|  А не духовой оркестр, как поется в
        известной песенке. Но все равно "на скамейке,
        где сидишь ты, нет свободных мест" .Так, во
        всяком случае, было 20-22 августа в
        отреставрированном саду "Эрмитаж", где
        второй раз проходил фестиваль "Джаз на
        открытом воздухе". ...Прислушаемся к упреку Юрия Саульского в том,
        что "журналисты во всем видят только черную
        сторону, а об удачах не пишут", и скажем сразу,
        что Фестиваль прошел с успехом, без заметных
        срывов и откровенных разочарований. И на
        отгороженной территории перед садовой ракушкой
        (за вход брали 100 рублей) и просто в саду, вне ее,
        свободных мест не было. Профессиональный уровень
        участников ниже той отметки, когда его
        отсутствие становится заметным, не опускался. К
        началу "Второго джаз-фестиваля на открытом
        воздухе" успели выпустить звуковую хронику
        первого - прошлогоднего. Если уж очень
        придираться, то не все в порядке было только со
        звуком.
 Ну, а теперь по существу. Три дня, пять концертов,
        12 московских коллективов, под одному - из
        Петербурга (квартет Андрея Кондакова), из Киева
        (вокальный ансамбль "Man Sound"), из Туркмении
        (джаз-группа "Нисса") и, наконец, из Польши
        (квинтет "Walk Away"). Пусть читатель сам решает,
        достаточно ли этого для "международного"
        статуса (чем весьма были озабочены сами
        организаторы). Инициаторы этого "садового
        действа" - менеджер джаз-клуба "Birdland"
        Михаил Грин и его (и всего Фестиваля)
        художественный руководитель Алекс Ростоцкий.
        Соответственно и творческая задача фестиваля -
        это не столько садово-парковый аттракцион,
        сколько шанс для джазистов, погруженных в ночную
        атмосферу ресторанов с музыкой, глотнуть свежего
        воздуха. И зря организаторы удивлялись, что
        пустыми остаются дорогие "места для VIP'ов" -
        зачем было платить по 30 у.е. , чтобы услышать тех,
        кого и так можно услышать каждый день? К чести
        музыкантов, большинство из них не выходит на
        плэнер с тем, что играется в закрытых залах.
        Например, один из двух "домашних" ансамблей
        клуба "Birdland" (с аккордеонистом-виртуозом
        Владимиром Данилиным) фактически представил
        программу своего первого компакт-диска. А
        серьезная джаз-роковая группа
        "Транс-Атлантик" (из театра Марка
        Розовского), наоборот, отказалась от композиций
        своего клавишника Сергея Чипенко, и выдала
        отличную развлекательную программу из
        репертуара группы "Brasil'88".
 "Электрическую музыку" играли и квартет
        пианиста Андрея Кондакова с рок-гитаристом
        Валерием Белиновым, и квинтет скрипача Феликса
        Лахути и еще один коллектив Ростоцкого -
        "Джаз-бас-театр". Особенно эффектно сыграла
        "труппа" худрука фестиваля "Бродвейский
        блюз" Орнетта Коулмэна: сразу две бас-гитары -
        Ростоцкого и Антона Ревнюка - прекрасно
        дополняют друг друга. На джаз-роке
        специализируется самый наш обаятельный вокалист
        Сергей Манукян. Но с помощью питерского пианиста
        Кондакова певец сделал акцент на джазовом
        репертуаре. И блестяще справился с тем, что под
        силу далеко не каждому джазовому трубачу или
        саксофонисту - например, виртуозной пьесой
        "Airegin" Сонни Роллинса .
 За исключением "Капеллы Дикси" кларнетиста
        Льва Лебедева и "Мерседес-джаз-бенда"
        барабанщика Бориса Матвеева, почти все в
        "Эрмитаже" - современный джазовый
        "мэйнстрим" - квинтет с трубой и саксофоном,
        не особенно отклоняющийся от вариаций на темы
        "добитлзовских" 60-х. И у молодых
        саксофонистов (Леонид Шупик, Дмитрий Мосьпан) и
        трубачей (Виталий Головнев) из квинтета Ивана
        Фармаковского и Виктора Епанешникова это
        получается не хуже чем у тех, кто с этой музыкой
        вырос. Даже лучше. Наспех собранная из
        "заслуженных артистов" команда
        "Российские звезды" выступила так, как
        раньше "мастера искусств" встречались с
        своим народом - не прилагая никаких творческих
        усилий и не говоря ничего нового. Из расчета, что
        публике сделается приятно от одного их появления
        на сцене. В польском "Walk Away" тоже собрались
        звезды (саксофонист Петр Барон и тромбонист
        Гжегож Нагурский), но играли поляки не дежурные
        стандарты, как наши, а свои собственные вещи и с
        завидным, почти юношеским энтузиазмом.
 Хотя публика тепло приняла туркменский ансамбль
        "Нисса" - с ее стороны это не более, чем дань
        моде на музыкальную экзотику. На самом деле, без
        "цветущего урюка", составленного посланцами
        Туркмен-баши буквально по незабвенным
        рекомендациям Остапа Бендера, вполне можно было
        бы обойтись.
 А вот без нового коллектива "Второе
        приближение" фестиваль был бы совсем другим.
        Это - камерно-интеллектуальное "кино не для
        всех" и уж тем более не для демонстрации на
        плэнере в солнечное воскресенье. Впрочем, если
        новый коллектив ставил своей целью - обратить на
        себя внимание профессиональных кругов , то, без
        сомнения, своего он добился и качественными
        стилизациями под Майлза Дэйвиса (труба Владимира
        Галактионова) и эзотерической смесью Белы
        Бартока (рояль Андрея Разина) с Лакшми Шанкар
        (голос Татьяны Комовой).
 Чего определенно не хватает в "Эрмитаже" вот
        уже второй раз, так это молодежного техно-джаза и
        джаз-оркестров - тем более, что. последние
        буквально созданы для парковых ракушек и к тому
        же - сейчас у молодежи в моде биг-бэндовый
        ритм-энд-блюз .
 Но все равно - производитель коньяка "Hennessy",
        наверное, правильно сделал, вручив свою премию -
        трехлитровую бутыль благородного напитка Алексу
        Ростоцкому. Все-таки, и идея "вмонтировать джаз
        в городскую среду" - хороша, и воплощение ее -
        можно сказать, на уровне международных
        стандартов.
 Свое вступительное слово "Джаз в саду
        "Эрмитаж" композитор-лауреат Юрий Саульский
        начал с весьма спорного утверждения
        "Тоталитаризм и джаз не совместимы". А как же
        быть тогда с ГДР середины 80-х, поощрявшей джаз во
        всех отношениях и в то же время запрещавшей
        советскую прессу эпохи начавшейся гласности?
        Если учесть, что на открытом воздухе в
        "Эрмитаже" все-таки не было ни биг-бэндов, ни
        - положа руку на сердце - международного
        звездного проекта (да хоть бы Михала Урбаняка, о
        котором ходили слухи), то как называется то, что
        мы сейчас имеем? Тоталитаризм - или еще как?
 
          Дмитрий Ухов |