502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #40
Михаил Грин: "Мне нравится качество, а не жанр"
Михаил ГринЯ рад, коллега, поздравить тебя и клуб "Birdland" с надвигающимся двухлетием и хотел бы уточнить дату рождения.
- Случилось это 7 ноября. Так уж вышло...
К Революции это имеет отношение?
- Надеюсь, что нет. Если только к небольшой революции в московском джазе. Хотя, это скорее небольшой мятеж.
Какие же цели ставились организаторами мятежа?
- Ты же знаешь, что у нас сейчас на 10-миллионный город насчитывается три с половиной клуба. А до этого не было ни нас, ни "Ле Клуба", и регулярно функционировал только "Джаз-арт клуб". Честно говоря, я решил уйти от того формата, который уже был у Алика Эйдельмана (владельца "Джаз-арт клуба" - ред.). Причин много, но главное, что он меня не очень удовлетворял. Поэтому мы вместе с Алексом Ростоцким (музыкальный директор "Birdland'а" - ред.) решили сделать ставку на джазовую элиту и на самую перспективную молодежь.
В чем ты видишь особенность клуба Александра Эйдельмана и в чем должна была быть разница?
- Он делает благое дело, дает возможность молодежи, которая только начинает постигать азы джаза, найти место для совместного музицирования, иногда поиграть и с маститыми музыкантами. Но, так как у нас клуб маленький, он сразу был ориентирован именно на выступления той самой элиты. У этих музыкантов тоже должна быть возможность играть. По той же причине вход в клуб оказался не дешевым, а это означает, что посетители должны были получить музыку высокого класса, а не студентов-музыкантов.
На какую публику была сделана ставка? Ведь обычные любители джаза - народ небогатый.
- Мы рассчитывали, что среди московской интеллигенции найдется 30 зажиточных человек, способных заплатить за вход 150 руб. Входная плата должна была окупать музыкантов, чтобы это не висело на ресторанном бюджете. И мне удалось выстроить эту политику так, что уже второй год мы, практически, работаем беспроигрышно и платим музыкантам зарплату за счет входа. Удалось набрать такой контингент публики, которой это нравится и которая может платить.
И что же за люди ходят к вам, наверное, есть постоянные посетители?
- У нас есть система клубных карточек, есть обратная связь. Люди очень приличные. Есть банковские служащие, не те, у которых пальцы врастопырку, а нормальные люди, которые с удовольствием приходят в пятницу отдохнуть, послушать хороший джаз. Затем есть руководители компаний, высокого уровня менеджеры, есть люди, работающие в сфере электроакустической аппаратуры. Нельзя в таком огромном городе рассчитывать только на людей, которые не могут заплатить за вход. Да и я не могу позволить себе заплатить очень мало выдающимся музыкантам, а ведь ряд выступающих в нашем клубе именно таковы. В результате и музыканты у нас не разбегаются и публика ходит, так что баланс соблюден.
Какими критериями определяется элита джазовых музыкантов, выступающих в клубе?
- Абсолютно точно могу ответить, что это наш вкус с Ростоцким. А как еще можно определять? Конечно, это не с потолка взятые вкусовые критерии. Конечно, это музыканты, имеющие авторитет, и нам нравится, как они играют. И сам Ростоцкий очень творческий человек. Ведь многие программы зародились в нашем клубе. Например, знаменитое "Супертрио" появилось в клубе, даже название ему дал я. А известный теперь диск вырос из программ, которые играли в клубе Владимир Данилин, Алексей Кузнецов, Алекс Ростоцкий. Затем программа Феликса Лахути появилась в клубе, программа Виталия Головнева памяти Клиффорда Брауна тоже звучала именно в клубе. Были уникальные программы Шилклопера с Ростоцким, которые больше нигде не звучали. Мы хотим, чтобы у нас была оригинальная музыка. Может быть она недостаточно новая с точки зрения некоторых критиков, но она нас устраивает.
Как исторически складывались твои собственные вкусы в джазе?
- Как ни странно, я прошел самые разные стадии, и в 60-е годы очень интересовался фри-джазом. Был такой период, когда я считал, что вообще ничего кроме этого слушать не надо, кроме Альберта Айлера, Колтрейна самого крутого, Дона Черри и т.д. Я слушал джаз-рок, фьюжн. Но потом я, как любой, наверное, нормальный человек, придя к своему 50-летию, понял, что мне самому нравится на сегодняшний момент. Как бы переболел всеми болезнями. Мне интересен мейнстрим. Но вообще, я тебе должен сказать, мне нравится качество, а не жанр. Мне важно, как играют. Как и в кино - мне не интересно про что, важно, как это снято.
А как ты сам пришел в джаз?
- Это было очень интересно. Как все мальчишки в 15 лет, я увлекался Элвисом Пресли, но одновременно я начал слушать Армстронга, это стандартно, но вот сразу за ним я перешел к Брубеку. Тогда появились лучшие его диски. Это было начало 60-х годов. А первый мой джазовый клуб - это кафе "Молодежное" в первый день его открытия. Это был 61 год, когда там выбили двери, и я это все лично помню. И мой приятель, уже, к сожалению, покинувший этот мир Валерий Буланов, оказывал мне покровительство, ввел меня в джазовую тусовку, а я ему записывал разные диски, которые тогда уже начал коллекционировать. Постепенно у меня образовалась солидная коллекция, и, когда я поступил в институт и стал заниматься обменами дисков, познакомился с элитой джазовых коллекционеров.
За время существования клуба сложилось устойчивое ядро выступающих музыкантов. Вы собираетесь и дальше его эксплуатировать, или что-то будет меняться?
- Как раз самое интересное заключается в том, что сразу после юбилея, начиная с 16 ноября, мы переходим на 5-дневный режим работы. Джаз будет звучать со вторника по субботу. У нас будет три концертных дня и два камерных. Причем на камерные вечера входные билеты продаваться не будут (то есть вход будет свободный - ред.). Играть будут Лева Кушнир, Леша Беккер, будут дуэты. А музыканты будут оплачиваться за счет заведения. А третий концертный день в субботу будет отдан вокалу, который так жаждет публика. Ростоцкий в этот день уже занят не будет. Будут и другие новые программы. В ближайшее время приезжает наш приятель Майк Эллис, будет выступать с разными музыкантами, да и молодежь готовит новые программы. Клуб готов прогрессировать.
Это вызывает оптимизм, тем более, если творчество сопровождается материальным достатком. Так что я желаю тебе, Алексу Ростоцкому и клубу "Земля птиц" процветания на улице с многозначительным названием Щипок, и... встретимся в пятницу!

Беседовал Михаил Митропольский

На первую страницу номера