качественный, зачастую с удовольствием
        переходят друг в друга. Ну, например - привлечь
        новых музыкантов из-за рубежа, из других городов
        и т.п. Это одновременно и новое количество - чисто
        статистически в фестивале во второй раз
        принимают участие не только прежние музыканты,
        но и новые - и новое качество (ну, в большинстве
        случаев: бывает же и такое количество, до
        перехода которого в качество должно ну очень
        много времени пройти, но это, к счастью, не наш
        случай). 
         Конечно, на II "Эрмитаже"
        выступило много тех же самых коллективов, что и
        год назад. Это и "Капелла Дикси" кларнетиста
        Льва Лебедева (бравая сборная Москвы по
        диксиленду открывала в этом году фестиваль 20
        августа), и аккордеонист Владимир Данилин, и
        Сергей Манукян, и "Джаз-бас театр"
        арт-директора фестиваля, бас-гитариста Алекса
        Ростоцкого. Но - вот и все. Больше пересечений не
        было. Кроме того, изменились и те, кто был и в
        прошлом году. Ну, например, Данилин играл сразу с
        двумя своими составами - квартетом (он сам, Алекс
        Ростоцкий на басу, Александр Шевцов на гитаре и
        Евгений Рябой на барабанах) и "Супертрио"
        (он, Ростоцкий и гитарист Алексей Кузнецов). И
        программа, естественно, была совсем-совсем
        другой (в основном основанной на недавно
        вышедшем альбоме Данилина "Once I
        Loved"). А "Джаз-бас театр" и вовсе был
        совершенно иным: в составе по болезни
        отсутствовал главный ориенталист российского
        джаза, трубач Юрий Парфенов, поэтому
        ориентальный уклон в музыке ансамбля был едва
        заметен, зато резко усилилась фанковая, почти
        танцевальная составляющая. Может быть,
        выступление "Джаз-бас театра" получилось
        чуть менее концептуальным, чем год назад, зато
        куда более драйвовым и веселым. Народ это
        немедленно отметил, и буквально со второй
        композиции завершавшего программу фестиваля
        "Джаз-бас театра" дощатая площадка перед
        эстрадой сада покрылась буйно танцующим народом
        (от неукротимо прыгающих детишек и напоказ томно
        гнущихся девиц до подгулявших Старых Джазовых
        Фанов), что на джазовых фестивалях в России -
        исключительная редкость. 
        Кстати, о народе. В первый вечер количество
        посетителей фестиваля перевалило за тысячу, во
        второй и третий в саду только по внутреннюю -
        платную - сторону забора было не меньше двух
        тысяч человек ежевечерне, да еще по полторы-две
        сотни стояло и сидело с внешней стороны
        (соответственно, халявной). Старых Джазовых
        Фанов, столь приметных в прошлом году
        неумеренным пьянством и неуемными воплями, было
        очень немного, зато было множество молодежи.
        Причем молодежь явно пришла по делу - не только
        валялась на травке и хлестала пиво (кстати,
        несколько менее дорогое, чем в прошлом году), но и
        собственно джаз слушала, причем вполне
        квалифицированно и очень заинтересованно. 
         А теперь еще об
        участниках.Безусловные слушательские фавориты -
        в первый вечер блистательный киевский вокальный
        ансамбль Man Sound, во второй - Туркмен-джаз
        "Нисса". И те, и другие к традиционному джазу
        имеют мало отношения. Man Sound, как известно, поют
        главным образом госпелз, украинский фольклор и -
        чуть-чуть - джазовую классику; что же до
        Туркмен-джаза (в котором, кажется, только один
        настоящий туркмен - яростный перкуссионист), то
        это - классное эстрадно-фольклорное шоу с
        заметными джазовыми элементами, идеальный
        вариант для фестивалей, вполне сопоставимый по
        уровню слушательских  восторгов с таким же явлением - Энвером
        Измайловым. Вообще именно "Нисса", как нам
        кажется, заслуживает права быть названной лучшим
        шоу фестиваля: мощные, метр в обхвате,
        туркменские шапки, атласные халаты, изобилие
        пулеметной перкуссии и достаточно искушенные
        аранжировки вполне искупают практически полное
        отсутствие собственно джаза как такового.
