502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #31
В городском саду играет "антитоталитарный" джаз...
"Джаз в саду Эрмитаж"А не духовой оркестр, как поется в известной песенке. Но все равно "на скамейке, где сидишь ты, нет свободных мест" .Так, во всяком случае, было 20-22 августа в отреставрированном саду "Эрмитаж", где второй раз проходил фестиваль "Джаз на открытом воздухе".
...Прислушаемся к упреку Юрия Саульского в том, что "журналисты во всем видят только черную сторону, а об удачах не пишут", и скажем сразу, что Фестиваль прошел с успехом, без заметных срывов и откровенных разочарований. И на отгороженной территории перед садовой ракушкой (за вход брали 100 рублей) и просто в саду, вне ее, свободных мест не было. Профессиональный уровень участников ниже той отметки, когда его отсутствие становится заметным, не опускался. К началу "Второго джаз-фестиваля на открытом воздухе" успели выпустить звуковую хронику первого - прошлогоднего. Если уж очень придираться, то не все в порядке было только со звуком.
Ну, а теперь по существу. Три дня, пять концертов, 12 московских коллективов, под одному - из Петербурга (квартет Андрея Кондакова), из Киева (вокальный ансамбль "Man Sound"), из Туркмении (джаз-группа "Нисса") и, наконец, из Польши (квинтет "Walk Away"). Пусть читатель сам решает, достаточно ли этого для "международного" статуса (чем весьма были озабочены сами организаторы). Инициаторы этого "садового действа" - менеджер джаз-клуба "Birdland" Михаил Грин и его (и всего Фестиваля) художественный руководитель Алекс Ростоцкий. Соответственно и творческая задача фестиваля - это не столько садово-парковый аттракцион, сколько шанс для джазистов, погруженных в ночную атмосферу ресторанов с музыкой, глотнуть свежего воздуха. И зря организаторы удивлялись, что пустыми остаются дорогие "места для VIP'ов" - зачем было платить по 30 у.е. , чтобы услышать тех, кого и так можно услышать каждый день? К чести музыкантов, большинство из них не выходит на плэнер с тем, что играется в закрытых залах. Например, один из двух "домашних" ансамблей клуба "Birdland" (с аккордеонистом-виртуозом Владимиром Данилиным) фактически представил программу своего первого компакт-диска. А серьезная джаз-роковая группа "Транс-Атлантик" (из театра Марка Розовского), наоборот, отказалась от композиций своего клавишника Сергея Чипенко, и выдала отличную развлекательную программу из репертуара группы "Brasil'88".
"Электрическую музыку" играли и квартет пианиста Андрея Кондакова с рок-гитаристом Валерием Белиновым, и квинтет скрипача Феликса Лахути и еще один коллектив Ростоцкого - "Джаз-бас-театр". Особенно эффектно сыграла "труппа" худрука фестиваля "Бродвейский блюз" Орнетта Коулмэна: сразу две бас-гитары - Ростоцкого и Антона Ревнюка - прекрасно дополняют друг друга. На джаз-роке специализируется самый наш обаятельный вокалист Сергей Манукян. Но с помощью питерского пианиста Кондакова певец сделал акцент на джазовом репертуаре. И блестяще справился с тем, что под силу далеко не каждому джазовому трубачу или саксофонисту - например, виртуозной пьесой "Airegin" Сонни Роллинса .
За исключением "Капеллы Дикси" кларнетиста Льва Лебедева и "Мерседес-джаз-бенда" барабанщика Бориса Матвеева, почти все в "Эрмитаже" - современный джазовый "мэйнстрим" - квинтет с трубой и саксофоном, не особенно отклоняющийся от вариаций на темы "добитлзовских" 60-х. И у молодых саксофонистов (Леонид Шупик, Дмитрий Мосьпан) и трубачей (Виталий Головнев) из квинтета Ивана Фармаковского и Виктора Епанешникова это получается не хуже чем у тех, кто с этой музыкой вырос. Даже лучше. Наспех собранная из "заслуженных артистов" команда "Российские звезды" выступила так, как раньше "мастера искусств" встречались с своим народом - не прилагая никаких творческих усилий и не говоря ничего нового. Из расчета, что публике сделается приятно от одного их появления на сцене. В польском "Walk Away" тоже собрались звезды (саксофонист Петр Барон и тромбонист Гжегож Нагурский), но играли поляки не дежурные стандарты, как наши, а свои собственные вещи и с завидным, почти юношеским энтузиазмом.
Хотя публика тепло приняла туркменский ансамбль "Нисса" - с ее стороны это не более, чем дань моде на музыкальную экзотику. На самом деле, без "цветущего урюка", составленного посланцами Туркмен-баши буквально по незабвенным рекомендациям Остапа Бендера, вполне можно было бы обойтись.
А вот без нового коллектива "Второе приближение" фестиваль был бы совсем другим. Это - камерно-интеллектуальное "кино не для всех" и уж тем более не для демонстрации на плэнере в солнечное воскресенье. Впрочем, если новый коллектив ставил своей целью - обратить на себя внимание профессиональных кругов , то, без сомнения, своего он добился и качественными стилизациями под Майлза Дэйвиса (труба Владимира Галактионова) и эзотерической смесью Белы Бартока (рояль Андрея Разина) с Лакшми Шанкар (голос Татьяны Комовой).
Чего определенно не хватает в "Эрмитаже" вот уже второй раз, так это молодежного техно-джаза и джаз-оркестров - тем более, что. последние буквально созданы для парковых ракушек и к тому же - сейчас у молодежи в моде биг-бэндовый ритм-энд-блюз .
Но все равно - производитель коньяка "Hennessy", наверное, правильно сделал, вручив свою премию - трехлитровую бутыль благородного напитка Алексу Ростоцкому. Все-таки, и идея "вмонтировать джаз в городскую среду" - хороша, и воплощение ее - можно сказать, на уровне международных стандартов.
Свое вступительное слово "Джаз в саду "Эрмитаж" композитор-лауреат Юрий Саульский начал с весьма спорного утверждения "Тоталитаризм и джаз не совместимы". А как же быть тогда с ГДР середины 80-х, поощрявшей джаз во всех отношениях и в то же время запрещавшей советскую прессу эпохи начавшейся гласности? Если учесть, что на открытом воздухе в "Эрмитаже" все-таки не было ни биг-бэндов, ни - положа руку на сердце - международного звездного проекта (да хоть бы Михала Урбаняка, о котором ходили слухи), то как называется то, что мы сейчас имеем? Тоталитаризм - или еще как?

Дмитрий Ухов

На первую страницу номера