ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #35

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.

Андрей Разин и проект "Второе приближение" - "Пьеро"

Андрей Разин и проект "Второе приближение"
"Пьеро"
(Boheme Music, CDBMR 904057, 1999)
* * * * 1/2

Из двух противоположных начал джазового музицирования - спонтанности и подготовленности - основой тут явно является второе, хотя в абсолютном исчислении спонтанности, может, и больше. Но композиторское начало побеждает все равно. Оно и не удивительно - лидер "Второго приближения" пианист Андрей Разин пришел к импровизационной музыке из академического мира, он - профессиональный композитор и даже член соответствующего Союза. Другие участники тоже вовсе не обязательно представители кондового джазового мэйнстрима. Вокалистка Татьяна Комова - заслуженная артистка России, каковое звание получила за цыганский вокал в знаменитом дуэте (когда-то трио) "Ромэн". Басист Игорь Иванушкин равно владеет как акустическим контрабасом и, соответственно, джазовой стилистикой, так и электрической бас-гитарой и стилистикой фьюжн. Барабанщик Вано Авалиани - мастер перкуссивных церемоний, работавший у легендарного Германа Лукьянова. А трубач Владимир Галактионов одинаково виртуозен как в стопроцентной джазовой традиции с горячим, жарким акустическим звуком, так и в сложных экспериментальных построениях, где его труба звучит сквозь электронику странным призрачным зовом. Ну, а о специальном госте, лучшем джазовом валторнисте мира Аркадии Шилклопере и говорить нечего - его поливалентность давно стала его фирменным знаком.
Сложные полистилистические построения Разина в равной степени включают элементы world beat (джаза и джаз-рока 90-х, замешанного на этнических истоках), современной академической камерной музыки, холодноватых - явно европейских - струй "новой импровизационной музыки"... Достаточно привести один пример: первый трек. Музыканты не то чтобы исполняют по-джазовому "Багатель" Бэлы Бартока - они идут глубже: берут подлинную венгерскую народную колыбельную, вдохновившую много десятилетий назад венгерского композитора, и развивают-обыгрывают именно ее. Здесь все идет в дело - и фольклорный опыт Комовой, и пианистическая изощренность Разина, и умение Шилклопера создавать какие-то надмирно-космические звуковые пласты, и хитроумные флажолеты Иванушкина...Общая картина - пожалуй, одно из самых необычных и привлекательных явлений авторского, композиторского течения в отечественном джазе. Это касается не только первого трека, но и всего альбома.
Ядро записи - шесть треков, записанных звукорежиссером Сергеем Большаковым весной 1999 г. в студии "Творческий центр Андрея Бочко". Широкая стереобаза, хорошая проработанность звуковых планов и достаточно искушенное использование виртуализованного эхо-пространства вполне искупают некоторую грубость собственно акустической составляющей записи (тем более что запись акустического рояля в такой музыки - действительно ой какое непростое дело). Особняком стоят два трека: "Этюд в ля-мажоре" - сольная импровизация-композиция Андрея Разина (записанная в той же студии, но другим режиссером - Олегом Тимофеевым - пятью годами раньше, и рояль звучит гораздо полнее и интереснее!) и "Импульс", записанный Сергеем Долговым "живьем" с концерта в Доме художника (как и большинство вставляемых в студийный альбом "живых треков", звучит достаточно чужеродно для альбома).
В целом "Пьеро" - более чем интересная работа. В потоке джазовых релизов (даже и в таком тоненьком, как в нашей стране) всегда бывает по крайней мере три типа альбомов: проходные, крепкие и этапные. Первые образуют основную массу, вторые - своего рода сливки (не открывающие новых путей, но подтверждающие класс), третьи эти новые пути как раз и открывают. Вот с этим случаем мы как раз и имеем дело.
Enver Izmailov Trio - "Minaret"