        Единственный сильный (но зато по-настоящему
        сильный) импровизатор в ансамбле - перкуссионист
        по прозвищу Хак, и его искусство коренится
        непосредственно в зажигательном до
        пожароопасности туркменском фольклоре, а вовсе
        не в более привычных джазовых источниках типа
        латино или самбы... Примечательно, что
        руководитель этой роскошной компании - хрупкая
        барышня, пианистка Варвара Рогович. Полный
        состав таков: Варвара Рогович - фортепиано,
        Евгений Чупрун - тенор-саксофон, Давид Аванесов -
        бас, Лев Амирзадов - барабаны, Хакберды
        Алламурадов - перкуссия. 
         Интересную программу показал
        ансамбль скрипача Феликса Лахути. Кажется, после
        длительного периода сотрудничества с группой
        "Браво" Феликс наконец-то возвращается
        обратно в джаз, где его так  не
        хватало. Отличный новый состав показал ветеран
        барабанов Виктор Епанешников: в его ансамбле -
        сразу два молодых солиста из числа "надежд
        российского джаза" - 25-летний трубач Виталий
        Головнев и 16-летний тенор-саксофонист Дмитрий
        Мосьпан. Энергия и страсть Мосьпана,
        утонченность и искренность Головнева добавили
        ансамблю Епанешникова так много, что он
        (ансамбль), кажется, только и начал обретать свои
        подлинные черты. 
         "Второе
        приближение" пианиста Андрея Разина с
        участием певицы Татьяны Комовой
        продемонстрировало лучшие вещи своей концертной
        программы (естественно, репертуарно пересекшись
        с собственными выступлениями на недавней
        "Джазовой провинции") и вполне заслуженно
        было награждено мощными аплодисментами: все-таки
        этот проект трудно сравнить с чем бы то ни было в
        нашем нынешнем джазе, но при всей неодномерности
        и - временами - сложности своих прихотливых
        музыкальных построений они умудряются
        устанавливать и сохранять контакт с публикой,
        что в авторской музыке такого уровня сложности -
        редкость. Тут, конечно, снобы и Большие
        Специалисты дружно фыркнут и скажут, мол, ну
        какая же там сложность. А вот такая, гг. с. и Б.С. Не
        забывайте, что имеем мы дело с аудиторией,
        которая в массе своей вовсе не обязана
        разбираться в чем бы то ни было сложном ,а вовсе
        даже жаждет простых музыкальных удовольствий. И
        вот для нее-то, для аудитории (к которой и мы себя
        относим), музыкальный материал "ВП"
        достаточно сложен - это не просто не "Мурка"
        (ой, да какой же степени это не "Мурка"), это
        даже не общепонятный узким кругам джазовый
        мэйнстрим. А вот поди ж ты, слушает аудитория и
        радуется. Вот только жаль, что уж больно
        неудачное место было уготовано "ВП" в
        фестивальной программе - открыли третий день, в
        полпятого дня, и все, а основная масса народа
        пришла к вечернему концерту (начинавшемуся в
        семь) и долго спрашивала, когда же будет Разин. 
        Хорошо отыграл "Транс-Атлантик", когда-то
        уфимский, а ныне, увы, безнадежно московский
        фьюжн-коллектив. Недавно группа потеряла второго
        (и, заметим, игравшего все клавишные соло)
        клавишника Владислава Сенчилло, перешедшего в
        рок-коллектив "Треф", так что уфимцев в
        составе осталось только два - барабанщик Руслан
        Капитонов и лидер, клавишник Сергей Чипенко.
        Кстати, перемена в составе пошла группе на
        пользу: прежняя "стена звука" уступила более
        прозрачному и (может быть, поэтому) более
        искушенному звучанию. 
        А вот после выступления ансамбля "Звезды
        Российского Джаза" (который так и подмывало
        назвать "Легенды Советского Джаза" -
        аббревиатуру составляйте сами) знающие люди
        ходили по дорожкам сада и поднимали друг перед
        другом пальцы со словами "во жахнули!". И в
        самом деле - ветераны не стареют не только душой,
        но и игрой. Увы, как же раньше случалось, извините
        за выражение, обламываться, слушая разнообразные
        "сборные": не отрепетрировано, сыро, скучно,
        плохо! И вдруг - действительно "жахнули". Вот
        барабанщик Александр Гореткин - сидит почти
        неподвижно, руки почти что и не двигаются, а какой
        вкус, какая плотная, упругая игра! А ведь он, по
        меткому замечанию ведущего Алексея Баташева,
        один из  немногих, кто помнит еще
        музыкантскую "биржу" на Неглинной в 50-е годы.
        А какой четкий, мощно свингующий звук контрабаса!
        И неудивительно: ведь его источник - массивные,
        крупные руки самого "черного" из московских
        басистов своего поколения, ныне - профессора
        Гнесинки Анатолия Васильевича Соболева. Какой
        сочный, изысканный тенор-саксофон - сдержанный,
        холодноватый, но глубоко искушенный. Это -
        седоглавый Станислав Григорьев. А какая труба -
        мощная, по-ньюйоркски свободная, певучая... Виктор
        "Арзу" Гуссейнов. Что уж говорить о гитаре,
        на которой играл Алексей Кузнецов, и о фортепиано
        самого Игоря Бриля! Это было замечательно: тут
        вам и живая связь джазовых поколений, и зримое
        подтверждение того, что история джаза в нашей
        стране началась если и не в 1922 г., как гласит
        официальная версия (впрочем, нет причин не
        соглашаться с ней), то и не вчера. 
         Петербургский пианист Андрей
        Кондаков, выходя со сцены после своего
        выступления, с сожалением оглянулся и молвил:
        "А жалко, рояль же есть, хотелось бы и джаз
        поиграть"... Но приехал он на этот раз не с
        джазовым проектом, а с фьюжновым. И тем не менее
        был органичен и интересен, как всегда. И проект
        его был хорош. Правда, лично Андрею пол-обедни
        испортил тот факт, что играл он на чужом (пусть и
        хорошем) синтезаторе, к ручке громкости которого
        он никак не мог приладиться (и клавишные партии
        то проваливались, то "торчали" - при том, что
        звукорежиссер за пультом ни одной ручки не
        трогал). Но Андрею удалось превозмочь заморскую
        железяку эмоциональной лиричностью своей игры. И
        ритм-секция была на высоте - только что
        переехавший в Москву из Питера и еще не успевший
        забыть партий из музыки
        Кондакова молодой барабанщик Александр Машин и
        искушенный питерский контрабасист Григорий
        Воскобойник. Но - не в обиду будь сказано
        Кондакову - главным героем состава в этот вечер
        оказался не Андрей и не ритм-секция. Оказался им
        блюзовый гитарист  Валерий
        Белинов, с которым Андрей давно и плодотворно
        разрабатывает фьюжновую жилу и в этом проекте, и
        в группе "без Адреса". Белинов был так
        убедителен на своем пронзительном черно-белом
        "Телекастере" и так смачно пел собственного
        сочинения блюз "Big Fat Mama", что под конец
        выступления поставил сад "Эрмитаж" на уши
        (чего сад ждал и весь тот, третий вечер фестиваля
        никак не мог дождаться).  
        Кстати, на рояле Кондаков-таки поиграл, правда,
        днем раньше - выступая вместе с Сергеем
        Манукяном. 
        И, наконец, "дальнее зарубежье" на фестивале
        было представлено выступавшим в третий вечер
        польским ансамблем п/у Кшиштофа  Завадского.
        В афише он был громко назван "Polish All Stars", что
        действительности не вполне соответствует -
        большинство участников даже не из Варшавы, а из
        Катовиц (там они преподают в известной
        Катовицкой джазовой школе), и уж тем более вряд ли
        может считаться лучшими польскими джазменами.
        Впрочем, ансамбль вполне достойный, крепкого
        среднеевропейского уровня. Тромбонист явно
        много слушает Билла Уотруса: характерная мягкая,
        закругленная манера игры без детонации и жесткой
        атаки плюс склонность к некоторой
        мечтательности весьма напоминают звучание
        американского мастера, но при этом поляк вполне
        индивидуален. Саксофонист, правда, на сцене был
        холодноват, но очень хорошо показал себя на
        ночном джеме с московскими джазменами в ночь
        после последнего концерта фестиваля. 
         Таков
        был II фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж". Да,
        действительно, ощущения новизны в нем было
        меньше, нежели в прошлом году. Оно и
        неудивительно - фестивальная формула, вполне
        удачная, найдена и вряд ли изменится. Но это был
        просто хороший фестиваль. Помимо
        революционности новизны, столь привычной в
        бурные годы не зависящих от нас перемен, нам
        придется теперь осваивать заново еще одно
        чувство - традиционной стабильности. И учиться
        чувствовать, что стабильность тоже хороша.
  |