Enver Izmailov Trio
"Minaret"
(Boheme Music, CDBMR 902037, 1999)
* * * * 1/2

Вторая вышедшая в России на CD работа уникального крымского гитариста Энвера Измайлова разительно отличается от первой. На первой ("Восточная легенда") Энвер звучал соло, демонстрируя чудеса техники игры, изобретенной им самостоятельно (задолго до того, как он услышал разработавшего примерно похожую манеру американца Стэнли Джордана). На новом альбоме звучит трио: сам Энвер, духовик Наркет Рамазанов (саксофоны, кларнет, флейта) и перкуссионист Рустем Бари.
Музыкальная основа осталась прежней. Это этно-джаз, импровизационная музыка на фольклорной основе, причем очень широкой: здесь не только элементы музыки того народа, к которому принадлежат все три музыканта - крымских татар - но и балканские, ближневосточные, даже среднеазиатские (как и большинство крымских татар старше двадцати, Энвер вырос в ссылке - в узбекской Фергане). Зато арсенал музыкальных приемов сильно расширился. Сам Энвер говорит, что в музыке трио композиции и импровизации ровно по половине. И, видимо, он не лукавит. Хитроумные импровизационные соло (не только от Измайлова, но и - временами даже более интересные - от Рамазанова) чередуются с изысканно аранжированными подготовленными эпизодами. Во время гастролей по Франции местные музыканты назвали музыку Энвера "воображаемым фольклором" - то есть фольклором несуществующего народа; так оно и есть - слишком много элементов разных музыкальных культур смешалось здесь, слишком силен композиторский, авторский элемент, чтобы эту музыку можно было бы просто назвать фольклорной.
Запись альбома делалась в киевской студии "Аркадия Симфо" звукорежиссером Аркадием Вихоревым и доказывает, что в независимой Украине появляются весьма недурные звуковые работы. Звук альбома суховат, жестковат, но вполне четко эшелонирован; фольклорная манера игры вполне уживается с такими явлениями, как овердаббинг целых партий (так что одновременно порой звучит до шести и даже восьми инструментов), а драматургия звукового решения немало выигрывает благодаря тому, что все три инструменталиста вполне сознательно используют очень разные не только динамические, но и тембровые решения различных эпизодов и богато пользуются эффектами стерео.
Вряд ли стоит сравнивать два CD Энвера Измайлова - соло и трио; это слишком разные работы, хотя обе по-своему интересны и занимают в джазе постсоветского пространства каждая свое, уникальное место.
Nikolay Gromin & Alexey Kuznetsov - "True Friends"

Nikolay Gromin & Alexey Kuznetsov
"True Friends"
(Boheme Music, CDBMR 906073, 1999)
* * * *

На этом диске впервые переизданы в формате CD две классические для советского джаза работы - записи, сделанные в1978 и 1988 годах легендарным дуэтом гитаристов - Николаем Громиным и Алексеем Кузнецовым. Между двумя этими работами многое пролегло: и эмиграция Громина в Данию (он живет там и поныне, наезжая в Москву раз в год-два), и уход из жизни прежних партнеров по ансамблям... Да и сами работы очень разные: 78-й год - студийная, хорошо отрепетированная запись, 88-й - концерт в "Олимпийской деревне", насквозь спонтанный. И тем не менее сам дуэт - один и тот же: аккордовая по преимуществу, легко свингующая, горячая гитара Кузнецова и более "земная", играющая в основном одноголосными изощренными блюзовыми линиями, но не чуждающаяся и щедрой аккордовой переклички с партнером гитара Громина. Источники и составные части музыки дуэта очевидны и лежат на поверхности: это - российский (а точнее, советский) традиционный джаз at its best, и не его, советского джаза, вина, что он все-таки иного класса, нежели современный ему американский. Все равно в нем есть и душа, и страсть, и свинг, а история показывала, что необходимый класс лучшие представители вполне уверенно добирали, оказавшись в среде джаза американского.
Говорить о звуковом решении сложно: это все-таки "Мелодия" в самых своих консервативных проявлениях. Говоря о записи первого из двух объединенных в этом CD альбомов, Алексей Кузнецов вспоминает, что звукорежиссер Юрий Гритц просто воткнул две гитары в микшерский пульт, развел - Громина строго налево, Кузнецова - строго направо, и чуть-чуть добавил реверберации. Все. Так - честно - оно и звучит, рождая то ли ностальгию, то ли гордость за родную страну, то ли за музыкантов, в этих условиях остающихся вполне увлекательными и интересными.

Valentina Ponomareva - "Forte"

Valentina Ponomareva
"Forte"
(Boheme Music, CDBMR 904055, 1999)
* * * *

Самая популярная русская цыганка, мастер романса, и одновременно - одна из самых известных мире русских новоджазовых вокалисток, мастер чертовщинки и бесовщинки - такова Валентина Пономарева, певшая со всеми мировыми "звездами" новой импровизационной музыки. Альбом "Forte" вполне способен как удовлетворить ее давних поклонников, так и составить исчерпывающее о ней представление у тех, кто раньше ее никогда не слыхал. То есть слыхали-то все (ну кто не знает "А напоследок я скажу..."), просто как джазовая певица Пономарева известна куда менее широко, чем как исполнительница романсов.
Альбом составлен из концертных записей последних лет, что особенно ценно: большинство джазовых записей Пономаревой относятся к 80-м гг. Здесь и выступления в Екатеринбурге с бескомпромиссным фри-джазовым ансамблем из Челябинска "АМА-джаз", и фрагменты выступления в московском клубе "Форте" с джаз-роковыми и джазовыми музыкантами, такими, как Сергей Манукян, Игорь Бриль и Вячеслав Горский, и записи с авангардистами Сергеем Летовым и ЛаДонной Смит. Музыкальная основа - главным образом фри-джаз, спонтанное, выокоэнергетичное музицирование, в вокальном плане - гиперэмоциональное, временами даже физиологичное.
В звуковом плане всерьез рассматривать эту работу трудно - коллекция записей, сделанных прямо с концертного пульта, представляет вряд ли аудиофильный, скорее - исторический интерес, показывая, что наиболее интересная представительница авангардного джазового вокала России еще не собирается покидать сцену (или сосредотачиваться исключительно на романсах, хотя иногда кажется именно так).

Константин Волков

На первую страницу номера